Библиографическое описание:

Абдусаматова О. Проблемы профессиональной деятельности практического психолога // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 889-891.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, психологическая служба, психологическое образование, опыт.

 

Увеличение потока информации, стремительное развитие производства, все возрастающие потребности человечества оказывают сильное влияние на психику личности. Научно-технический прогресс ХХI века становится причиной большого объема информации, воздействующей на сознание молодежи. Государственная политика Республики Узбекистан в области образования ориентируется на дальнейшие разностороннее развитие личности человека через систему непрерывного образования, непрерывно связанную с интеллектуальным и духовно-нравственным воспитанием человека. В условиях глобализации, резко обострившихся противоречий в экономической, идеологической и социальной сферах жизни мирового сообщества необходимо формировать у молодежи навыков самостоятельного мышления, самосознания, самоконтроля, чувства ответственности. Основная цель непрерывного образования, закрепленная в Национальной программе по подготовке кадров, ориентирует педагогов нашей страны на укрепление уверенности убежденности молодежи, воспитание самостоятельно мыслящего, гармонично развитого поколения в духе уважения к священным ценностям наших предков, сохранения национальных корней и традиций, глубокого понимания современного мирового прогресса. Для формирования и развития данных качеств у молодежи существенную роль играют педагого-психологические направления и службы в образовательных учреждениях.

В нашей стране с 1998 года в сфере народного образования в каждом учебном заведении учредили штаты практических психологов, что естественно повлекло за собой немало проблем, а именно подготовка специалистов практиков на сегодня является реальной проблемой для всего школьного и дошкольного образования. Необходимо признать тот факт, что некоторые психологи, имея базовое образование не способны справиться с проблемами подросткового возраста или девиантного поведения, которое очень часто волнует педагогический коллектив; возникают трудности в общении с коллективом из-за конфликтных ситуаций, как среди учителей и учеников, так и между преподавательским составом и т. п.

Функциональные обязанности школьного психолога по Уставу центра «Ташхис» должны вестись по направлениям: психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция, психоконсультация, психологическое просвещение, профориентация. Но для ведения психологической службы по данным направлениям психологи должны иметь в своем арсенале большое количество психодиагностических методик, знать основы коррекции и профилактики, которые в свою очередь составляют основу консультирования. Необходимо признать, что большое количество психологов работающих в образовательных учреждениях не имеют вышеуказанных качеств, что в свою очередь влияет на их деятельность в целом, кроме того у каждого психолога должна быть выработана своя отличительная специфика работы, свой «кодекс» психолога, т. к. он считается «инженером души», профессиональная компетенция в решении того или иного вопроса.

Сегодняшняя реальность признает возрастание интереса к психологии. Для подготовки психологов открываются новые факультеты, создаются курсы ускоренной подготовки психологов, входят в моду заочные формы обучения психологов, в психологов переквалифицируются люди, долго работавшие по другой специальности, часто очень далекой от сферы «человек — человек».

Интерес конечно важен, но необходимо признать тот факт, что во-первых глубоким профессионалом-психологом может быть далеко не каждый человек. Во-вторых, для подготовки настоящего профессионала-психолога, способного действительно понять внутренний мир другого человека, постичь его неповторимость и помочь этому человеку успешно решить его проблемы, требуется очень продуманная и в целом, и в деталях система психологического образования и воспитания.

Изучение опыта практической деятельности психологов и ознакомление с передовой практикой социально-психологической работы в нашей стране и за рубежом позволяют выделить следующие отличительные особенности профессиональной компетентности специалистов этого профиля:

-        сочетание в задачах многообразия составляющих, которые определяют полифункциональность профессионального труда практического психолога;

-        творческий характер профессиональной деятельности, базирующийся на знании психологической сути процессов и явлений, широкой эрудиции, личном опыте, активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и широкой профессиональной коммуникабельности [2];

Компетентность школьного психолога проявляются в его умении анализировать проблемы педагогов и учащихся, правильно подбирать психодиагностические методики, эффективно применять коррекционные задания, четко планировать просветительскую деятельность в школе, целенаправленно проводить профориентационную работу, налаживать отношения между школой и семьей, теоретические знания применять на практике и т. д. Не менее важно владеть умением эффективно осуществлять в первую очередь те мероприятия, которые играют определяющую роль в правильном создании психологического климата в школе.

Практический психолог должен иметь следующие профессональные особенности:

-        творческое мышление и самостоятельность;

-        чуткость и проницательность;

-        эмоционально-волевая стабильность и терпеливость;

-        устойчивость к стрессам;

-        умение адаптироваться к различным условиям и факторам выполнения обязанностей;

-        эмпатия и рефлексия;

-        общая психофизическая активность.

Профессиональная позиция психолога определяет его ориентации, место и роль в процессе предписанной ему деятельности. Как устойчивая система отношений она выражает его самооценку, уровень профессиональных притязаний, мотивированность деятельности и понимание своего предназначения. Эта ее общая сторона дополняется конкретными ситуационными элементами, являющимися предпочтительными при выполнении деятельностных функций диагностического, развивающего, терапевтического, корректировочного, консультационного, аналитического, контрольно-оценочного и иного характера.

Следует отметить, что характер системы труда практического психолога детерминирован многими требованиями. Если в составе труда выделить ведущую сторону — профессиональную деятельность, то в соответствии с перечисляемыми ниже принципами можно очертить сферу этой деятельности. Основные принципы, которые важно знать, таковы:

Принцип профессиональной компетентности. Этот принцип предопределяет обязательность соблюдения психологом таких правил: сотрудничество психолога и заказчика на заинтересованной и компетентной основе; профессиональное общение и взаимодействие с клиентом; научно обоснованная профессиональная деятельность психолога для достижения желаемого результата. Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Данный принцип обращает внимание практического психолога на то, чтобы ни процесс, ни результаты его деятельности не наносили вреда здоровью, социальному положению и интересам человека, а способствовали более продуктивному задействованию его потенциальных возможностей в избранной сфере труда и полноценной активной жизни. Принцип беспристрастности требует от практического психолога не допускать предвзятого отношения к любому человеку, исключать формирование выводов и осуществление действий психологического характера, противоречащих научным данным. Здесь важно занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц. Принцип конфиденциальности означает, что любой материал не подлежит сознательному или случайному распространению, чтобы избежать компрометации кого бы то ни было — испытуемого, практического психолога, руководителя и пр. Принцип позитивно ориентированной активности предполагает целенаправленное участие практического психолога во всех сторонах жизни и деятельности клиента, а также действенное влияние на весь комплекс их психологических составляющих. Этот принцип, выполняя интегративную функцию, определяет гуманистическую направленность всей деятельности практического психолога. Позитивный подход деятельности должен присутствовать во всех компонентах — взаимосвязях, отношениях, результатах труда и пр.

В качестве заключения хотелось бы отметить следующее: во-первых, вся работа практического психолога должна иметь четкую целевую ориентацию. Методики, которыми психолог не овладел в достаточной мере, по которым чувствует слабость подготовки, использовать нецелесообразно. Во-вторых, вся исследовательская деятельность практического психолога должна носить прикладной характер и быть органически связанной с процессами жизни и деятельности своего клиента. Здесь следует проявлять в высшей степени корректность. При этом корректность должна соблюдаться и в использовании психологического инструментария. Следует всегда помнить, что информация, которой владеет психолог, — это оружие особого характера. В-третьих, охватывать психологическим влиянием весь уклад труда и жизни коллектива, добиваться компетентной реализации своих должностных функций. При этом тесно взаимодействовать со всеми административными институтами и общественностью. Оперативно доводить полученную информацию до тех субъектов, которые способны оказать позитивное влияние на решение проблемы. Важно также дать конкретные предложения по ее использованию и мерах, которые необходимо предпринять. Своевременность в работе психолога — важное условие ее результативности. В-четвертых, постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность, пополнять арсенал средств и методов работы, добиваясь овладения современными психотехнологиями. Профессионализм практического психолога — основа успешности его труда.

 

Литература:

 

1.                  Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.—Л.: ЛГУ, 1968.— 341 с.

2.                  Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

3.                  Забродин Ю. М. «Модель личности» в психодиагностике: (для практических психологов). Книга первая. — М.: Всероссийский научно-практический центр профориентации и психологической поддержки населения. — М., 1994. — 182 с.

4.                  Красило А. И., Новгородцев А. П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. — М: Изд. «Инст-та практич. психологии»; Воронеж НПО «Мо-дэк», 1995. — 144 с.

5.                  Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ Вансовская Л. И., Гайда В. К., Гербачевский В. К. и др.; Под ред. А. А. Крылова. — Л.: ЛГУ, 1990. — 272 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle