Библиографическое описание:

Волконская С. А., Седова Т. Н. Эмоциональный настрой, как одно из средств повышения мотивации учащихся на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 746-748.

Одна из основных проблем современной отечественной школы — снижение мотивации, именно поэтому тема сохранения, и в особенности, повышения мотивации учащихся необычайно актуальна.

Перед педагогом стоит важная задача — формирование и развитие компетентностного подхода, т. е. педагог должен не только уметь преподносить учащимся учебный материал, но и мотивировать их на восприятие и усвоение этого материала. Именно поэтому одним из важнейших элементов в структуре урока является мотивационный.

Для того, чтобы сформировать мотивацию, необходимо использовать большое разнообразие форм, методов и приемов работы, с помощью которых учащиеся будут вовлечены в активную работу на уроке. Среди элементов урока, вызывающих наибольший интерес учащихся, можно отметить необычные формы изложения материала, эмоциональность речи преподавателя, ситуации спора и обсуждения, анализ бытовых жизненных ситуаций, игры, соревнования, викторины, использование аудио- и видеоматериалов. Но важнейшей составляющей является, безусловно, эмоциональный настрой.

Создание положительного эмоционального настроя на урок и создание ситуации успеха является важной задачей вводной части урока. Преподавателю необходимо направить весь свой опыт на поиск творческого подхода для решения задачи создания верного, а значит, положительного психологического настроя учащихся.

Положительный настрой — это внутренняя вера «У меня получится, я смогу!». Ключевыми фразами в таком настрое являются: «Я смогу! Я умею! Я сделаю!» Психологи утверждают, что позитивный настрой работает в интервале 3–10 минут после «приготовления», соответственно, включать в речь положительные установки на работу необходимо несколько раз за стандартный 45-минутный урок.

Дети познают мир через эмоции, через эмоциональную память, а значит, именно эмоции играют одну из самых важных ролей в формировании личности. На уроке именно преподаватель является для учащихся источником эмоций. Очень важно, чтобы эти эмоции были исключительно положительными. Только положительные эмоции стимулируют познавательную деятельность учащихся, их желание участвовать в ходе урока, активно вовлекаться в работу и взаимодействовать с преподавателем и одноклассниками.

Эмоции формируют и могут изменить отношения учащихся как к преподавателю и учебному предмету, так и к собственным силам, а значит, от положительного настроя зависит и производительность учебной деятельности учащегося. Желание познавать, стремление участвовать в уроке, появление ярких мыслей и свежих идей возможно исключительно у положительно настроенных учащихся и дружелюбного преподавателя.

К сожалению, довольно часто возникает ситуация, когда идет речь о полной несовместимости и непонимании учащихся и преподавателя. Причиной является нежелание или неспособность преподавателя понимать, чувствовать и предугадывать эмоциональное состояние подопечных. Отсюда появляется полное нежелание изучать предмет, соответственно, возникает проблема неуспеваемости и непосещаемости.

Много говорится в педагогической литературе о профессиональном облике и культуре преподавателя. Именно чуткость по отношению к эмоциональному настрою учащихся и говорит о высокой культуре и профессионализме учителя.

Что можно считать положительными «знаками», теми «сигналами», с помощью которых учитель дает установку на позитивный настрой? Это улыбка во время приветствия, дружелюбно заданный вопрос, не окрик, а спокойное замечание. Дополнительный эмоциональный настрой для учащихся создает внешность и манеры преподавателя — спокойная четкая речь, плавные жесты, приятный тембр голоса. Не всем достается от природы приятный голос, но в настоящее время известно достаточное количество упражнений от ведущих специалистов, с помощью которых можно подкорректировать тембр своего голоса.

Преподаватель может воздействовать на эмоциональный фон своих учащихся разными способами. Во-первых, это вызвать у них раздражение, тоску и уныние. Во-вторых, — состояние радости и предвкушения. И третье — оставить их в состоянии равнодушия. Стоит ли говорить о том, какой способ наиболее продуктивен для дальнейшего взаимодействия?

Начало каждого урока — это энергетический заряд, когда преподаватель обменивается энергией со своими учениками. Каким будет этот заряд, что он будет нести, зависит в большей степени от учителя. Если ученики с самого начала урока получили отрицательную энергию, можно смело утверждать, что преподаватель не добьется тех целей урока, которые он перед собой ставит.

Может показаться, что единожды «испорченный» урок не повлияет на учебный процесс, однако, получив один единственный раз подобный опыт, ученик может «не позволить» обучать себя дальше, потому что он либо не доверяет учителю, либо боится его. Недоверие и страх не имеют ничего общего с уважением, а активно и охотно дети учатся лишь у тех, кого уважают. Не секрет, что дети и подростки тем лучше относятся к предмету, чем лучше и уважительнее относятся к преподавателю. Преподаватель, в свою очередь, должен всячески способствовать этому — идя на урок и переступая порог класса, забывать о личных проблемах, о недомоганиях и плохом настроении. Несомненно, это непросто, но ведь не зря работа с людьми считается самой трудной. Сохранять верную линию поведения на уроке и есть высший педагогический «пилотаж» и профессиональный долг каждого преподавателя.

Не следует думать, что сохранение позитивного настроя несет в себе потакание и излишнюю мягкость. Положительный фон урока отнюдь не исключает доброжелательной требовательности и ненавязчивого, но обязательного контроля со стороны преподавателя.

Что касается методов работы и определенных видов деятельности, способствующих созданию положительного настроя, необходимо особенно отметить использование новейших технологий на уроках. Это и интерактивные доски, которые позволяют предложить учащимся разнообразную гамму упражнений и заданий, это аудио-и видео средства, благодаря которым, урок становится ярче, динамичнее, интереснее; это настольные игры, которые рождают атмосферу соревнования и укрепляют командный дух. Прекрасный результат дают разнообразные проекты, во время выполнения которых обучающиеся учатся ощущать себя членом команды, брать на себя ответственность за выбор решения, разделять ответственность и анализировать результаты деятельности.

Перед преподавателем английского языка стоят особые задачи и правила. Во-первых, невозможно развить у учащихся интерес к изучению языка и культуры другой страны без любви и уважения к собственной стране, а соответственно, необходимо прививать ученикам правильные гражданские и патриотические чувства. Во-вторых, в настоящее время благодаря всемирной компьютерной сети мы вооружены огромным арсеналом разнообразного учебного материала на английском языке, поэтому преподаватели обязаны постоянно искать новые способы его активного внедрения в учебный процесс, а значит постоянно профессионально развиваться.

Выполнение вышеперечисленных задач и условий и дает возможность формировать и развивать необходимую мотивацию познавательной деятельности. Следует отметить, что формировать и развивать — это не означает «вложить» готовые цели и мотивы в головы учащимся, это значит — создать такой положительный фон, в котором учащемуся самому бы захотелось развернуть активную деятельность для познания и взаимодействия.

Таким образом, создание комфортной эмоционально — психологической среды в коллективе является необходимым условием заинтересованной атмосферы на уроке, что в свою очередь ведет к повышению мотивацию и в итоге — к повышению результативности работы преподавателя и учеников.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle