Библиографическое описание:

Балукова С. Е. Внутренний аудит как форма управленческого контроля на малых предприятиях // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 336-338.

В данной статье рассматривается методика организации внутреннего аудита на малых предприятиях, как элемента управленческого контроля.

Ключевые слова:внутренний аудит, аудиторский риск, неотъемлемый риск, контрольный риск, риск необнаружения, малые предприятия, налоговый аудит.

 

На сегодня, чтобы поддержать конкурентоспособность малый бизнес должен проявлять особенный интерес к системе внутреннего контролирования. Для того чтобы достичь желаемого результата проводится внутренний аудит.

Для проведения аудита, аудитору следует руководствоваться Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307 ФЗ, где отражены понятия аудита и система законодательного и нормативного регулирования аудиторской деятельности. [1] В данном законе деятельность аудита трактуется, как деятельность по проведению аудита и предложению сопутствующих аудиту услуг, исполняемая аудиторскими организациями, персональными аудиторами. То есть проведение аудита считается составляющей аудиторских услуг.

Внутренний аудит — это проверка работы предприятия, реализовываемая изнутри проверяемого субъекта. Он выделяет информационную основу о данной работе и одобряет подлинность отчетностей менеджеров.

Во внутренний аудит включаются такие функции как: прослеживание результативности процедур внутреннего контролирования (ревизия основных бухгалтерских систем и внутреннего контроля); подготовка и анализ экономического и управленческого материала (содержит в своем составе обобщающую ревизию способов для подготовки, фиксирования, систематизации информации и составления отчетности на ее базе, а еще требования в отношении отдельных ее составляющих); проверка экономности, производительности, действенности аудируемого лица; контроль над следованием законодательству России, нормативных актов и остальных внешних требований, а также политики, указаний, предписаний и остальных внутренних требований начальства.

Следовательно, внутренний аудит реализовывает не только лишь контроль над применением и сохранностью активов, но и контроль над денежной политикой и качеством менеджмента.

Функции внутреннего аудита могут осуществляться не только лишь работниками фирмы, но и приглашенными самостоятельными аудиторами.

В средних и малых предприятиях все чаще появляется надобность во внутреннем аудите фирмы, собственно что обуславливает видоизменения законодательных актов, которые к тому же регулируют механизмы финансовых способов управления и финансовые отношения субъектов предпринимательства с их сегментами и государством. [4] Внутренний аудит нужен для предотвращения нерациональных затрат, утрат и хищений вещественных и валютных ресурсов организации, своевременного предупреждения и актуальной разработки рекомендаций по выходу из финансовых трудностей, что важно для предприятий малого и среднего бизнеса.

Главной целью внутреннего аудита считается обеспечение производительности функционирования всех видов работы на всех уровнях управления, а еще в защите законных интересов организации и ее владельцев.

Важными отличительными чертами обладает организация и методология проведения внутреннего аудита малых предприятий.

Организация и методология аудита малых предприятий на официальном уровне представлена Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при  Президенте РФ 11.07.2000 г. Протокол N 1) [3], который считается стандартом внешнего аудита.

Во время выполнения аудита малых экономических субъектов, аудиторам надлежит в абсолютной мере следовать стандартам аудиторской деятельности. [4] Более того для субъектов малого предпринимательства можно отметить некоторое количество особенностей, которые оказывают действие на проведение аудита. Данные специфики бывают вызваны надлежащими причинами: ограничение или же недоступность разграничения возможностей служащих, отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности; доминирующее воздействие владельца на все стороны работы предприятия.

Также когда совершается планирование аудиторских процедур, аудитору стоит избрать методологию аудита, руководствуясь, во-первых, вероятностью деления ответственности и полномочий работников, отвечающих за ведение бухгалтерского учета, отличительными чертами организационной системы бухгалтерского учета и документооборота проверяемого предприятия. В период проведения аудита малых предприятий особенное внимание стоит уделить соответствующим факторам риска:

записи учета могут производиться нерегулярно, могут не показывать подлинного положения дел;

вследствие минимальной, нежели в иных экономических субъектах, численности учетных сотрудников, по беспристрастным основаниям нельзя гарантировать соответствующее деление их ответственности и возможностей;

в критериях малых экономических субъектов вероятно условие, когда работники, ведущие бухгалтерский учет, синхронно имеют доступ к таким активам экономического субъекта, которые просто могут быть сокрыты, изъяты или реализованы (совмещение должности бухгалтера и кассира; ведение бухгалтерского учета управляющим организации и другое);

в том случае если предприятие выполняет значительное количество операций за наличный расчет, может возникнуть ситуация, когда прибыль занижает или же не фиксирует (с целью нарушений требований налогового законодательства), а расходы завышают (с целью провести как производственные затраты средства, посланные на собственное потребление руководящих работников);

при маленьком числе сотрудников, ведущих бухгалтерский учет, что делает затруднительным вероятность систематических сверок учетных данных, благодаря чему появляется риск ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.

Кроме того на малых предприятиях возникает очередной риск средств контролирования, в районе внедрения систем компьютерной обработки данных. В том случае если употребляется единственный компьютер с упрощенной программой учета для одного бухгалтера или же небольшого числа учетных сотрудников, возникает вероятность вводить несоответствующие данные в систему учета. К примеру, произвольно изменять оболочку программы и информационной базы данных, вносить в систему операции «задним числом», проводить операции, не принявшие одобрения или же утверждения в определенном порядке.

Таким образом, существенно отметить три составляющих аудиторского риска: неотъемлемый риск; контрольный риск; риск необнаружения. При определении этих трех составляющих, возможно, определить аудиторский риск по формуле: AR=IR x CR x DR, где AR — аудиторский риск; IR — неотъемлемый риск; CR — контрольный риск; DR — риск необнаружения.

Для поставленной цели аудита весомое значение имеет верная исчисление контрольного риска, потому что на базе ее результатов аудитор может определить наиболее приемлемый уровень риска необнаружения и оформляет программу аудиторских процедур.

Некоторые специфики имеет процедура подготовительного планирования аудита, в случае малого предпринимательства.

На этапе подготовительного планирования производится ознакомление с системой бухгалтерского учета и контролирования финансового субъекта. Аудитору следует отказаться от работы с малым предприятием в том случае, если не предоставляется возможным получить достаточно информации, благодаря которой аудитор формирует полное и достоверное аудиторское заключение. Перед тем как начать аудиторскую проверку аудитор должен составить договор или же письмо-обязательство, в которых указываются права и обязанности аудитора и экономического субъекта,. При этом надлежит следовать стандартам аудиторской деятельности.

В ходе аудита малых экономических субъектов следует тщательно планировать работу, анализировать специфику деятельности проверяемого субъекта, исследовать системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. В ходе аудита следует оценить, дают ли возможность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля собрать аудиторские доказательства, нужные для подготовки мнения аудитора.

При аудите малого экономического субъекта следует уделять внимание получению официальных письменных разъяснений от его руководства, в которых подтверждалось бы осознание собственной ответственности и организации за ведение бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. Данное разъяснение считается одной из форм аудиторских доказательств, которому аудитор не обязан верить, безусловно.

При сборе и оценке информации о малом экономическом субъекте надо принимать во внимание специфику нормативной базы данного субъекта, в том числе:

упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации работы субъекта малого предпринимательства;

упрощенный порядок предоставления статистической и бухгалтерской отчетности; допустимость применения субъектами малого предпринимательства самостоятельно разработанных форм для документирования хозяйственных операций;

воздействие регионального и местного законодательства на функционирование малых экономических субъектов.

Также, при получении аудиторских доказательств в ходе аудита субъекта малого предпринимательства, использующего упрощенную систему налогообложения, оценивают:

особенности использования субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, исходя из нормативных критериев, под воздействием которых они попадают под действие данной системы;

соблюдение порядка отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов;

верное исчисление валовой выручки и общего дохода (исходя из соответствующего списка расходов);

Внедрение компьютеров при аудиторской проверке надлежит согласовывать в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Проведение аудита с помощью компьютеров» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол N 1). [2]

В ходе аудита аудитору следует обеспечить достаточный уровень уверенности для того, чтобы в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности, он смог выразить положительное мнение.

В системе аудиторского сервиса налоговый аудит считается наиболее распространенной аудиторской услугой. Это зависит от того, что наибольший вред государству наносят злоупотребления и уклонения от уплаты налогов. Методы, используемые для избежания уплаты налогов, довольно многообразны и многочисленны. Выделяют семь групп налоговых преступлений:

игнорирование налоговых обязанностей;

выведение субъекта налогообложения из налогового контроля;

не отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности в документах бухгалтерского и налогового учета;

конспирация объектов налогообложения методом отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности на ненадлежащих счетах бухгалтерского учета;

занижение размера дохода, объема реализованной продукции, цены налогооблагаемого имущества;

искажение экономических показателей, позволяющих убавить величину налогооблагаемой базы; использование безосновательных изъятий и скидок. [5]

При проведении налогового аудита могут выполняться и иные сопутствующие работы, такие как: корректность определения налогооблагаемой базы, экспертиза актов налоговых органов, налоговое планирование и оптимизация налогообложения, постановка налогового учета, защита интересов налогоплательщика в арбитражных судах, разработка и предоставление всевозможных рекомендаций.

Таким образом, малые предпринимательства по окончании отчетного периода предоставляют налоговую и статистическую отчетность; оплачивают налоги, зарплату; социальное страхование, аренду; вносят трансформации в учредительные документы; проводят переоценку основных средств и начисляют амортизацию. Все данные действия, равно как и бездействия создадут факты хозяйственной жизни предприятия, которые нужно учитывать, подвергать анализу и контролировать.

В заключении отметим, что внутренний аудит играет огромную роль для управленческого контроля на малых предприятиях и является неотъемлемой и необходимой составляющей управленческого контроля.

 

Литература:

 

1.      Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

2.      Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Проведение аудита с помощью компьютеров» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол N 1)

3.      Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при  Президенте РФ 11.07.2000 г. Протокол N 1)

4.      Васильчук О. И. Процедуры аудита деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, направленные на обеспечение экономической безопасности // Инновационное развитие экономики. 2011. № 3. с. 17–26.

5.      Воронина Л. И. Аудит: теория и практика. // Учебник. М.: Омега — Л, 2013.

Основные термины: аудита малых, аудита малых экономических, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета, внутреннего аудита, аудита малых предприятий, малых предприятиях, малых экономических субъектов, «Особенности аудита малых, ведение бухгалтерского учета, деятельности «Особенности аудита, системы бухгалтерского учета, риск необнаружения, контрольный риск, неотъемлемый риск, проведение аудита, аудиторский риск, проведения аудита, Внутренний аудит, стандартам аудиторской деятельности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle