Библиографическое описание:

Платонова М. С. Сравнительный анализ зрительных функций дошкольников из семей с разным материальным уровнем // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 667-670.

В статье представлены результаты нейропсихологического анализа зрительных функций дошкольников из семей с разным материальным уровнем: высоким, средним и низким. Полученные эмпирические результаты свидетельствуют, что чем выше материальное положение семьи, тем точнее и дифференцированее развивается зрительное восприятие детей.

Ключевые слова: зрительные функции; восприятие; материальный уровень; нейропсихологические пробы; высокий, средний и низкий уровень дохода.

 

Зрительное восприятие является ведущим в жизни человека, его открытии и познании мира. Большую часть информации, начиная с младенчества, мы воспринимаем в зрительной модальности. Ведущая роль зрительной системы определяется не только тем, что она является дистантным анализатором, дающим информацию об окружающем мире без непосредственного контакта с его объектами, но и тем, что в образах зрительных ощущений и восприятия находят отражение ведущие признаки объективной реальности — форма, размер. Ни одна анализаторная система не дает такой полной информации об окружающем мире, как зрительная [3].

Процесс зрительного восприятия осуществляется сложной функциональной системой, в состав которой входят звенья всех трех блоков мозга: стойкого уровня бодрствования, собственно зрительного гнозиса и необходимого активного процесса рассматривания объекта с выдвижением гипотез, по поводу увиденного [8].

Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители [7].

От 3–4 лет к 6–7 годам в зрительных областях происходят существенные изменения, выражающиеся в их специализации в осуществлении отдельных зрительных операций. К концу дошкольного возраста зрительное и осязательное обследование предмета становится более организованным и систематичным. Выделяемые признаки соотносятся между собой и целостным представлением объекта, что способствует формированию дифференциального и более адекватного сенсорного образа [6].

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия [2].

Социальные факторы, могут быть как благоприятными для развития зрительного восприятия, так и наоборот, способствовать торможению его развития. Они не приводят к повреждениям нервной системы, но могут повлиять на темпы его созревания или привести к тем или иным расстройствам.

Одним из значимых социальных факторов развития ребенка является семья. Значимость её влияния на личность, её сложность, многогранность и проблематичность обуславливают существование большого количества различных подходов к изучению влияния семейных факторов на когнитивное развитие детей. В работах многих авторов [9,10,11], прослеживается связь между социально-экономическим уровнем семьи и уровнем интеллектуального развития ребенка. Выделяются конкретные механизмы влияния материального благосостояния семьи на когнитивное развитие детей. Экспериментальные данные многих авторов разбивают подобные исследования на два класса: исследования влияния обогащенной среды и обедненной среды.

Еще Г. Гетцер в 1937 установил, что дети из семей с плохими условиями жизни отстают в своем когнитивном развитии от сверстников из нормальных семей. Низкий материальный статус семьи отрицательно сказывается на развитии ребенка. Причем, чем дольше ребенок находится в социокультурно обедненной среде, тем ниже будут его когнитивные способности, и напротив, как было установлено, если дети росли у родителей, которые постоянно стимулировали их психику, давая им возможность общаться с разными людьми, манипулировать с новыми предметами и осваивать новые навыки, то они развивались гармонично [4].

Первое большое исследование роли социально-экономических параметров и их связи с формированием интеллекта было проведено Дж.Б.Маллером в Нью-Йорке в 1930 г. Маллер сопоставил академическую успеваемость и экономический статус (доход) семей у ста тысяч 10-летних детей. Корреляция между этими параметрами оказалось равной 0,53, что указывает на взаимную зависимость этих показателей.

В конце 30-х годов Э. Торндайк обобщил обширные социологические данные, касающиеся 245 городов США, с населением более 30000 человек, и сгруппировал их в семь категорий, основными из которых были характеристики, связанные со здоровьем граждан (уровень заболеваемости, детская смертность), с обучением (зарплата учителей, средства, выделяемые бюджетом города на обучение), с отдыхом и развлечениями (величина бюджетных средств), с экономическим положением граждан (зарплата, собственность граждан, например квартиры и дома) [5].

На основании этих категорий он вычислил индексы „общего благополучия” для разных городов и сопоставил их с показателями интеллекта школьников. Корреляция оказалась очень высокой. Например, для 12-летних школьников она была равна 0,86: чем благополучнее город (выше доход граждан, больше заботы об образовании и т. д.), тем выше интеллект. Сопоставление величины дохода на душу населения и показателя интеллекта, сделанное Э. Торндайком, обнаружило почти такой же уровень связи: коэффициент корреляции, полученный на примере той же группы школьников, оказался равен 0,78 [5].

Значит, в хороших условиях способности ребенка имеют большую вероятность проявиться, что скажется на уровне общего интеллекта. При плохих условиях предпосылки интеллекта далеко не всегда имеют возможность реализоваться.

Безусловно, высокий уровень доходов сам по себе не гарантирует успех ребенка в обучении, а является косвенным условием успешности развития и может помочь реализовать заложенный в нем биологический потенциал.

Поэтому, целью нашего исследования является сравнительный анализ состояния зрительных функций у дошкольников, воспитывающихся в семьях с разным уровнем материального дохода.

Экспериментальное исследование проводилось в 2014 году. В исследовании приняло участие 180 детей в возрасте от 6–7 лет, 46 детей из семей с высоким уровнем дохода (более двух прожиточных минимумов на одного члена семьи), 64 ребенка из семей со средним уровнем дохода (от одного до двух прожиточных минимумов на одного члена семьи) и 70 детей из семей с низким уровнем дохода (менее одного прожиточного минимума на одного члена семьи).

Для анализа зрительного восприятия была применена нейропсихологическая проба на узнавание перечеркнутых, наложенных и недорисованных изображений, предложенная А. Р. Лурией и адаптированная в лаборатории нейропсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова [1]. Статистическая обработка данных производилась c использованием пакета программ SPSS for Windows, версия 20.

В целях обобщенного анализа полученных данных нами была использована специальная процедура вычисления нейропсихологических индексов. Индексы представляют собой комплексные величины, которые в совокупности более надежны, чем в отдельности. Система подсчета индексов помогает в исследовании конкретных высших психических функций и представляет собой значения, в которые входят параметры, отвечающие за конкретный фактор.

Результаты представлены в таблице 1. Полученные нами индексы дают возможность сравнить функции зрительного восприятия детей дошкольного возраста в зависимости от материального уровня семьи.

Таблица 1

Средние показатели индексов функций

Значения индексов

Высокий 1гр

Средний 2гр

Низкий 3гр

Уровень различий 1 и 2гр

Уровень различий 1 и 3гр

Уровень различий 2 и 3гр

Зрительный гнозис

0,38

0,78

-0,32

0,02*

0,000**

 

* различия на уровне р < 0,05; ** различия на уровне р < 0,001;символом «~» обозначена тенденция.

 

В ходе исследования были выявлены различия в зрительных функциях детей дошкольного возраста в зависимости от материального уровня семьи. А именно, как видно из таблицы 1 у детей, воспитывающихся в семьях с низким материальным уровнем, возможности переработки зрительной информации значительно снижены и отличаются на статистически значимом уровне от показателей детей, воспитывающихся в семьях со средним и высоким уровнем дохода(p=0,000 и p=0,02). Наиболее оптимальный уровень сформированности зрительного гнозиса наблюдается у детей из семей высокого материального статуса.

Рассмотрим отдельно каждый полученный показатель, характеризующий особенности зрительного восприятия дошкольников.

Таблица 2

Среднегрупповые показатели зрительного восприятия

Показатели

Высокий 1гр

Средний

2гр

Низкий 3гр

Уровень различий 1 и 2гр

Уровень различий 1 и 3гр

Уровень различий 2 и 3гр

Перечеркнутые изображения

3,25

2,96

2,7

 

0,01*

 

Недорисованные изображения

1,95

1,76

1,61

 

0,08~

 

Наложенные изображения

2,19

2,14

1,90

 

0,000**

0,04*

 

* различия на уровне р < 0,05; ** различия на уровне р < 0,001;символом «~» обозначена тенденция.

Выполнение пробы на опознание перечеркнутых изображений доступно дошкольникам в большей или меньшей степени. У дошкольников, воспитывающихся в семьях с низким материальным уровнем, наблюдается не высокая продуктивность распознавания перечеркнутых изображений. Большинство детей данной группы распознают изображения менее чем на 50, % т. е. от 0 до 2,7 картинок из 6 предъявленных.

Близки по своим показателям распознания перечеркнутых изображений дети из семей среднего материального статуса. И только дети из семей с высоким уровнем дохода на статистически значимом уровне(p=0,01) продуктивнее распознают изображения.

Из трех нейропсихологических проб на исследование зрительного гнозиса, выполнение задания на опознавание недорисованных изображений оказалось наиболее сложным для всех дошкольников. При этом показатели продуктивности детей трех исследуемых групп находятся приблизительно на одном уровне. Различаются лишь на уровне статистической тенденции.

Как видно из таблицы 2 в опознавании наложенных изображений, наилучшие показатели выявлены у детей из семей высокого и среднего материального уровня в отличие от показателей детей из семей низкого материального статуса(p=0,000 p=0,04).

Трудности опознавания изображений проявляется и в ошибках, которые допускают дети в ходе нейропсихологического обследования.

Таблица 3

Среднегрупповые показатели ошибок зрительного восприятия

Показатели

Высокий 1гр

Средний

2гр

Низкий 3гр

Уровень различий 1 и 2гр

Уровень различий 1 и 3гр

Уровень различий 2 и 3гр

Вербально-перцептивные ошибки

2,32

2,29

2,81

0,04*

0,02*

 

Перцептивно-близкие ошибки

2,2

2,71

2,7

 

0,08

0,08

 

* различия на уровне р < 0,05; ** различия на уровне р < 0,001;символом «~» обозначена тенденция.

Количественный и качественный анализ ошибок распознавания изображений показал, что дети, из семей низкого материального уровня, допускают гораздо чаще вербально — перцептивные и перцептивно близкие ошибки (таблица 3). Ошибки вербально — перцептивного типа возникают при недостаточной связи зрительного образа предмета и слова, что может приводить к называнию предмета по картинке близким по значению словом. Так, кувшин иногда называется чашкой, графином. Эти ошибки указывают на трудности, связанные, прежде всего с актуализацией названия предмета, и говорят о левополушарных трудностях взаимодействия в речевой и в гностической сфере

Таким образом, при одинаковом отражении части изображенного на картинке предмета разные дети извлекают доступную только им собственную индивидуальную информацию для построения и опознания целостного образа имеющегося изображения.

Анализ полученных результатов, позволяет сделать вывод, что детям дошкольного возраста из семей высокого материального уровня свойственно более точное дифференцированное зрительное восприятие, что определяется достаточным уровнем сформированности лобных отделов головного мозга, а так же затылочных отделов левого и правого полушария. Дети из семей среднего достатка близки по своим показателям развития зрительного гнозиса к детям из первой группы. Детям из семей с низким материальным статусом свойственны низкие возможности переработки зрительной информации, что обусловлено несформированностью механизмов гностической сферы и наличием левополушарного дефицита (вербально — перцептивные ошибки).

 

Литература:

 

1.                  Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 22.

2.                  Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1988.

3.                  Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия PDF. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973, 19–39с.

4.                  Г.Глейтман, А.Фридлунд, Д.Райсберг. Основы психологии: учеб. пособие/ СПб.: Речь, 2001.- 1068 с.

5.                  Малышева, Л. В. Модель интеллекта: 100 лет развития /Л. В. Малышева.- М.: МПСИ, 2006.

6.                  Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие /Ю. В. Микадзе. — СПб.: Питер, 2008.

7.                  Рузская А. Г. Развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста. — М., 1966.

8.                  Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. — (Серия «Классический университетский учебник».

9.                  Kreft, I. G. Using multilevel analysis to assess school effectiveness: A study of Dutch secondary schools / I. G. Kreft// Sociology of Education.-1993.- V. 66.- P. 104–129.

10.              Parcel, T. L. Capital at home and at school: Effects on student achievement / T. L. Parcel, M. J. Dufur // Social Forces. -2001.-V. 79.- P. 881–911.

11.              Votruba-Drzal, Е. Economic Disparities in Middle Childhood Development: Does Income Matter? / Е. Votruba-Drzal// Developmental Psychology.- 2006. -V. 42.- Р. 1154.- (http://www.childpsy.ru/)



[1] Публикация подготовлена при поддержке фонда РГНФ, грант № 14–06–00293 «Нейропсихологический подход к изучению роли средовых факторов в формировании высших психических функций у детей»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle