Библиографическое описание:

Волконская С. А., Парфентьев Е. А. Организация работы над проектами и её методическое обеспечение // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 742-745.

Метод проектов — это такой способ организации обучения, при котором реализуются интеллектуальные и физические возможности по созданию новых товаров и услуг, имеющих субъективную новизну и практическую значимость. В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке кадет методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды, т. к. такой метод позволяет учащимся лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально — экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающей личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности [1].

Проектный метод имеет очень важную дидактическую особенность: вся деятельность кадета должна ориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт [1]. Иначе говоря, кадет сам, пробуя, ошибаясь и вновь выходя на правильный путь в поиске, пропускает через себя все, что как он убежден, пригодится, понадобится в дальнейшей жизни. Метод проектов способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению «Я сделаю», «Я сам», «Я умею» [4].

Особенностью содержания метода проектов является его исследовательская сущность. Кадета постепенно подготавливают к тому, чтобы любая созидательная деятельность была подчинена достижению нескольких конкретных целей [1].

-        Нужно, чтобы воспитанник научился определять нужность изготавливаемой продукции, её применение в доме, в училище и т. п. А также выявление возможности реализации. В этом заключается осознание целесообразности производства — прибыльности будущего изделия.

-        Важно, чтобы кадет проникся необходимостью знаний различных технологических процессов преобразования материалов: способа обработки, его экономической эффективности.

-        Необходимо, чтобы воспитанник был способен оценить, не несёт ли урон окружающей среде предлагаемый способ производства, сохранит ли он природные богатства или, наоборот, нанесёт невосполнимый ущерб. Это важная черта нравственного воспитания учащихся.

Таким образом, в содержании проектного метода заложен сознательный и творческий выбор человеком оптимальных способов преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учётом последствий для природы и общества. Сформировать такой характер мышления совсем не просто. Именно в надежде на то, что эти задачи все же будут решены современной системой обучения, и заложен инновационный смысл проектного метода, его содержательное наполнение.

По содержанию В. Д. Симоненко предлагает следующую классификацию проектов по их содержанию.

1.      Интеллектуальные. Учащиеся должны описать модернизированные способы обработки материалов, оригинальные новые технологии производства изделий. Предметом проектных разработок могут стать интерьеры учебных, жилых и производственных помещений, дизайн любых изделий — предметов быта. Пример тому — дизайн рукотворных ёлочек, выпиленных из фанеры, которые могут украсить интерьер любого помещения: школьного кабинета, кабинета в офисе, комнату в квартире..

2.      Материальные. Под таковыми подразумевается изготовление инструментов и приспособлений, наглядных пособий и бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации. Проектами этого рода могут быть изделия художественно-прикладного и технического творчества учащихся, реализованные в материале рационализаторские предложения. По согласованию с преподавателем к таким проектам можно отнести выполнение эталонных объектов труда, в которые внесены конструктивные усовершенствования, предложены изменения внешнего вида, отделки, обоснованная замена материалов и т. д. В качестве такого проекта можно привести пример изготовления ёлочных игрушек на конкурс «Севастопольская новогодняя игрушка на каждой центральной ёлке регионов России». Воспитанники кадетского корпуса рассмотрели несколько вариантов игрушек из дерева. Из предложенных вариантов выбрали самые оптимальные: якорь и колокольчик. Затем разработали конструкцию игрушек, продумали технологию изготовления. Выделили элементы, определяющие наш город. В качестве отделки выбрали технику «декупаж».

3.      Экологические. В этих проектах может осуществляться экспертная оценка воздушно-газовой среды, состояние водоемов и почв. Предметом исследования и анализа могут стать способы очистки загрязненных производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, природных и искусственных водоемов. Проектами такого рода может стать изучение возможностей сбора и использования вторичного сырья, регенерации различных пластполимеров, применение этих материалов для изготовления объектов труда на уроках технологии. Не следует думать, что такие проекты под силу лишь «избранным». Наоборот, чем больше учащихся будут вовлечены в круг таких творческих проектов, тем выше будет продвижение всех в экологической грамотности. Примером этому могут служить творческие проекты по изготовлению рукотворных елочек из древесной стружки, старых книг и альбомов, ненужных пуговиц, косточек плодовых и семян растений, обрезков ткани, сетки от упаковки букетов. А так же елочных игрушек из картона, опилок, стружек, семян и косточек, игрушек из перегоревших лампочек и многое другое. Не секрет, что сегодня мы отстаем от многих стран в развитии сферы услуг. Поэтому чем больше проектов, связанных с обслуживанием и ремонтом оборудования, бытовой техники, всей инфраструктуры быта будет выполняться воспитанниками, тем быстрее будут ликвидированы эти перекосы в отечественной экономике.

4.      Сервисные. В современной техносфере отводится первостепенное значение накоплению, подбору, оформлению и представлению информации. Такие проекты очень перспективны, представляются, что спрос на этот вид услуг будет огромен.

5.      Комплексные проекты, включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие.

Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут быть от 3–4 недель до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый длительно позволяет создать дополнительную заинтересованность воспитанников в получении новых знаний, необходимых для его [2] выполнения.

Методические приёмы организации проектной работы

Желательно, что б у каждого воспитанника перед началом работы был своеобразный путеводитель, алгоритм последовательных действий. Это может быть памятка для выполняющих проект примерно такого вида [3]:

1.      Осознание нужд или проблем

Нужды начинаются там, где ты стоишь. Где бы ни появились люди, появляются проблемы, требующие решения. Оно должно чётко формулировать то, что ты собираешься делать.

2.                 Исследование и развитие идей

Следующий шаг — найти как можно больше информации по проблеме. Необходимо записывать всё, что, может помочь тебе. Включай эскизы, диаграммы, пометки. Но подумай о:

-        Времени — как долго ты будешь решать эту проблему?

-        Материалах — какие материалы имеются в твоём распоряжении?

-        Стоимости — сколько это будет стоить?

-        Функциях — для каких функций нужен данный объект?

-        Внешнем виде — как он будет выглядеть?

Развивая свои идеи — помни, что простые идеи — часто лучшие идеи.

3.                 Планирование и изготовление

Сейчас ты должен составить план, как ты собираешься решить данную проблему. Запиши порядок своей работы. Тщательно продумай, сколько времени необходимо тебе, какое оборудование понадобится.

4.                 Испытание и оценка

Решил ли ты проблему? Подумай об этом и спроси других людей. Может, тебе необходимо произвести изменения в твоём проекте или, может быть, начать всё заново? Очень небольшое количество дизайнерских решений безупречно, всегда есть путь для улучшения!

Данный лист — ориентир для выполняющих проект. Каждый из этапов можно снабдить иллюстрацией или символическим знаком. В рекомендациях должны быть указаны адреса, где воспитанники могут получить дополнительную информацию: конкретная библиотека с отделом научно-технической литературы, конкретное издание (например, журнал «Школа и производство»), конкретная книга, которая содержит ответы на «узкий вопрос». Хорошо бы и самому преподавателю иметь в своём распоряжении (в кабинете) несколько справочных, научно-популярных и научно- технических книг, популярных журналов, которые всегда можно адресовать кадетам. Если воспитанник привыкнет пользоваться источниками информации до такой степени, что это станет его сущной потребностью — такой педагогический результат трудно переоценить.

Весьма полезным является ведение воспитанниками тетрадей, где записываются результаты анализа, поиска вариантов и т. д.

Наряду с предложенной выше памяткой можно дать воспитанникам тест-алгоритм самоанализа проектной деятельности [1].

-        Осознание нужд и возможностей. Какова проблема? Что необходимо иметь для осуществления работы?

-        Выработка идей и решений. Описание всех своих идей для выработки успешного решения.

-        Планирование и изготовление. Продумай тщательно о том, что ты собираешься делать. Попытайся разбить свою деятельность на этапы: запиши их по порядку; опиши, что ты будешь делать на каждом этапе.

-        Проверка и оценка. Выполняет ли твой объект то, что он должен выполнять? Если бы ты начал заново, какие бы ты внес изменения?

Ясно, что со временем у каждого преподавателя вырабатывается своя система совместной работы над творческими проектами. Важно, чтобы исповедуемые самим преподавателем принципы проектной культуры доходили до детей, воплощались ими. Пусть свой проект оценивает вначале сам автор, а лишь потом жюри в составе преподавателя и воспитанников. Проектно — творческая система обучения учащихся способствует развитию волевых качеств личности при работе с «неподатливым» материалом и «непослушными» инструментами, целеустремленность и настойчивость.

 

Литература:

 

1.                 Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом, М: Академия, 2004. — 480с

2.                 Муравьев Е. М. Общие основы преподавания технологии, Брянск, БГПУ, 2000. — 230с.

3.                 Павлова М. Б., Питт Д. Образовательная область Технология: Теоретические подходы и методические рекомендации // Технологическое и предпринимательское образование в России. — Йорк, 1997

4.                 Симоненко В.Д, Жураковская В. М. и др. Творческие проекты старшеклассников Учебно-методическое пособие для учителя, Брянск: ИБГПУ, Н-МЦ Технология, 1998. — 234с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle