Библиографическое описание:

Олешко Л. И. Инновации в воспитательном процессе будущих офицеров // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 831-836.

Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами удивитесь, какие вы умные, как много хорошего вы еще сумеете, если постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…

Ж. Ж. Руссо

В каждом ребенке от рождения заложены различные способности, которые с взрослением раскрываются либо угасают. Наша задача, воспитателей и учителей, помочь детям развить их и научиться применять.

Основным объектом воспитательного процесса в кадетском училище является личность кадета, как носителя социально ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющее свое личностное «Я». Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. [] Личность определяется тем, что она знает, что она ценит, что и как она созидает, с кем и как она общается, каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.

Личность ребенка можно охарактеризовать следующими основными компетенциями, используя классификацию А. В. Хуторского (именно они играют основную роль и задают направление процессу воспитания личности) [1; 2]:

1.      ценностно-смысловые компетенции;

2.      общекультурные компетенции;

3.      учебно-познавательные компетенции;

4.      информационные компетенции;

5.      коммуникативные компетенции;

6.      социально-трудовые компетенции;

7.      компетенции личностного самосовершенствования.

Компетенция — совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Приоритетными направлениями воспитательной работы Севастопольского президентского кадетского училища являются:

1.      Интеллектуальное развитие

2.      Гражданско-патриотическое и правовое воспитание

3.      Физическое развитие и формирование основ безопасности жизнедеятельности

4.      Культурно-нравственное развитие

5.      Эстетическое развитие

6.      Трудовое и экологическое воспитание

7.      Индивидуально-личностное развитие

8.      Воспитание толерантности

9.      Кадетское самоуправление.

Данные направления помогают всецело раскрыть личность кадета, помогают развивать его способности и основные ключевые компетенции. В настоящее время конкурентоспособность человека на современном рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к иным условиям труда. А в основе конкурентоспособности лежит компетенция.

Формирование ключевых компетенций, как основы учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, является целью моей методической работы.

Роль воспитателя в кадетском училище является одной из основных в становлении и развитии личности кадета.

Воспитанники Севастопольского президентского кадетского училища принимали торжественную клятву кадета, в которой зафиксированы основные требования к обучающимся в данном учебном заведении. Кадеты обязаны в первую очередь: дорожить честью кадетского училища, славой и боевыми традициями Российской армии и флота; строго соблюдать заповеди кадета, с достоинством и честью носить форму, выполнять Устав училища; настойчиво овладевать знаниями, готовить себя на службу Отечеству во благо своего народа; быть достойным примером для молодежи России, приложить свои силы и полученные знания для укрепления могущества Российского государства; уважительно относиться к товарищам и старшим, следовать традициям войсковой службы и товарищества; закаливать свое здоровье, воспитывать волю и характер, быть честным и дисциплинированным. Специфика учебного заведения накладывает отпечаток и на повседневное поведение воспитанников кадетского училища. Основным помощником в соблюдении данной клятвы и воспитании в целом является воспитатель.

Компетенции формируются, если воспитание носит деятельностный характер, идёт ориентация воспитательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности кадета за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера); если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели; применяются такие технологии в воспитании, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность воспитателя за результаты своих воспитанников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированный подход, развивающее методики); усиление практической направленности воспитания (через интеллектуальные, деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы).

Список методов и технологий, применяемых воспитателем, является довольно широким, их возможности — разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.

Для реализации приоритетных направлений воспитательной работы Севастопольского президентского кадетского училища и развития основных компетенций кадет, в своей работе с ребятами 7 «Д» класса, были выбраны разнообразные формы и методы. Наиболее успешно компетентностный подход реализуется в технологии проектной деятельности. Именно в ней заложены условия для успешного овладения различными умениями и навыками, формирования активной инициативной думающей личности. В современных условиях реализация любого проекта немыслима без использования информационно — коммуникационных технологий, дающих возможность моделирования ситуаций, многовариантность выбора.

Например, внедряемый нами проект «Клуб интеллектуальных игр», способствует развитию интеллектуального потенциала кадет, познавательных способностей; коммуникативных навыков; помогает развивать самосознание и самостоятельность; повышать активность кадет в социальных проектах. Турниры проходят как в классе, так и между классами курса.

_DSC1449

 

А проект «Кадетская дружба», целью которого является сплочение кадетского коллектива, осмысление себя как гражданина общества, помогает развивать познавательные способности кадет, самосознание; формировать коммуникативные навыки, умение и готовность разделить ответственность за успех или неудачу; повышать гражданскую активность. Результатом данного проекта являются эмблема нашего класса и альбом «Наша кадетская семья», который продолжает наполняться с каждым днем все более интересными фотографиями.

 

 

Проект «Будущее за нами», целью которого является воспитание патриотизма и любви к Родине, помогает приобщить кадет к традициям и истории Отечества, города, семьи, училища; изучить военную историю России и г. Севастополя, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей в годы Великой Отечественной войны; формировать позитивный образ Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга. Мы с ребятами посещаем экскурсии и мероприятий по данной тематике, пишем творческие работы, сочинений-отзывов о прочитанной книге или просмотренном фильме, принимаем активное участие в училищных конкурсах по данной теме. Результатом будет являться сборник творческих работ кадет.

 

печать (5)

 

Деятельность кадет реализуется в процессе развития самотворчества и самостоятельности, выявление творческих способностей, вовлечение их в разнообразную творческую деятельность, приобщение к национальным традициям и обычаям. Широкий комплекс компетенций развивают у ребят творческие проекты. Проект «Студия фильм 7-Д». В результате работы данного проекта уже создано два мини-фильма: ролик «На передовой» о жизни и работе воспитателей в кадетском училище и социальный ролик «Мы выбираем здоровый образ жизни». Ребята принимают активное участие в создании фильмов, привлекают воспитателей, родителей, и работает над этим каждый, а не отдельная группа кадет. Ребята продумывают идею, пишут сценарий, готовят необходимые материалы, планируют сцены, распределяют роли, снимают дубли и с помощью воспитателя монтируют фильм. Каждый из них чувствует ответственность за результат.

 

Одним из значимых является физическое развитие кадет, привитие понятий здорового образа жизни. Проект «В здоровом теле здоровый дух», цель которого привлечь каждого кадета к физическому и духовному самосовершенствованию, помогает приобщить ребят к спорту, укрепить их организм и подготовить к будущим физическим нагрузкам. Участие класса во всех спортивных мероприятиях и соревнованиях училища, посещение спортивных игр и различных футбольных матчей в городе, в которых воспитатели принимают активное участие и являются примером, дает свои положительные результаты. Каждый кадет посещает дополнительное спортивное образование, занимается физической зарядкой в обязательном порядке, без настойчивости воспитателя, урок физической культуры является одним из любимых, ребята интересуются жизнью спортсменов. Некоторые приняли решение профессионально заниматься восточными единоборствами и футболом.

 

Кадетское училище — специфическое учебное заведение, со своими особыми целями и задачи, но, воспитательный процесс в целом направлен, как и в любом другом образовательном учреждении, на формирование гармоничной всесторонне развитой личности, но при этом еще и являющейся высоким образцом гражданственности, нравственности.

Система учебно-воспитательного процесса в кадетском училище выстраивается так, что кадет, приходя из обычной школы, уже через несколько месяцев становится совершенно другим ребенком. Он отличается от своих школьных сверстников подтянутостью, собранностью, общей организованностью и дисциплиной. За время обучения в кадетском училище ребята получают хорошее образование, дающее возможность им поступить в высшие военные и гражданские учебные заведения по их выбору, в чем способствует предпрофильная и профильная подготовка в кадетском училище.

Кадетское воспитание должно в каждом воспитаннике всесторонне развивать душевные и физические способности: правильно образовывать характер, глубоко укоренять понятия благочестия и долга, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству, какой бы профессиональный путь он ни выбрал в дальнейшем.

Искусство воспитателя заключается в том, чтобы из множества средств и возможностей, имеющихся в его распоряжении, выбрать те, которые в данное время, в конкретном коллективе принесут наибольший успех. Воспитатель должен уметь осознавать качественно новые явления и делать необходимые выводы для своей деятельности, то есть он должен творчески подходить к своей работе, проявлять инициативу и самостоятельность в ней. Это возможно только при условии профессионального роста и совершенствования путем учебы, повышения своей квалификации. Известно ведь, что воспитательное значение имеют не только специально осуществляемые для этой цели мероприятия, но и отношение к труду со стороны воспитателей, их личный пример в трудовой деятельности. Поэтому для воспитателей важным качеством является трудолюбие, любовь к своему делу, трудовой энтузиазм, новаторство, чувство гордости за принадлежность к профессии и уверенность в ее необходимости.

В целом, система воспитательной работы в Севастопольском президентском кадетском училище ориентирована на общекультурное развитие личности кадет. Благодаря социальным и образовательным навыкам, полученным в ходе обучения, выпускники достигнут необходимого уровня конкурентоспособности в изменяющемся мире, будут готовы к профессиональному и ценностному самоопределению и смогут ответить на вызовы XXI века.

печать (1)

 

Литература:

 

1.                  Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С.58–64.

2.                  Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. — 2003. — № 5. — С.55–61.

3.                  Хуторская Л. Н., Хуторской А. В. Концепция деятельностного подхода в дидактической эвристике // Избранные педагогические труды / Л. Н. Хуторская; под ред. А. В. Хуторского. — Гродно: ГрГУ, 2005. — С.29–42.

4.                  Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. — Самара, 2003.

5.                  Л. П. Омельченко. О. В. Омельченко Здоровьезберегеющая педагогика // Издательская группа Основа. — Харьков, 2008г

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle