Библиографическое описание:

Эрдонов О. Л., Махмудов В. В., Арисланов И. Т. Соревнования по мини-футболу как эффективное средство физического воспитания студентов технического вуза // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 886-889.

В статье рассматривается тема участия студентов в соревнованиях по мини-футболу.

Ключевые слова: студенческий спорт, участие в соревнованиях.

 

Дальнейшее развитие студенческого спорта тесно связано с возрастанием вопросов и расширением прав личности учащейся молодежи при занятиях спортом, их участие в соревнованиях, определения социального и правового статуса студенческого спорта в физкультурно-спортивном движении Республики Узбекистан.

Активное участие студентов в спортивной жизни университета рассматривается как одна из форм воспитательной работы в вузе. Участие в студенческих соревнованиях в масштабах страны, области, города, вуза, факультета, являются в университетах доминирующей формой спортивной деятельности студентов. Большую роль в жизни студентов играет их выступление во Всемирных Универсиадах, международных и республиканских соревнованиях.

Организационными особенностями студенческого спорта являются:

-          доступность и возможность заниматься в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном учебном отделении);

-          возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно;

-          возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня — в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по избранным видам спорта [4].

Спортивные соревнования всегда играли значительную роль в развитии общества. Они являются действенным фактором воспитания, оказывая существенное влияние на культурную, экономическую и социальную жизнь народа [5,10].

Применительно к подготовке студентов-спортсменов соревнования характеризуются следующими чертами:

-          спортивные соревнования рассматриваются не как самостоятельное явление, а как составная часть учебно-тренировочного процесса, как средство достижения высоких спортивных результатов;

-          педагогическое значение соревнований заключается в том, что соревнования определяют содержание системы подготовки спортсменов;

-          закономерности спортивной тренировки определяют организацию системы соревнований [2].

В то же время воспитательные задачи, направленные на развитие личностных качеств студента-спортсмена во время проведения соревнований, используются в недостаточно полном объеме [7,9].

Спортивные соревнования обладают огромным воспитательным потенциалом. Участие в соревнованиях заставляет студентов-спортсменов ставить и решать непростые задачи самопроверки своих физических и психических качеств, причем решать их на виду у большого количества людей, которые наблюдают за спортивными состязаниями. Это обстоятельство свидетельствует о том, что соревнования являются мощным фактором социализации личности. Если в обычной жизни, в естественных условиях, человек стремится избежать, по возможности, экстремальных ситуаций, то при занятиях спортом, он обязательно предусматривает для себя испытания такого рода. На соревнованиях человек сталкивается со многими непредвиденными обстоятельствами, когда в условиях жесткого лимита времени необходимо принять единственное правильное решение. Это формирует способности к адаптации в любой динамической среде и позволяет человеку легче принимать решения в обыденной жизни.

Для отделения спортивного совершенствования важно сформулировать две цели. Первая — максимально привлечь студенческую молодёжь к занятиям спортом, в том числе и через занятия физической культурой. Вторая — за время студенчества подготовить студента — спортсмена до уровня сборной страны, или республики, в лучшем случае, сохранить его форму, если он тренируется в профессиональном клубе или у тренера, не работающего в университете [1].

В то же время главным критерием при внедрении наиболее популярных видов двигательной активности в вузах следует считать как объективную (требование общества) так и суъективную (личное желание) потребности в предлагаемых видах физкультурно-спортивной деятельности [3].

В свою очередь, спорт одно из основных средств воспитания движений, совершентсвования тонкой и точной информации развития необходимқх студенту двигательных физических качеств. Занимаясь спортом человек, совершенствует и укрепляет свой организм, тело свою силу, способность управлять движениями и двигательными действиями [8].

В 2009 году в Ташкентском университете информационных технологий был введен в строй универсальный спортивный зал: размером 48х26 м. с 400 посадочных мест с четырьмя раздевалками, душевыми, туалетами. А в 2010 году в нем проводились игры Чемпионата Азии по мини-футболу. В университете в процессе физического воспитания развивается спортивно-ориентированно направление по специализации мини-футбол. Изложенное позволило сформировать группу спортивного совершенствования по мини-футболу, для студентов 1–4 курсов и магистров I-II курсов.

В 2012 году в чемпионате города Ташкента среди любительских команд сборная ТУИТ заняла 4 место, и участвовала одной командой, а в 2013–2014 году приняла участие 2 командами и одна команда заняла 4 место, а вторая — 8 место. Один из студентов Ж.Холмирзаев приглашен в команду высшей лиги «Ардус», которая заняла I место и он выполнил норматив мастера спорта, студент И.Бахтиев приглашен в команду «Пахтакор», М.Миржасуров — в «Локомотив». В первую лигу приглашены в ведущую команду «Промстройбанк» пять игроков.

Важно отметить, что студенты, окончившие вуз поступили работать на предприятия комитета связи, информатизации и информационных технологий (Узнет, ШАК, ГТС) и способствовали развитию мини-футбола на производстве. Ежегодно проводятся республиканские соревнования среди предприятий комитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологий.

Важно отметить, что результаты соревнований после каждого тура освещаются в периодической печати и интернете на сайтах ufa.uz, futsal.uz. Это развивает интерес к участию в них.

Опыт спортивной общественной жизни молодежи в вузе способствует личностному развитию студентов и их самореализации. Таким образом, стержнем гуманистической парадигмы высшего образования является актуализация и реализация личности студента, создание условий в высшей школе для формирования и развития системы личностных качеств и социализации молодежи. Организация студенческой спортивной деятельности во внеучебное время выступает одним из эффективных факторов процесса социально-педагогического воспитания студента.

Система упражнений и участие в соревнованиях тренирует сердечно-сосудистую систему, опорно-двигательный аппарат и другие жизненно важные системы организма, благоприятно воздействует на работу внутренних органов, воспитывает толерантность. Занятия и соревнования решают вопросы досуга молодёжи, отвлекает от вредных привычек, прививают самодисциплину, также является средством активного отдыха и формирования здорового образа жизни.

 

Литература:

 

1.         Акишин Б. А. Социальные проблемы студенческого спорта. / Мат. межд. научно-метод. конф. Владимир 2009.-С.12–15.

2.         Зуев В. Н. Социально-экономические условия управления системой спортивного соревнования: монография / В. Н. Зуев, Н. А. Шитова. — Омск: Изд-во СибГАФК, 2001. — 144с.

3.         Ильин А. А., Андреев В. М., Исканова Г. С. Зимний футбол как средство физического воспитания студентов технического вуза. // Теория и практика физической культуры. 2008.-№ 7.-С.24–28.

4.         Ильинич В. И. Физическая культура студента: учебник / под ред. В. И. Ильинича. — М.: Гардарики, 2003. — 448 с.

5.         Красников А. А. Основы теории спортивных соревнований: учеб.пособие / А. А. Красников. — М.: Физическая культура, 2005. — 160 с.

6.         Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. -И-е изд., испр. и доп. / Л. П. Матвеев. — СПб.: Изд-во «Лань», 2005. — 384 с.

7.         Рапопорт Л. А. Спорт в вузе: проблемы организации / Л. А. Рапопорт // Теория и практика физической культуры. 2002. -№ 8. — 16–18 с.

8.         Сафронов Д. Влияние физической культуры и спорта на становление творческого стиля профессиональной деятельности студента. // Успехи современного естествознания. 2013.-№ 10.-С.189.

9.         Семенов А. Г. Становление и развитие греко-римской борьбы в отечественном студенческом спорте и физическом воспитании: монография/ А. Г. Семенов. — Изд-во СПбГУЭиФ, 2002. — 243 с.

10.     Эрдонов О. Л. Спортивные соревнования как средство адаптации поступивших к обучению в вуз. «Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, перспективы и условия развития» / Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием г.Иркутск, 19 апреля 2012 г. Том-I. –С.329–332.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle