Библиографическое описание:

Спатарь А. В. Взгляд на современный менеджмент // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 423-426.

До 1993 года пока в Россию не пришло новое модное слово менеджмент сферами нашей экономики управляли. И можно сказать управляли достаточно не плохо, ибо плодами построенных заводов, генерирующих мощностей, транспортной системы и механизмов, страна пользуется до сих пор.

«Исследования» управления и организации производства проводились еще во времена первых Императоров из династии Романовых. Зарождение горно-рудной отрасли, на Урале в XVII веке дало толчок развитию управление производством в Российской империи. Данное направление последовательно развивали многие экономические деятели в дореволюционной России. Основными вопросами, которые затрагивались в царской и Имперской России — это модернизация страны и вечное отставание от более развитых стран. Собственно эти вопросы актуальны и по сей день. В начале 20 века «менеджмент» в России развивался, как и на западе. Великая октябрьская революция на долгие годы оторвала исследование и развитие управленческих наук в России от обще мировых тенденций. Но, несмотря на это развитие управления, и его исследованиям в советский период посвящали множество людей.

В период социалистической России преобладали учения об административно-командном управлении. Основными его элементами, используя современный язык менеджмента, были следующие:

-          планирование;

-          организация;

-          контроль;

-          поощрение.

Собственно нельзя сказать, что управление в советские времена было не научным и не отвечающим современным представлениям. Основным отличием науки управления в советское время была его направленность на производства. Управления было узконаправленным. Не было попыток унифицировать управленческую деятельность и вывести его за рамки производства. Обычно управленцами цехов, заводов были выходцы из рабочих, закончившие СУЗы или ВУЗы по специальности. Они управляли на основе планов, директив сверху.

Основными показателем эффективности в производстве считалось выполнение планов или того лучше его превышение. У управленцев того времени голова была забита в основном тем, как улучшить производственные процессы для увеличения объема выпуска. Их мало волновали вопросы поиска более выгодных поставщиков сырья, расширение сбыта продукции или поиск новых рынков, ибо часто основным заказчиком заводов было государство, которое играло роль посредника. В современном понимании миссии и стратегических целей, да и сама стратегия разрабатывалась в верхах в лоне партии, ну или того министерства, к которому относилось по отрасли то или иное предприятие. Управленцам не надо было забивать голову стратегиями, все их мысли были направлены на выполнение задач и часто об экономичности организации в целом и эффективности отрасли в частности забывали во благо выполнения планы и поставленных целей. С точки зрения современного менеджмента можно сказать, что административно-командная система носила эффективный характер управления, но была не экономичной. Достижение поставленной цели не всегда ведет к процветанию, важно то какими методами и путями эта цель была достигнута. Экономическую жизнь того времени можно представить следующей схемой.

Рис. 1. Хозяйственная деятельность в СССР

 

Как можно заметить из рисунка 1, государство определяло почти все — от того, сколько будет потребитель потреблять, до того, сколько будет произведено. Такая система директивного управления просто не могла развить представления об управлении с точки зрения рыночной экономики. Являясь отдельными элементами системы, управленцы хозяйствующих единиц не задумывались ни о внешней среде и ее изменениях, ни о том, где искать квалифицированные кадры.

Многие проблемы и вопросы, которые встают перед управленцами в рыночной экономике, просто не имели смысла в социалистическом, постсоциалистическом и тем более коммунистическом обществе, которое так и не было построено. Основные элементы менеджмента как уже было сказано использовались, но множество смежных дисциплин таких как маркетинг, теория организации, стратегический менеджмент либо отторгались как предметы капиталистического, а значит не правильного общества, либо развивались только на высших уровнях власти.

Развитие управления производством и другими сферами жизни в СССР развивалось бурными темпами, но результаты данных исследований решали задачи, которые вставали перед организациями, функционирующими в административно-командной, социалистической экономике.

После коренных изменение начала 90-х годов. Когда на высших уровнях было принято решение полностью отойти от административно командной системы и создать рыночную экономику свободной конкуренции с минимальным вмешательством государства в нее на основе программы «500 дней», которая подразумевала шоковую терапию и обрушение всей старой системы экономики. Появилась нужда в изучении опыта капиталистических стран в экономике и в частности управлении. Собственно говоря, не мудрствуя лукаво и не придумывая своих технологий управления, что в общем то является трудо-затратным, управленцы стали потихоньку перенимать опыт в менеджменте у западных коллег и из западных учебников, что в общем то нашло отражение в названии предмета и науки, постепенно произошло не только полное перенимание названия, но и унифицирование теоретических взглядов на управления российских с обще принятыми мировыми концепциями.

Формирование рыночной экономики поставило перед организациями новые вызовы и проблемы, которые уже не одно десятилетие изучали западные коллеги экономисты. На ряду с менеджментом, который в принципе и так не плохо себя чувствовал в советское время в нашу жизнь первым делом даже опережая управленческую науку, вошел вездесущий маркетинг, который можно сказать основным движителем старых добрых «капиталистических концепций» об обществах потребления. Где вокруг нужд, потребностей и спроса потребителя крутится вся остальная жизнь экономическая, государственная, социальная.

Сохраняя основные элементы менеджмента, некоторые в понимание российских управленцев были модифицированы, а некоторые и во все возникли впервые. Не стоит разделять современные менеджмент и маркетинг, ибо это две науки взаимодополняющих друг друга и являющиеся движителем развития организации в современных условиях, а так же перехода экономики страны на инновационные рельсы:

-          исследование (внешней и внутренней среды)

-          планирование;

-          организация;

-          мотивация (лидерство);

-          контроль.

В условиях рыночной системы каждый ее элемент будь то организация, домашнее хозяйство и другие выстраивают свою деятельность как самостоятельной, независимой единицы в плане принятия решений в отличии от командно-административной системы, где многие сферы выстраивались по тоталитарным лекалам. В таких условиях возникла большая потребность в большом количестве управленцев, если раньше цели и стратегия была одна на всех, то теперь каждая организация имеет свое в какой-то степени оригинальное построение, которое может давать ей конкурентное преимущество среди остальных компаний, действующих в той же области или на том же рынке.

Если до 90-х годов слово конкуренция упоминалось разве что в разрезе социалистического соревнования, которое заключалось в перевыполнение плана. То после успешная конкуренция и видение своих конкурентных преимуществ это путь к успеху для организаций. Эффективность управления в рыночных структурах достигается за счет экономичности, но не только в сфере основного производства, но и в сфере работы с поставщиками, клиентами, сбыте, эффективной логистической системе.

Переняв рыночную систему развития общества, мы переняли и все те проблемы, с которыми сталкиваются в своей деятельности организации в условиях рынка, а следовательно, люди умеющие управлять на основе современных теорий в начале 90-х очень требовались, что и повлекло преподавание отдельно менеджмента в России, ибо управление перестало быть частью специалиста отрасли, оно стало универсальным для всех организаций.

Термин менеджмент вошел в современный российский обиход сравнительно недавно. Это слово было перенято из английского языка, где management на русский язык можно перевести просто как управление. Но управлять можно не только заводом или организацией, но и машиной или механизмом, поэтому нельзя рассматривать слово менеджмент как полный синоним слову управление.

В мире существуют сотни определений менеджмента. Многие из них достаточно узконаправленны, но практически все говорят, так или иначе, об одном, об управлении группами людей с разного рода целями, задачами и сферой деятельности. Следует рассматривать менеджмент с двух точек зрения:

Менеджмент — как научная дисциплина, которая изучает способы управления субъектом (менеджером) хозяйствующим объектом (организацией, группой лиц) для достижения поставленных перед объектом целей.

Менеджмент — как особая форма экономической деятельности направленная на управление хозяйствующими субъектами в различных сферах общества для эффективного достижения поставленных перед ними целей по средствам особых путей и методов при использовании наиболее экономичного сочетания ресурсов.

С одной стороны из второго определения можно сказать, что менеджмент не простое управление и почему же это такая отдельная наука. Суть менеджмента не в самом определении, а в раскрытии исходя из первого определения способов управления, а исходя из второго путей и методов, которые используются в управлении хозяйствующим субъектом. Основные элементы менеджмента следующие:

-          исследование внешней среды для понимания состоя рынка и тенденций его развития;

-          прогнозирование — на основе статистических данных, специальных математически методов тенденций развития;

-          планирование — что включает себя выработку миссии, целей, стратегии организации, ее структуры и состава работников и др. на основе исследований и прогнозирования;

-          организация — выстраивание деятельности организации в соответствии с разработанным планом, построение информационных систем по обмену информации между элементами структуры;

-          мотивация — разработка способов и методов стимулирования сотрудников для улучшения их стремления к труду и прилежной и эффективной работе в организации;

-          лидерство — управление людьми основанное на влиянии;

-          контроль — основополагающий элемент менеджмента, который заключается в оперативном контроле функционирования единиц организации для своевременного исправления ситуации при расхождении от плана;

-          принятие решений — это связующее звено между всеми элементами менеджмента, которое позволяет на основе данных контроля или исследования сделать выбор в правильном направлении.

Управленческая деятельность — это наверняка одна из самых древних деятельностей человека. Самой древней наукой об управлении является Тактика, а самой древней сферой деятельности, которая особо нуждается в управлении является военное дело, на фоне других так же выделяются древнейшие религиозные объединения.

Тактика — это наука о ведении боя. Офицеры, низшего звена — лейтенанты, старшие лейтенанты, должны на зубок знать следующее: «После получение боевой задачи командир взвода обязан»:

-          уяснить задачу;

-          оценить обстановку;

-          принять решение;

-          провести рекогносцировку;

-          отдать боевой приказ;

-          организовать взаимодействие, управление и боевое обеспечение;

-          проверить готовность подразделения к выполнению поставленной задачи;

-          доложить старшему товарищу о готовности взвода к выполнению боевой задачи.

Многие эти пункты как будто просто легли в основу многих книг по современному принятию «Управленческих решений», хотя механизму подготовки взвода к бою уже не один десяток лет. Так же как на войне ценится хорошо обученный офицер умеющий принимать правильные решения, для выполнения задачи, так и в управлении организацией, в какой либо сфере деятельности требуется менеджер, который будет вести ее к успеху.

С течением лет армии стран росли, механизмы, используемые ими, усложнялись. Если раньше командующими подразделениями в военных действиях могли быть просто люди наилучшим образом показавшими себя из числа солдат, то в настоящее время офицерскому делу учат тщательно, а на хорошего командира солдаты просто молятся, ибо от его решений может зависеть их жизнь.

В истории управления экономикой можно сказать было примерно так же. С течением времени после самоорганизации рыночных процессов проистекавших на всех просторах мира. Процессы, происходящие в экономике, росли и разрастались. Происходило укрупнение организации до образования транснациональных корпораций. Если в начале 20-го века собственник предприятия в полнее мог сам справиться с его управлением, привлекая незначительно число дополнительных людей из числа тех же рабочих, то современное развитие управления стало настолько сложным, что одному человеку просто не по силу справиться с различными его направлениями. В современном мире происходит разделение труда в самой управленческой среде:

-          Финансовый менеджмент;

-          Производственный менеджмент;

-          Управление логистикой;

-          Управление персоналом;

-          Маркетинг;

-          Управление качеством.

Разделение управленческих функций в крупной организации привело к их усложнению, а значит нужде по глубокому изучению их для эффективного управления. Методы, применяющиеся в этих отдельных сферах достаточно универсальны и они могут основываться примерно на одной основополагающей теоретической базы, но конечно же у всех есть свои специфические элементы, которые помогают сделать организацию более эффективной на том или ином участке управленческой деятельности. Данный факт в первую очередь говорит нам о том, что людей занимающихся этой деятельностью нужно готовить отдельно и тщательно.

В современном глобальном мире можно наблюдать широкую конкуренцию стран корпораций, просто организаций за потребителей, рынки, ресурсы. Порой возможности и стартовые позиции на столько одинаковы, что лишь реально эффективный менеджмент способен помочь организации выиграть конкурентную борьбу в той сфере деятельности, в которой это требуется.

Многие примеры крупных корпораций показывают, как важен для организации человек, который умеет эффективно управлять и направлять организацию на достижение поставленных целей. Часто для обоснования роли менеджера в организации приводят пример Ли Якоки, который пришел в кризисную корпорации «Крайслер» и за 3 года не только смог наладить ее деятельность, но и вывел ее в зеленую зону, повысил качество выпускаемой продукции и в последующие годы этот автомобильный гигант начинал отвоевывать доли как внутреннего рынка, так и мирового. Множество подобных примеров создали современным исследователям менеджмента практическую базу по изучению управленческой деятельности, что позволило сформировать теоретическую базу для обучения людей профессиональным знаниям и качествам, которые понадобятся в менеджменте.

Но не только внутренне разделение труда привело к образованию профессиональной деятельности по управлению. Взаимодействие организации с внешним миром с каждым десятилетием все выше и выше. Организациям требуются люди, которые способны управлять ими в условиях тесного взаимодействия с нестабильной окружающей средой. Управленцы являются связующим звеном между организацией и банком, потребителем, поставщиком и др. элементами, влияющими на основную деятельность предприятия. Управленцы занимаются обеспечением стабильной работы основных мощностей организации по производству продукции, но не только стабильной, а еще и экономичной и продуктивной.

Подводя итог всему вышесказанному можно обозначить следующие причины выделения управления в отдельную профессиональную деятельность:

-          Рост влияния управленцев на конечный результат организации;

-          Расширение функции в управленческой сфере;

-          Усложнение процессов происходящих при взаимодействии организации с окружающей средой;

-          Усиление конкурентной борьбы между организациями, при которой управленцы становятся важнейшими элементами в принятии решений;

-          Усиление человеческого фактора в деятельности организации и максимизация его использования во благо компании;

-          Укрупнение организаций.

Менеджмент в России, конечно, отличается от менеджмента в других странах. Не смотря на унифицированность методов менеджмента, так или иначе, все они применяются с национальным колоритом, исходя из той среды, в которой организация функционирует, а среда для организаций в разных странах разная.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle