Библиографическое описание:

Щербатых И. В. ФГОС, а зачем это надо? Формирование УУД на уроках истории // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 653-657.

Ключевые слова: ФГОС, стандарты нового поколения, УУД, требования к преподаванию истории.

 

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее; на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.

К. Д. Ушинский

 

Эпиграфом к моей статьей являются слова Константина Дмитриевич Ушинского, которые, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают реалии современного образовательного процесса. Несколько лет назад мы перешли на новые стандарты в образовании — ФГОС. Требования к уроку изменились, если раньше большую часть занимала лекция учителя, то теперь это самостоятельная деятельность ученика. Учитель в данном случае выполняет роль тьютера, то есть наставника.

Переход на новые образовательные стандарты был обусловлен стремительными переменами в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни. Это не могло не сказаться на поведении и жизненных ориентирах каждого из нас. А с чего начинается наша жизнь — «со школьного порога». Следовательно, пришло время смены педагогических канонов. Современный выпускник должен быть всесторонне развитым, творческим и способным самостоятельно разбираться в лавине информации, которая сваливается на него. Он должен уметь отстаивать свою точку зрения, иметь свой взгляд на мир, а для того чтобы он был верным необходимы знания.

А как этого добиться, спросите Вы? Да только обучая его этому с детства. Ведь большую часть времени дети проводят именно в школе. Вот на школу и возлагается эта ответственная миссия. В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами выпускники должны быть полностью подготовлены к самостоятельной жизни и уже без чьей-либо помощи, из потока информации выбирать главное и достоверное.

Я считаю, что когда учитель рассказывает что-то ученику, это запоминается хуже, так как второй не приложил никаких усилий для поиска информации по интересующему вопросу. Когда же обучающийся самостоятельно пытается добыть знания, он ценит это, так как потрудился и следовательно, быстрее и лучше запомнит. Но роль учителя здесь не уменьшается, а наоборот его работа усложняется, так как он должен суметь направить, скорректировать и помочь найти то, что необходимо в данный момент. Научить — учиться. Готовиться к такому уроку вдвойне сложнее.

Я не так давно стала учителем МБОУ лицея с. Хлевное и знаю не понаслышке о положительных и отрицательных моментах ФГОС, а плюсов здесь больше, я Вас уверяю.

Давайте, сравним этапы урока в традиционной системе и при деятельностном подходе [4]:

Таблица 1

Сравнительный анализ традиционного и урока нового поколения

Структура урока изучения нового материала

Структура урока «открытия» новых знаний

1. Организационный этап.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2.Сообщение темы, постановка цели и задач

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

3. Проверка домашнего задания воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости)

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Актуализация знаний.

4. Этап построения выхода из затруднения.

5. Введение новых знаний.

5. Этап реализации построенного проекта.

6. Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

7. Оперирование знаниями в новых ситуациях

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

8. Обобщение и систематизация знаний

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

10. Определение и разъяснения домашнего задания.

 

 

Исходя из таблицы видно, что на протяжении всего урока ученик самостоятельно получает знания и учиться применять их на практике.

К преподаванию истории, к примеру, в соответствии с ФГОС предъявляются следующие основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников:

1)             формирование основ гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2)             овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3)             формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4)             формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5)             развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6)             воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве [5].

Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков.

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

-        Личностный

-        Регулятивный

-        Познавательный

-        Коммуникативный

В каждом из этих блоков УУД есть свои интересные задания, более того в зависимости от класса в котором ребенок учиться набор заданий различен. Подробнее поговорим о познавательных и коммуникативных УУД при обучении истории в 5 классах.

Под коммуникативными навыками подразумевается умение точно и полно выражать свои мысли, из большого текста выделять главное, владеть монологической речью. А главное уметь ориентироваться в информационном потоке.

Я преподаю историю в 5 классе и использую следующие приемы: мы работаем с учебником, заполняем таблицы, работаем с контурными картами и атласами, с историческими текстами. Также я использую такие методы, как ассоциации, «три предложения», «историческая справка» и др. Метод «три предложения» означает следующее, ученику дается исторический текст, который он читает и выделяет его основную мысль, формулируя ее в трех предложениях (это могут быть: причины греко-персидских войн и т. д.). Задача учителя на этом этапе научить ученика отличать главное от незначительного и скорректировать его ответ, если необходимо. Метод «историческая справка» подразумевает под собой, что ученики самостоятельно готовят презентацию, используя дополнительный материал (это может быть презентация о: Спарте, Геракле, Саламинском сражении и т. д.). Как Вы уже поняли, на уроке моим ученикам скучать не приходится, наравне с уже традиционными методами обучения я использую новые способы. Огромную помощь в проведении урока оказывает интерактивная (сенсорная) доска, ученикам очень нравиться работать с ней, теперь они без страха с удовольствием выходят к доске. Делая что-то самостоятельно, ребенок получает уверенность в себе, задания с разным уровнем сложности. Одна из главных идей ФГОС это индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Теперь перейдем к познавательным УУД, они направлены на поиск и выделение необходимой информации, осмысление прочитанного или услышанного, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового типа. Здесь на помощь приходят такие задания как: ЛОС (составление логико-опорных схем), кроссворды, шарады, тексты с ошибками, «лишнее звено», угадай историческую личность, составление планов по тексту и планов своего ответа и др. На самом деле разнообразие методов обучение поражает, я перечислила далеко не все. Какой из них использовать зависит от темы урока и от самого учителя.

Теперь давайте с Вами посмотрим, какие же требования в итоге предъявляются к современному уроку. Для этого проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока, выделяя те самые универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются [6]:

Таблица 2

Формирование УУД во время урока

Требования к уроку

Урок современного типа

УУД

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные, целеполагание, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные, планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля, учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей, учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

 

Таким образом, современная школа идет в ногу со временем. Первые результаты уже есть, это желание учувствовать в олимпиадах различного уровня все большего количества обучающихся и проведение исследований с дальнейшем выступлением на научно-практических конференциях и др. Ученикам очень нравиться делать что-то самостоятельно, значит ему доверяют. Благодаря этому развиваются индивидуальные, нравственные качества ученика, происходит воспитание его гражданских, демократических и патриотических убеждений.

 

Литература:

 

1.         Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения. — http://www.myshared.ru/slide/241487/

2.         Какие требования предъявляет новый ФГОС. –?http://sov.opredelim.com/docs/137700/index-1483.html

3.         Стандарты нового поколения.. — http://pedsovet.org/component/option?118/&137667/Itemid&com_mtree/task&viewlink/link_id

4.         ФГОС. – http://86school3.ru/doc/inform_o_school/2014/sannikova.pdf

5.         Требования, предъявляемые к проведению урока истории. - http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2014/08/05/prepodavanie-istorii-i-obshchestvoznaniya-v-usloviyakh

6.         Основные требования и идеи ФГОС на уроке - http://festival.1september.ru/articles/630735/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle