Библиографическое описание:

Жаманкарин М. М., Иманбаева Д. Н. Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 173-175.

В статье рассматриваются виды дистанционных технологий обучения, применяемые в вузах Казахстана.

Ключевые слова: дистанционное обучение, интернет-технология, кейсовая технология.

 

Дистанционное обучение — совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя, осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникаций и телевидения. Основными дистанционными образовательными технологиями являются: кейсовая (портфельная) технология, интернет-технология, телевизионно-спутниковая технология. Допускается сочетание технологий [1].

Объективность появления дистанционного обучения (ДО) вызвана необходимостью обеспечения качественного, массового индивидуализированного образования.

С экономической и организационной точки зрения известные существующие формы обучения не позволяют реализовать это на практике, однако ДО, которое базируется на широком использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), решает эту проблему.

Обучение по интернет-технологии [2].

Дистанционное обучение — это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, протекающий в педагогической системе дистанционного обучения.

Качественно и наглядно такое явление как ДО, его существо и особенности можно представить себе, если описать это явление на повествовательном языке на примере одной из моделей ДО, а именно интернет-обучении. Действительно, если пять-семь лет назад получение знаний с доставкой на дом — через Интернет казалось многим студентам привилегией иностранцев, то сегодня практически каждый отечественный вуз готов предоставить своим учащимся такую возможность.

Возможности дистанционного обучения [3].

В настоящее время развитие Интернет и быстрое снижение стоимости предоставляемых ими услуг создают в этих странах условия, когда дистанционное образование становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой получения образования для все большей части их граждан, поскольку позволяет людям получать необходимый им уровень общей и профессиональной подготовки в достаточно престижных образовательных учреждениях, не прекращая других видов своей деятельности.

Дистанционное обучение открывает широкие возможности для образования и повышения квалификации инвалидов, женщин, воспитывающих маленьких детей, лиц, не имеющих возможности прервать свою основную работу, а также для жителей, проживающих в удаленных от образовательных центров районах. Таким образом, развитие системы дистанционного образования представляет для нашей страны важную и актуальную социально-технологическую проблему, которая тесно связана с проблемой информатизации сферы образования [4].

Типы дистанционных технологий

Можно выделить следующие типы дистанционных технологий, внедренных в процессе действия эксперимента:

Кейсовая технология (портфельная) — технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях и компакт-дисках) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения (от английского case, suitcase — портфель).

Кейсовая технология (тренинговая) — технология, основанная на применении ситуационно-тренинговых методов обучения (от английского case — случай, ситуация).

Телевизионная технология — технология обучения с использованием телевизионных средств [5].

Интернет-сетевая технология — технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.

Локально-сетевая технология — технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.

Информационно-спутниковая сетевая технология — технология, реализующая телевизионное обучение, а также пополнение и обновление информации в локальных сетях через спутниковые каналы связи.

Учебно-вахтовая технология — технология, предусматривающая выезд преподавателей в учебные центры для проведения занятий.

Аттестационно-вахтовая технология — технология, предусматривающая выезд аттестационных комиссий в учебные центры для проведения аттестации студентов.

Могли бы также рассматриваться такие технологии как: корреспондентская (письма), радиофицированная (радиопередачи), но участники эксперимента этих технологий не применяют ввиду их малой эффективности [6].

Все представленные типы технологий применяются в вузах-участниках эксперимента полностью или частично в чистом виде или в смешанном.

Таблица 1

Представлен анализ используемых технологий в вузах-участниках эксперимента

Наименование вуза участника

ТИПЫ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Традиционная технология

Кейсовая /портфельная

Кейсовая/тренинговая

Телевизионная

Сетевая/интернет

Сетевая/локальная

Сетевая/информацинно- спутниковая

Учебно-вахтовая

Аттестационно-вахтовая

1

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Карагандинский государственный университет им. Букетова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Казахский национальный технический университет им. К. И. Сатпаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Казахский университет экономики, финансов и международной торговли им.Т.Рыскулова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Казахский агротехнический Университет им.С.Сейфуллина;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроме указанных типов дистанционных технологий в таблице приведена традиционная технология, поскольку многие вузы-участники применяют для обучения дистанционных студентов традиционную технологию заочной формы с добавлением дистанционных методов [7]. В таблице по горизонтали указаны вузы-участники, а по вертикали — типы применяемых технологий. Серым цветом отмечено наличие в вузе указанной технологии обучения.

 

Литература:

 

1.                  Лобачев С. Л. «Корпоративная информационная среда сетевого дистанционного образования — основа образовательной среды вуза в условиях рынка» — «Дистанционное Образование» 2007.- 89 с.

2.                  Шевчук Е. В., Шпак А. В., Краснолуцкая А. Г. «Образовательный портал как виртуальный учебный центр вуза» материалы международной конференции «Дистанционное обучение: проблемы и перспективы развития». — Алматы: КазРЕНА, Алматинская Академия экономики и статистики, 2005.- C.14–16

3.                  Стандарт Республики Казахстан СТ РК 34.016–2004 «Технические и программные средства дистанционного обучения» 2006.-255 с.

4.                  Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения.- Академия, 2007.- 336 с.

5.                  Солдаткин В. И. Информатика в системе дистанционного образования на рубеже XXI в. Дистанционное Образование.- М.: МЭСИ, 2008.- 167 с.

6.                  Нуждин В. Н., Коровкин С. Д., Кадамцева Г. Г. «Тотальное управление качеством образования и новые информационные технологии» — «Проблемы информатизации высшей школы», N 1–2 (11–12).- Москва, 2008.- 92 с.

7.                  Тихомиров В. П. «Основные принципы построения Системы дистанционного образования» — «Дистанционное образование», N1.- Москва, 2008.- 99 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle