Парцелляция — это конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков. Показателем синтаксического разрыва является точка (или другой знак конца предложения), что приводит к увеличению частотности употребления точки, а при зрительном восприятии текста — к его интонированию.
Парцелляция — способ членения, единой синтаксической структуры (предложения), при котором эта структура воплощается не в одной, а в нескольких единицах. Парцелляция является синтаксическим процессом широкого охвата. Парцелляции могут подвергаться предложения любой грамматической структуры [2, c. 97].
Парцеллированная конструкция состоит из основной (базовой) части и отчлененной части (парцелята). Базовая часть и парцеллят разделены точкой на письме и длительной паузой в речи. Пунктуационное и интонационное разделение частей парцеллированной конструкции фиксирует не столько формальный разрыв, сколько выступает, как средство эмоционального выделения ее частей [3, c. 123].
В художественных текстах выделяют четыре функции парцелляции:
- эмоционально-выделительную;
- экспрессивно-грамматическую;
- изобразительную;
- характерологическую.
Эмоционально-выделительная функция реализуется тогда, когда парцелляция служит средством усиления эмоций, эмоциональной оценки или эмоционального состояния. Здесь можно выделить два случая:
а) парцелляция усиливает эмоциональность высказывания;
б) парцелляция не выражает конкретную эмоцию, однако содержит в себе оценочный компонент.
Парцелляция выполняет экспрессивно-грамматическую функцию, если она служит для выражения каких-либо синтаксических отношений.
Изобразительная функция направлена на художественную конкретизацию изображаемого. Данная функция используется для следующих целей:
- выделения деталей общей картины;
- создания эффекта замедленного кадра;
- выделения важного, с точки зрения художественно-образной конкретизации изображаемого;
- усиления изобразительного контраста;
- усиления эффекта длительности действия;
- создания неожиданной паузы, которая способствует увеличению эффекта неожиданности наступления действия.
Характерологическая функция заключается в воспроизведении речевой манеры персонажа или субъекта повествования. Она применяется в следующих случаях:
- внесения в речь повествователя разговорной интонации присоединения;
- создания контекстов несобственно-прямой речи;
- изображения внутренней речи, а через нее — характеристики состояния субъекта этой внутренней речи;
- для выражения периферийной присоединительной связи, характерной для устно-разговорной речи [6, c. 87].
Фактический материал дает возможность классифицировать все парцелляты в английском языке по 4 уровням:
1) Посредством связи между парцеллятом и базовой частью. Парцелляты в этом типе подразделяются на:
а) парцелляты без наличия каких-либо соединительных элементов с разными частями речи
б) парцелляты, соединяющиеся с базовой структурой посредством специально связующих средств (предлогов, союзов, союзных наречий)
2) По позиции парцеллята в составе парцеллированной конструкции парцелляты подразделяются на:
а) контактные
б) дистантные
Дистантные парцелляты:
- парцелляты, вынесенные за красную строку;
- парцелляты отделенные от базовой части одним или несколькими предложениями.
3) По составу парцеллят подразделяется на несколько типов:
а) парцеллят, выраженный одной словоформой;
б) парцеллят, выраженный соединением словоформ;
в) парцеллят, выраженный существительным с предлогом;
г) парцеллят, имеющий в своем составе вводные элементы (of course, I mean);
д) парцеллят, имеющий в своем составе слова типа: probably mostly especially;
е) парцеллят может иметь в составе пояснения, уточнение.
4) По синтаксической трансформационной функции выделяют:
а) парцелляты-подлежащие;
б) парцелляты-обстоятельства;
в) парцелляты-определения;
д) парцелляты-дополнения [4, c. 115].
Парцеллированные конструкции могут включать:
- последовательность из двух парцеллятов;
- последовательность из трех парцеллятов.
В литературе парцеллят интерпретируется как рема, что согласуется с положением о том, что рема всегда более сильно выражена, а парцеллят характеризуется специфической акцентированной постпозицией, выделяясь в особую интонационную группу по отношению к базовой части (структуре) [5, c. 59].
Ниже приведены примеры парцеллированных конструкций на примере произведения Capote Truman «Breakfast at Tiffany’s»:
1. All summer you could hear him. In the yard. In the garden. In the wood.
2. When the sadness came, first, she throws the drink she drinking. The bottle. Those books. A lamp.
3. Dead. Or in crazy house. Or married.
I think she is married and quieted down and may be right in this city.
4. They’re going to test her for the part of Dr. Wassell’s nurse. One of his nurses, anyway.
5. Until they’re strong enough to run into the woods. Or fly into a tree. Then a taller tree. Then the sky.
6. You are a tired young lady. Very tired.
7. Look at Mag Wildwood.Or Honey Tucker. Or Rose Ellen Ward.
8. It's a bore, but the answer is good things only happen to you if you're good. Good?
9. Or, and the question is apparent, was my outrage a little the result of being in love with Holly myself?
A little.
10. We change plans in Miami. Then over the sea. Over the Andes.
Over the Andes.
11. That's why I want your opinion. Let me build you a drink. Something new.
12. But he wasn't dotty, just sweet and vague and terribly slow; he'd been in the eighth grade three years when I ran away. Poor Fred.
13. An agent could ask for more? Then wham! The Story of Dr. Wassell.
14. A lot of characters they aren't expected? Living off tips. Running around with bums.
15. They only look right on the really old girls. Maria Ouspenskaya [7].
Таким образом, парцеллированные конструкции функционируют в разных контекстах — в речи автора, в речи персонажей, в несобственно-прямой речи. Наиболее характерно их употребление при воспроизведении речи героев и в случаях отражения точки зрения персонажа в словах автора-повествователя. Нередко встречающееся переключение субъектных планов — от повествователя к герою — может быть маркировано точкой парцелляции (иногда только ею). Независимо от контекста, парцеллированные конструкции часто являются конституирующими единицами внутренней речи, в том числе такого ее вида, как поток сознания.
Литература:
1. Бабайцева, В. В. Синкретизм парцеллированных и присоединенных субстантивных фрагментов текста // НДВШ. Филологические науки. 1997. № 4.
2. Ванников, Ю. В. Явление парцелляции в современном русском языке. М., 1965. — 189 c
3. Кузьмина, Т. Е. Парцелляция как средство достижения экспрессивности высказывания. (На материале английской и американской литературы XX в.) // Стилистика текста. Языковые средства экспрессивности текста. — Уфа, 1989. — 256 c.
4. Марьина, О. В. Расчлененные парцеллированные конструкции и их функции в современных художественных текстах XX-XXI веков / О. В. Марьина // Филология и человек, № 3, 2009. — 244 c
5. Мясищева, H. H. Разговорный синтаксис как источник языкового обновления современной художественной прозы и место в нем парцелляции. АКД. — СПб, 1993.–182c.
6. Петрашевская, Ж. Е. К вопросу о парцелляции как приеме экспрессивного синтаксиса // Проблемы грамматики и стилистики английского языка. — М., 1973. — 382 c
7. Truman Capote.Breakfast at Tiffany’s. Азбука. — СПб, 2011. — 160 c.