Библиографическое описание:

Москалёва Е. Г., Щипакина А. В. Сравнительный анализ систем обязательного медицинского страхования стран финно-угорского типа // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 398-401.

В статье рассмотрены системы обязательного медицинского страхования стран финно-угорского типа, перечислены основные проблемы их функционирования и предложены возможные пути их решения.

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, источники финансирования, система обязательного медицинского страхования, здравоохранение, финно-угорские народы.

 

Медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.

Цель медицинского страхования состоит в том, чтобы гарантировать гражданам свей страны при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Мы можем рассмотреть как раскрывается система обязательного медицинского страхования на примере стран финно-угорского типа таких как: Эстония, Венгрия, Россия и Финляндия. [1]

В Эстонии система обязательного медицинского страхования была введена уже относительно давно, еще 1992 году, но с тех пор в ней не произошло никаких кардинальных перемен. До сих пор врачи ведут спор одни говорят, что медицинские услуги Эстонии сравнимы с предоставляемыми аналогичными услугами в большинстве стран Евросоюза, а другие наоборот — называют медицину страны низкой и неэффективной, даже не смотря на то, что ей довольна большая часть местного населения. [4]

В пользу мнения о достаточно развитой системе здравоохранения говорит квалифицированность эстонских специалистов и современное оборудование в большинстве больниц и клиник страны. Например, не только врачи, но и младший медицинский персонал каждый год проходит квалификацию, что является достаточно редким явлением для многих других стран.

Медицинское страхование покрывает расходы на лечение и профилактику заболеваний, финансирует приобретение широкого спектра лекарств и медицинских устройств, компенсирует неполученный из-за временной нетрудоспособности доход, покрывает расходы на лечение зубов.

Финансирование медицинского страхования происходит благодаря социальному налогу, которому подлежит каждый работающий в стране гражданин. Размер налога составляет 33 %, его платит либо сам человек, либо работодатель, либо государство. 13 % от социального налога уходит в бюджет государственного медицинского страхования, а 20 % в бюджет государственного пенсионного страхования. [6]

Особенностью эстонской системы медицинского страхования является ее солидарность, выражающаяся в том, что из социального налога, который уплачивает каждый работающих гражданин, больничная касса платит за услуги здравоохранения, в том числе и льготные лекарства, лицам, не имеющим трудовых договоров. Врачебная помощь оказывается в одинаковом размере как для лиц, отчисляющих социальных налог, так и для тех, кто относится к категории лиц, приравниваемых к застрахованным.

Венгерское медицинское обслуживание находится на очень высоком уровне и отличается доступными ценами. В Венгрии лечатся люди со всего мира.

Современная Венгерская система здравоохранения формировалась в 1989–1993 годах, все социальные изменения были связаны с распадом СССР.

Все изменения вели к тому, что бы улучшить качество жизни населения до европейского уровня.

На современном этапе развития конституция Венгрии гарантирует своим гражданам полное медицинское обслуживание, которое финансируется со счетов Фонда медицинского страхования. Политику здравоохранения определяет Центральное правительство, из госбюджета оно же выделяет средства для капитальных вложений. Министерству здравоохранения принадлежат станции переливания крови, службы скорой медицинской помощи, некоторые специализированные учреждения. Министерству образования — университетские клиник и, а Министерству обороны — собственные медучреждения. [3]

Бюджет, который в целостности обеспечивает систему здравоохранения формируется из двух частей: 1 часть- бюджет Фонда медстрахования, 2 часть- местные бюджеты и государственные средства. Но основным и самым главным источником является обязательное государственное медицинское страхование, которое для работодателей составляет 11 %, для работников — 3 % от дохода. При этом капитальные и амортизационные расходы оплачиваются центральными и местными властями, Фонд медицинского страхования возмещает только текущие затраты. [5]

Правительство оказывает весьма существенную помощь, предоставляя целевые субсидии, осуществляет большую часть капитальных вложений, оплачивает некоторую часть текущих расходов и покрывает расходы, связанные с освобождением малоимущих от доплат; финансирует санитарное просвещение, медицинские исследования и разработки.

Частные источники финансирования — это преимущественно платежи населения, так как частное коммерческое и некоммерческое медицинское страхование развито слабо. Платежи населения складываются из неофициальных платежей (их величину можно оценить только приблизительно) и доплат. Большая часть доплат взимается за лекарственные средства, протезы и другие медицинские приспособления; бальнеотерапию, уход за хроническими больными и дополнительные удобства при госпитализации. Кроме того, частичная оплата установлена за помощь специалистов, когда больной обращается в специализированные учреждения без направления врача общей практики. Полностью оплачиваются услуги, не входящие в основной набор, а также услуги врачей, занимающихся частной практикой (нередко по совместительству) и не заключивших договоров с администрацией Национального фонда медицинского страхования. Практика неофициальных платежей получила широкое распространение в социалистической системе здравоохранения и с тех пор, вероятно, только расширилась. Масштабы этих выплат точно не известны, это зависит от специальности и квалификации врача, а также вида оказанных услуг.

В России Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, является Федеральный Закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В I полугодии 2014 года в сфере ОМС работали 8 554 медицинских организаций, 63 страховые медицинские организации и 216 филиалов страховых медицинских организаций. [2]

В структуре поступлений средств обязательного медицинского страхования в СМО основную долю составляют средства, перечисляемые территориальными фондами обязательного медицинского страхования для оплаты медицинской помощи в соответствии с договором о финансовом обеспечении ОМС. На эти цели в I полугодии 2014 года поступило 573,4 млрд. рублей или 93,5 % от общей суммы поступивших средств. На ведение дела поступило 6,5 млрд. рублей (1,1 %).

В общей сумме расходов СМО в I полугодии 2014 года 98,5 % (593,9 млрд. рублей) составляют расходы на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с заключенными с медицинскими организациями договорами на оказание и оплату медицинской помощи. На формирование собственных средств в сфере ОМС было направлено 8,6 млрд. рублей, что на 836,9 млн. рублей (10,7 %) больше, чем в I полугодии 2013 года.

В I полугодии 2014 года в медицинские организации поступило 622,3 млрд. рублей (в соответствующем периоде 2013 года — 531,6 млрд. рублей), в том числе на оплату медицинской помощи 621,6 млрд. рублей (99,9 %). В структуре расходов медицинских организаций доля расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда составила 72,4 %, на приобретение медикаментов и перевязочных средств, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла и химпосуды — 11,1 %, продуктов питания — 1,8 %, мягкого инвентаря — 0,1 %, на оплату работ (услуг) — 9,95 %.

В I полугодии 2014 года в сфере ОМС работали 8 554 медицинских организаций, 63 страховые медицинские организации и 216 филиалов страховых медицинских организаций.

В структуре поступлений средств обязательного медицинского страхования в СМО основную долю составляют средства, перечисляемые территориальными фондами обязательного медицинского страхования для оплаты медицинской помощи в соответствии с договором о финансовом обеспечении ОМС. На эти цели в I полугодии 2014 года поступило 573,4 млрд. рублей или 93,5 % от общей суммы поступивших средств. На ведение дела поступило 6,5 млрд. рублей (1,1 %).

В общей сумме расходов СМО в I полугодии 2014 года 98,5 % (593,9 млрд. рублей) составляют расходы на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с заключенными с медицинскими организациями договорами на оказание и оплату медицинской помощи. На формирование собственных средств в сфере ОМС было направлено 8,6 млрд. рублей, что на 836,9 млн. рублей (10,7 %) больше, чем в I полугодии 2013 года.

В I полугодии 2014 года в медицинские организации поступило 622,3 млрд. рублей (в соответствующем периоде 2013 года — 531,6 млрд. рублей), в том числе на оплату медицинской помощи 621,6 млрд. рублей (99,9 %). В структуре расходов медицинских организаций доля расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда составила 72,4 %, на приобретение медикаментов и перевязочных средств, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла и химпосуды — 11,1 %, продуктов питания — 1,8 %, мягкого инвентаря — 0,1 %, на оплату работ (услуг) — 9,95 %.

Система здравоохранения в Финляндии кардинально отличается от российской, хотя финские врачи находят и сходства. Финны признают высокий уровень российских и, в частности, петербургских коллег. Однако, по их мнению, процесс внедрения инноваций в России движется медленно. Как устроена система медобслуживания и что хотели бы получить финские врачи от российских.

На здравоохранение государство и муниципалитеты Финляндии тратят около четверти своего бюджета: так, например, в 2011 году из госбюджета было выделено 23 % собранных налогов (11 млрд 600 млн евро). Однако государство не вмешивается в схему оказания медпомощи населению, все решают местные власти, которые сотрудничают с медицинскими округами. Качество медицинского обслуживания напрямую зависит от размера казны муниципалитета, а местные жители могут легко призвать к ответу власти регионов.

Вся Финляндия разделена на 5 медицинских округов. Так, самый крупный регион — столичный, далее следует Пирканмаа (с центральным городом Тампере), Турку, Куопио и Оулу. В этих регионах находятся 5 университетских клиник, в каждом по одному, по сути, это медицинские кластеры, в которых расположены: медицинские университеты, исследовательские центры и лаборатории, узкоспециализированные госпитали и больницы, где, собственно, лечат пациентов, и сопутствующая инфраструктура, как, например, гостиница для больных. То есть все медицинские учреждения, которые занимаются как разработками и инновациями и их внедрением, так и лечением людей и обучением будущих врачей, расположены в одном месте.

Здоровье населения — важнейший элемент социального, культурного и экономического развития страны. В связи с этим обеспечение населения гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи, финансируемой из бюджетов всех уровней и средств ОМС, является важнейшей государственной задачей.

 

Литература:

 

1.      Москалева Е. Г., Коровина К. С. Сравнительный анализ систем обязательного медицинского страхования стран финно-угорского типа // «Экономика и социум». — № 1(10). — 2014. — С. 365–368.

2.      Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс] http://ora.ffoms.ru

3.      Венгрия и ее реформа здравоохранения [Электронный ресурс] http://peopleandcountries.com

4.      Медицинское страхование в Эстонии [Электронный ресурс] http://forinsurer.com

5.      [Электронный ресурс] http://nmgazette.narod.ru

6.      [Электронный ресурс] http://www.stopinfin.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle