Библиографическое описание:

Белова Т. А. Финансово-правовой статус органов государственной власти как субъектов отношений, возникающих в связи с принятием и реализацией акта об объявлении налоговой амнистии // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 620-622.

В статье установлен конкретный перечень органов государственной власти, вступающих в отношения, регулируемые нормами института налоговой амнистии, и исследован их правовой статус через призму финансовой деятельности.

Ключевые слова:налоговая амнистия, финансовая деятельность, финансово-правовой статус, орган государственной власти, субъект правоотношения.

 

Необходимо отметить, что налоговая амнистия предполагает движение финансовых средств в бюджет, в связи с чем государство как субъект правоотношений в области налоговой амнистии реализует функции по планомерному образованию денежных фондов, то есть осуществляет финансовую деятельность.

От имени Российской Федерации и в ее интересах в области налоговой амнистии выступают следующие органы государственной власти — Государственная Дума Федерального Собрания РФ (законодательный орган, выполняющий правотворческую функцию), Федеральная налоговая служба РФ и ее территориальные органы (орган исполнительной власти, который задействован в проведении налоговой амнистии), Министерство финансов РФ (орган исполнительной власти, который выполняет разъяснительную деятельность). Именно они являются носителями прав и обязанностей [11, с. 78].

Поскольку отношения, возникающие в связи с принятием и реализацией акта налоговой амнистии, обладают финансово-правовой сущностью, характеристика указанных субъектов обусловлена их финансово-правовым статусом. Это понятие в законодательстве не отражается, а в науке финансового права определяется неоднозначно. Так, Ю. Л. Смирникова рассматриваемое понятие раскрывает как совокупность прав и обязанностей организаций и физических лиц, а также предметов ведения и полномочий государственных образований и их органов, установленных законодательством и непосредственно закрепленных за конкретными субъектами финансового права [10, с. 9]. Г. В. Петрова при исследовании финансово-правового статуса налоговых органов отмечает, что в его основе лежит система гарантий их деятельности [7, с. 35–36]. Определение понятия «финансово-правовой статус», данное О. Ю. Бакаевой на примере таможенных органов, видится более полным, поскольку в него включаются следующие элементы: цели, задачи, формы и методы финансовой деятельности таможенных органов, их функции, права и обязанности, а также гарантии их деятельности [2, с. 192].

По справедливому замечанию С. М. Мироновой, правовой статус субъекта следует рассматривать через призму его деятельности, а финансово-правовой статус (на примере органов местного самоуправления) — в ракурсе их финансовой деятельности [5, с. 180]. Соответственно, правовое положение органов государственной власти как субъектов отношений, возникающих в связи с объявлением и проведением налоговой амнистии, также следует исследовать в аспекте их финансовой деятельности.

Таким образом, финансово-правовой статус органов государственной власти как субъектов отношений, возникающих в связи с принятием и реализацией акта налоговой амнистии, включает в себя задачи, цели, формы и методы финансовой деятельности государства в области налоговой амнистии, а также права и обязанности государственных органов.

В рамках исследуемого вопроса понятия «финансово-правовой статус» и «финансово-правовое положение» думается целесообразным считать равнозначными, поскольку с этимологической точки зрения они являются синонимами [12, с. 1042] и замена одной дефиниции другой не приведет к искажению смыслового наполнения рассматриваемого понятия. Однако следует отметить, что в юридической литературе существует позиция о более широком толковании понятия «правовое положение», чем «правовой статус» [3, с. 27, 31; 4, с. 133].

Статьей 94 Конституции РФ Государственная Дума определяется как одна из палат законодательного и представительного органа — Федерального Собрания (парламента РФ). Вопросы, отнесенные к ее ведению, содержатся в ст. 103 Конституции РФ, к числу которых относится и амнистия. Поскольку функция Государственной Думы Федерального Собрания РФ заключается в правотворческой деятельности, в области налоговой амнистии правовой статус данного органа государственной власти определяется исключительным правом в порядке правотворчества принимать решение о проведении налоговой амнистии.

Функциональное назначение органов исполнительной власти состоит в организации исполнения нормативно-правовых актов и реализации права законодательной инициативы [1, с. 9]. В области налоговой амнистии из числа органов исполнительной власти задействованы налоговые и финансовые органы.

Налоговые органы представляют собой централизованную систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти (Федеральная налоговая служба Российской Федерации и его территориальных органов [6, ст. 30; 9]. Основная функция налоговых органов заключается в осуществлении ими контроля за соблюдением всеми лицами законодательства о налогах и сборах, в том числе за правильностью исчисления налогов, сборов, а также иных обязательных платежей, полнотой и своевременностью их уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ.

Правовой статус налоговых органов определен положениями ст. 31–33 НК РФ. В области налоговой амнистии, в первую очередь, подлежат установлению обязанности налоговых органов, поскольку активное действие их прав следует связывать с окончанием периода, на который лицам повторно предоставляется право исполнить обязанность по уплате налога. Так, можно выделить следующие основные обязанности налоговых органов в области налоговой амнистии:

списывать выявленные недоимки по налогу лица, воспользовавшегося правом налоговой амнистии;

соблюдать законодательство о налогах и сборах;

бесплатно информировать лиц о законодательстве о налогах и сборах, а также о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, о порядке исчисления и уплаты налогов в рамках проводимой амнистии, о правах, обязанностях налогоплательщиков и о полномочиях налоговых органов, а также их должностных лиц;

предоставлять формы платежных документов, действующих в рамках налоговой амнистии, и разъяснять порядок их заполнения;

руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

соблюдать налоговую тайну, а также обеспечивать ее сохранение;

предоставлять налогоплательщику (налоговому агенту) по его запросу справки по вопросам относительно расчетов этого лица по налогам, штрафам, пеням, процентам, справки об исполнении обязанности по уплате налогов, штрафов, пеней, процентов;

по заявлению налогоплательщика (налогового агента) выдавать копии решений, принятых в отношении него налоговым органом;

направлять лицу, в отношении которого проведена налоговая проверка, копию акта налоговой проверки и решения налогового органа.

Налоговые органы как субъекты налоговой амнистии обладают следующими правами:

проводить налоговые проверки в порядке, определенном НК РФ;

взыскивать в случаях и порядке, которые установлены законодательством, недоимки, а также пени, проценты и штрафы;

в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах требовать их устранения, а также осуществлять контроль за выполнением указанных требований;

требовать документы, подтверждающие уплату налогов.

В случае причинения убытков в результате неправомерных действий (решений) или бездействия налоговых органов, в том их должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей налоговые органы несут юридическую ответственность (ст. 35 НК РФ). Важное значение приобретает соблюдение обязанности по сохранению конфиденциальности сведений о лицах, воспользовавшихся правом амнистии, в связи с чем в случае нарушения данной гарантии налоговые органы несут ответственность, предусмотренную законодательством.

Из числа финансовых органов в проведении налоговой амнистии задействовано Министерство финансов РФ — федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в бюджетной, налоговой, валютной и иных сферах, а также координацию и контроль деятельности ФНС РФ, Федерального казначейства и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора [8, пп. 1, 2].

Правовой статус Министерства финансов РФ в области налогов и сборов установлен ст. 34.2 НК РФ в виде полномочий по письменному разъяснению вопросов применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также п. 5.2.4 Положения о Министерстве финансов РФ в виде принятия нормативно-правовых актов, устанавливающих формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций. Таким образом, в области налоговой амнистии правовой статус Министерства финансов РФ определяется следующими полномочиями:

разработка форм платежных документов по уплате налога и порядка их заполнения;

разъяснение вопросов применения акта об объявлении налоговой амнистии.

 

Литература:

 

1.                  Агалов К. В. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. — 26 с.

2.                  Бакаева О. Ю. Финансово-правовой статус как юридическая категория (на примере таможенных органов) // Очерки финансово-правовой науки / под общ. ред. Л. К. Вороновой, Н. И. Химичевой. М., 2011. — С. 187–204.

3.                  Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1979. — 230 с.

4.                  Кучинский В. А. Личность, свобода, право. М.: Юридическая литература, 1978. — 208 с.

5.                  Миронова С. М. Структура финансово-правового статуса муниципальных образований // Финансовое право: прошлое, настоящее, будущее: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Н. И. Химичевой. Саратов, 2014. — С. 177–182.

6.                  Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824; 2014. — № 48. — Ст. 6657.

7.                  Петрова Г. В. Налоговые отношения: теория и практика правового регулирования: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2003. — 58 с.

8.                  Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 (с изм. от 27 декабря 2014 г.) (СЗ РФ. — 2004. — № 31, ст. 3258; Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 08.01.2015)).

9.                  Положение о Федеральной налоговой службе: утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 (с изм. от 27 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. — 2004. — № 40, ст. 3961; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 08.01.2015).

10.              Смирникова Ю. Л. Финансово-правовой статус субъектов Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. — 26 с.

11.              Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. — 752 с.

12.              Юридическая энциклопедия / под общ. ред. Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 2001. — 1268 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle