Библиографическое описание:

Балукова С. Е. Внутренний аудит как форма управленческого контроля на малых предприятиях // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 336-338.

В данной статье рассматривается методика организации внутреннего аудита на малых предприятиях, как элемента управленческого контроля.

Ключевые слова:внутренний аудит, аудиторский риск, неотъемлемый риск, контрольный риск, риск необнаружения, малые предприятия, налоговый аудит.

 

На сегодня, чтобы поддержать конкурентоспособность малый бизнес должен проявлять особенный интерес к системе внутреннего контролирования. Для того чтобы достичь желаемого результата проводится внутренний аудит.

Для проведения аудита, аудитору следует руководствоваться Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307 ФЗ, где отражены понятия аудита и система законодательного и нормативного регулирования аудиторской деятельности. [1] В данном законе деятельность аудита трактуется, как деятельность по проведению аудита и предложению сопутствующих аудиту услуг, исполняемая аудиторскими организациями, персональными аудиторами. То есть проведение аудита считается составляющей аудиторских услуг.

Внутренний аудит — это проверка работы предприятия, реализовываемая изнутри проверяемого субъекта. Он выделяет информационную основу о данной работе и одобряет подлинность отчетностей менеджеров.

Во внутренний аудит включаются такие функции как: прослеживание результативности процедур внутреннего контролирования (ревизия основных бухгалтерских систем и внутреннего контроля); подготовка и анализ экономического и управленческого материала (содержит в своем составе обобщающую ревизию способов для подготовки, фиксирования, систематизации информации и составления отчетности на ее базе, а еще требования в отношении отдельных ее составляющих); проверка экономности, производительности, действенности аудируемого лица; контроль над следованием законодательству России, нормативных актов и остальных внешних требований, а также политики, указаний, предписаний и остальных внутренних требований начальства.

Следовательно, внутренний аудит реализовывает не только лишь контроль над применением и сохранностью активов, но и контроль над денежной политикой и качеством менеджмента.

Функции внутреннего аудита могут осуществляться не только лишь работниками фирмы, но и приглашенными самостоятельными аудиторами.

В средних и малых предприятиях все чаще появляется надобность во внутреннем аудите фирмы, собственно что обуславливает видоизменения законодательных актов, которые к тому же регулируют механизмы финансовых способов управления и финансовые отношения субъектов предпринимательства с их сегментами и государством. [4] Внутренний аудит нужен для предотвращения нерациональных затрат, утрат и хищений вещественных и валютных ресурсов организации, своевременного предупреждения и актуальной разработки рекомендаций по выходу из финансовых трудностей, что важно для предприятий малого и среднего бизнеса.

Главной целью внутреннего аудита считается обеспечение производительности функционирования всех видов работы на всех уровнях управления, а еще в защите законных интересов организации и ее владельцев.

Важными отличительными чертами обладает организация и методология проведения внутреннего аудита малых предприятий.

Организация и методология аудита малых предприятий на официальном уровне представлена Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при  Президенте РФ 11.07.2000 г. Протокол N 1) [3], который считается стандартом внешнего аудита.

Во время выполнения аудита малых экономических субъектов, аудиторам надлежит в абсолютной мере следовать стандартам аудиторской деятельности. [4] Более того для субъектов малого предпринимательства можно отметить некоторое количество особенностей, которые оказывают действие на проведение аудита. Данные специфики бывают вызваны надлежащими причинами: ограничение или же недоступность разграничения возможностей служащих, отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности; доминирующее воздействие владельца на все стороны работы предприятия.

Также когда совершается планирование аудиторских процедур, аудитору стоит избрать методологию аудита, руководствуясь, во-первых, вероятностью деления ответственности и полномочий работников, отвечающих за ведение бухгалтерского учета, отличительными чертами организационной системы бухгалтерского учета и документооборота проверяемого предприятия. В период проведения аудита малых предприятий особенное внимание стоит уделить соответствующим факторам риска:

записи учета могут производиться нерегулярно, могут не показывать подлинного положения дел;

вследствие минимальной, нежели в иных экономических субъектах, численности учетных сотрудников, по беспристрастным основаниям нельзя гарантировать соответствующее деление их ответственности и возможностей;

в критериях малых экономических субъектов вероятно условие, когда работники, ведущие бухгалтерский учет, синхронно имеют доступ к таким активам экономического субъекта, которые просто могут быть сокрыты, изъяты или реализованы (совмещение должности бухгалтера и кассира; ведение бухгалтерского учета управляющим организации и другое);

в том случае если предприятие выполняет значительное количество операций за наличный расчет, может возникнуть ситуация, когда прибыль занижает или же не фиксирует (с целью нарушений требований налогового законодательства), а расходы завышают (с целью провести как производственные затраты средства, посланные на собственное потребление руководящих работников);

при маленьком числе сотрудников, ведущих бухгалтерский учет, что делает затруднительным вероятность систематических сверок учетных данных, благодаря чему появляется риск ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.

Кроме того на малых предприятиях возникает очередной риск средств контролирования, в районе внедрения систем компьютерной обработки данных. В том случае если употребляется единственный компьютер с упрощенной программой учета для одного бухгалтера или же небольшого числа учетных сотрудников, возникает вероятность вводить несоответствующие данные в систему учета. К примеру, произвольно изменять оболочку программы и информационной базы данных, вносить в систему операции «задним числом», проводить операции, не принявшие одобрения или же утверждения в определенном порядке.

Таким образом, существенно отметить три составляющих аудиторского риска: неотъемлемый риск; контрольный риск; риск необнаружения. При определении этих трех составляющих, возможно, определить аудиторский риск по формуле: AR=IR x CR x DR, где AR — аудиторский риск; IR — неотъемлемый риск; CR — контрольный риск; DR — риск необнаружения.

Для поставленной цели аудита весомое значение имеет верная исчисление контрольного риска, потому что на базе ее результатов аудитор может определить наиболее приемлемый уровень риска необнаружения и оформляет программу аудиторских процедур.

Некоторые специфики имеет процедура подготовительного планирования аудита, в случае малого предпринимательства.

На этапе подготовительного планирования производится ознакомление с системой бухгалтерского учета и контролирования финансового субъекта. Аудитору следует отказаться от работы с малым предприятием в том случае, если не предоставляется возможным получить достаточно информации, благодаря которой аудитор формирует полное и достоверное аудиторское заключение. Перед тем как начать аудиторскую проверку аудитор должен составить договор или же письмо-обязательство, в которых указываются права и обязанности аудитора и экономического субъекта,. При этом надлежит следовать стандартам аудиторской деятельности.

В ходе аудита малых экономических субъектов следует тщательно планировать работу, анализировать специфику деятельности проверяемого субъекта, исследовать системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. В ходе аудита следует оценить, дают ли возможность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля собрать аудиторские доказательства, нужные для подготовки мнения аудитора.

При аудите малого экономического субъекта следует уделять внимание получению официальных письменных разъяснений от его руководства, в которых подтверждалось бы осознание собственной ответственности и организации за ведение бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. Данное разъяснение считается одной из форм аудиторских доказательств, которому аудитор не обязан верить, безусловно.

При сборе и оценке информации о малом экономическом субъекте надо принимать во внимание специфику нормативной базы данного субъекта, в том числе:

упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации работы субъекта малого предпринимательства;

упрощенный порядок предоставления статистической и бухгалтерской отчетности; допустимость применения субъектами малого предпринимательства самостоятельно разработанных форм для документирования хозяйственных операций;

воздействие регионального и местного законодательства на функционирование малых экономических субъектов.

Также, при получении аудиторских доказательств в ходе аудита субъекта малого предпринимательства, использующего упрощенную систему налогообложения, оценивают:

особенности использования субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, исходя из нормативных критериев, под воздействием которых они попадают под действие данной системы;

соблюдение порядка отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов;

верное исчисление валовой выручки и общего дохода (исходя из соответствующего списка расходов);

Внедрение компьютеров при аудиторской проверке надлежит согласовывать в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Проведение аудита с помощью компьютеров» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол N 1). [2]

В ходе аудита аудитору следует обеспечить достаточный уровень уверенности для того, чтобы в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности, он смог выразить положительное мнение.

В системе аудиторского сервиса налоговый аудит считается наиболее распространенной аудиторской услугой. Это зависит от того, что наибольший вред государству наносят злоупотребления и уклонения от уплаты налогов. Методы, используемые для избежания уплаты налогов, довольно многообразны и многочисленны. Выделяют семь групп налоговых преступлений:

игнорирование налоговых обязанностей;

выведение субъекта налогообложения из налогового контроля;

не отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности в документах бухгалтерского и налогового учета;

конспирация объектов налогообложения методом отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности на ненадлежащих счетах бухгалтерского учета;

занижение размера дохода, объема реализованной продукции, цены налогооблагаемого имущества;

искажение экономических показателей, позволяющих убавить величину налогооблагаемой базы; использование безосновательных изъятий и скидок. [5]

При проведении налогового аудита могут выполняться и иные сопутствующие работы, такие как: корректность определения налогооблагаемой базы, экспертиза актов налоговых органов, налоговое планирование и оптимизация налогообложения, постановка налогового учета, защита интересов налогоплательщика в арбитражных судах, разработка и предоставление всевозможных рекомендаций.

Таким образом, малые предпринимательства по окончании отчетного периода предоставляют налоговую и статистическую отчетность; оплачивают налоги, зарплату; социальное страхование, аренду; вносят трансформации в учредительные документы; проводят переоценку основных средств и начисляют амортизацию. Все данные действия, равно как и бездействия создадут факты хозяйственной жизни предприятия, которые нужно учитывать, подвергать анализу и контролировать.

В заключении отметим, что внутренний аудит играет огромную роль для управленческого контроля на малых предприятиях и является неотъемлемой и необходимой составляющей управленческого контроля.

 

Литература:

 

1.      Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

2.      Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Проведение аудита с помощью компьютеров» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол N 1)

3.      Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при  Президенте РФ 11.07.2000 г. Протокол N 1)

4.      Васильчук О. И. Процедуры аудита деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, направленные на обеспечение экономической безопасности // Инновационное развитие экономики. 2011. № 3. с. 17–26.

5.      Воронина Л. И. Аудит: теория и практика. // Учебник. М.: Омега — Л, 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle