Библиографическое описание:

Мелькумова Н. А. Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 808-813.

Статья посвящена развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В качестве средства развития творческих способностей у дошкольников автором используется аппликация, способствующая развитию эмоциональной отзывчивости, развитию воображения, аккуратности, трудолюбия у ребенка.

Ключевые слова:творчество, творческие способности, аппликация, старшие дошкольники.

The article is devoted to the development of creative abilities of senior pre-school age children. The author uses the applique work as a method of development of creative abilities of senior pre-school age children to promote development of the emotional responsiveness, imagination, neatness and diligence forming among children.

Keywords:creativity, creative abilities, applique, senior pre-school age children.

 

Творческие личности нужны были во все времена, так как именно они определяют прогресс человечества. Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является сензитивным для развития и формирования творческой личности.

В области дошкольного образования вопросы творчества и его развития исследовали Л. С. Выготский, Г. Г. Григорьева, О. М. Дьяченко, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова.

Т. С. Комарова определяет детское творчество как создание ребенком субъективно (значимого для него прежде всего) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, песенки, игры, придуманной ребенком) и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности, и результата; придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, в рассказе); придумывание своего начала, конца новых действий, характеристик героев; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе усвоения формообразующего движения, обобщенных способов, образов героев сказок; в драматизации — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голоса); проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, сказок» [5, с. 94–95].

Творчество не появляется само собой, оно формируется, оно развивается в результате длительной систематической работы. Способность к творчеству ребенок получает от рождения в форме задатков, но основную роль играет развитие ее через упражнения, занятия, игры.

В старшем дошкольном возрасте развитие творческих способностей происходит очень интенсивно. При этом старший дошкольник осознает все свои действия, и направленность у него идет на результат, хотя и сам процесс создания его очень интересует. Старший дошкольник охотно соглашается на любые роли и играет их согласно общественным отношениям в мире взрослых.

С. Л. Рубинштейн считает, что «всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и данные, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые от нее исходят» [8, с. 533].

Торранс выделил критерии, позволяющие определить наличие творческих способностей у ребенка:

-             пластичность, то есть творческие дети предлагают множество решений в тех случаях, когда ребенок может найти лишь одно или два;

-             подвижность, то есть умение перейти от одного аспекта к другому, не ограничиваясь единственной точкой зрения;

-             оригинальность, она порождает неожиданные и непривычные решения.

-             легкость — быстрота выполнения задания;

-             гибкость — число переключений с одного класса объектов на другой класс объектов в ходе ответов [Соломенникова, 2005, с. 258].

Различные факторы влияют на развитие творческих способностей детей. Среди этих средств можно выделить аппликацию как наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок), но и в создании картин, орнаментов.

В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков обращают внимание на способность дошкольников в процессе включения в творческую деятельность по созданию аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности, в процессе которой формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал [2, c 186].

И. А. Лыкова рекомендует в аппликации использовать разнообразные материалы: (бумагу разного качества и свойства, ткань, природные материалы и вещества, бросовый материал), а также знакомит с техниками симметричного, ажурного вырезания, разнообразными способами прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации. Обращает внимание на создание разнообразных форм, последовательность работы над сюжетной аппликацией; создание коллажей. [7, с 54.]

О. А. Малик уделяет значительное место силуэтному вырезанию, считая в этом виде выразительность контура приобретает первоначальное значение.

Овладев умением вырезать предметы закругленной и прямоугольной формы, дошкольники приобретают возможность создавать различные образы: фигуру человека, некоторых животных и птиц, здания, машины, цветы, грибы, фрукты. Поэтому широко используются коллективные формы работы.

Мы разработали и внедрили в нашем дошкольном учреждении программу «Чудеса из бумаги», рассчитанную на 2 года, которая входит в раздел «Художественная деятельность» основной общеобразовательной программы «Детство».

Наибольший интерес вызывают у дошкольников коллективные формы работы по темам: «Подснежники в корзине», «Снежинки», «Что нам осень принесла», «Осенний лес», «Аквариум». Много фантазии проявляют дети в процессе выполнения аппликаций на тему: «Букет сирени», «Веточка вербы», «Мимоза», «Строю дом многоэтажный».

В процессе занятий аппликацией с использованием нетрадиционных техник, дети знакомятся с простыми формами различных предметов с их частями и силуэтами, что усиливает интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт, что способствует развитию:

-        творческого потенциала дошкольников;

-        эстетического мировосприятия, воспитанию художественного вкуса;

-        формированию художественно-графических умений и навыков;

-        фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

-        развитию точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

-        становлению некоторых организационных навыков художественного творчества;

-        получению сведений об отечественной и мировой художественной культуре;

-        воспитанию зрительской культуры;

-        раскрытию начал профессиональной художественно-изобразительной деятельности.

Внедрение дополнительной модифицированной программы по аппликации «Чудеса из бумаги» позволило в экспериментальной группе повысить уровень развития творческих способностей детей. У дошкольников появилась склонность к творческому поиску, к развитию творческих способностей, оригинальный, необычный способ решения проблем. Детям стала реже требоваться помощь педагога — появилось больше самостоятельности в организации своего свободного времени. Причем, дети зачастую сами начали предлагать различные игры, развлечения. Кроме того, дошкольники стали более самостоятельными, не только организуя свой досуг, но в процессе учебных занятий.

Результаты исследования формирующего эксперимента свидетельствуют о том, что используемые формы, методы и приемы в процессе досуговой деятельности являются эффективными для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [см. рис.1].

Рис.1. Формирование творческих способностей дошкольников в процессе занятий аппликацией

 

Использование дополнительной программы по аппликации позволило занятиям стать более интересными, результативными, развить у детей интерес к данному виду изобразительной деятельности (аппликации), проявляя при этом выдумку, инициативу и творческий порыв. Детям очень понравилось работать с нетрадиционными материалами. Результативность таких занятий была достаточно высокой. Обучение техническим навыкам работы было успешным. При целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели проявления интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла, проявление творчества и воображения.

Оценивание своих возможностей, а также принятие ребенком элементарных учебных задач по овладению техникой действий — важный итог развития многих видов деятельности дошкольника.

Самостоятельность дошкольника рассматривается и как один из показателей его готовности к школьному обучению, в частности эмоционально- волевой. В дошкольном возрасте происходят существенные изменения волевой функции ребенка: формируется умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую ставят перед ним взрослый, коллектив детей, а затем и он сам. Как следствие, в различных видах изобразительной деятельности, в том числе и аппликации, дошкольник начинает выделять ее цель, управлять своим поведением и подчинять свои действия осознанным целям, учится доводить свое маленькое дело до конца, преодолевая различные препятствия. Его поведение теперь определяется не только непосредственно воспринимаемым, но и представляемым, а также мыслимыми обстоятельствами. Об этом свидетельствует ряд исследований А.Н Леонтьева, З.В Мануйленко, З.М Истоминой, Н. Г. Морозовой, А. В. Запорожца, Л. С. Славиной и др.

Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания, усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.

 

Литература:

 

1.      Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1991. 93 с.

2.      Запорожец И. Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника.- М., 2005. — 186 с.

3.      Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2–7 лет.- М.: Педагогическое общество России, 2000. 128 с.

4.      Комарова Т. С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать? / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. — 2005, № 2. — С. 37–39.

5.      Комарова Т. С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. / Т. С. Комарова — М., 2005. — 190с.

6.      Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд.- М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.

7.      Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. -М.: «Карапуз-ДИДАКТИКА», 2007.-208 с.

8.      Малик О. А. Занятия по аппликации с дошкольниками: развиваем самостоятельность. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 96 с.

9.      Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle