Библиографическое описание:

Кошбахтиев И. А., Исмагилов Д. К. Характеристика студентов физкультурного вуза // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 876-879.

В статье приводится анализ социально-психологических и педагогических характеристик студентов физкультурного вуза.

Ключевые слова: студенты, физкультурный вуз, специальная двигательная активность.

 

Студенческий состав физкультурного вуза существенно обновился, за счёт появления новых специальностей и специализаций. Для исследования социально-психологической и педагогической характеристики студентов физкультурного вуза, необходимо рассмотреть с одной стороны особенности студенческого возраста вообще, а с другой — особенности лиц, занимающихся спортом. Наряду с этим, необходимо учесть особенности студентов отдельных специализаций, обусловленные объёмом специальной двигательной активности. В современных условиях, можно говорить о разной физической подготовленности общей массы абитуриентов физкультурного вуза. Для изучения данной проблемы, представляется возможным использовать термин, предложенный группой учёных-теоретиков физической культуры и спорта — специальная двигательная активность (СДА), который означает занятия физическими упражнениями с целью достижения определённого результата. В работе использованы два показателя специальной двигательной активности, а именно: объём и распределение затрат личного времени. Показатели интенсивности и содержания специальной двигательной активности не рассматриваются из-за специфических задач исследования.

Данные многочисленных исследований позволяют охарактеризовать студента как субъект учебной деятельности с социально-психологической и педагогической позиций [9]. По мнению студенчество — центральный период становления человека, личности в целом, проявление самых разнообразных интересов.

Современные студенты — это, прежде всего, молодые люди в возрасте 18–25 лет. В разных периодизациях этот возраст относится к разным группам [7]. Даже согласно возрастной периодизации, принятой на международном симпозиуме [9], юношеский возраст соответствует 17–21 год для мужчин и 16–20 лет для женщин. Интересующий нас промежуток до 25 лет относится к первому периоду среднего возраста. Таким образом, получается, что период обучения в вузе приходится на два возрастных периода.

Перечисленные причины говорят о сложности, неоднозначности психологических характеристик этого периода жизни, недостаточной изученности данной группы населения.

Рассмотрим социальный портрет студента. Так [11] отмечает, что своеобразие студенчества заключается в гомогенности интересов, ценностей и целей её представителей. Студенты объединены единым характером труда — учёбой, единым видом деятельности — познанием, общей целью обучения — получением высшего образования, единой профессиональной направленностью. У студентов физкультурного вуза общим видом деятельности является также занятия физической культурой и спортом. Характеризуя студенчество как социальную группу, также можно отметить возрастную и психологическую однородность, «нормативную» неформальность взаимоотношений. От работающих сверстников студентов отличает относительно свободная структура времени, а также отсутствие экономической самостоятельности. Однако, другой автор считает, что учёба в вузе            требует больших затрат времени и энергии. Так в исследованиях Е. К. Малиновского [10] показано, что необходимое время на аудиторную, учебную и внеаудиторную работу, без учёта времени на занятия по повышению спортивного мастерства в рассматриваемом нами спортивном вузе, составляет от 15 до 21 часа в сутки. Отсутствие строгого расписания на весь рабочий день с одной стороны, и большой объём самостоятельной работы с другой, требуют от студента умения планировать свою нагрузку, равномерно распределяя её в течение всей недели. Что касается экономической самостоятельности, то среди авторов также нет единого мнения. Так, в противоположность [11], [7] считает, что этап развития жизни студента соотносится с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи.

Нанося последние штрихи на социальный портрет студента, необходимо проанализировать его социальную зрелость, причём у разных авторов нет согласия по данному вопросу. Опираясь на исследования [8] считает, что студенчество — социальная общность, характеризующаяся наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. С. Д. Смирнов [12] считает, что большие затраты времени и энергии обуславливают некоторую задержку социального становления, студентов по сравнению с другими группами молодёжи. Очевидно, что высказанное противоречие обусловлено интегральностью личности, особенно проявляемой у студентов физкультурного вуза. Поскольку факт обучения в вузе сам по себе не говорит о социальной зрелости человека, но в комплексе с другими видами деятельности, которыми занимается студент, можно составить его социальный портрет. Чем больше социальных ролей — спортсмен, семьянин, отец — играет студент, тем он более зрелый в социальном плане. Живёт ли студент с родителями или в общежитии, подрабатывает во внеучебное время или нет — все эти вопросы оказывают влияние не только на бюджет времени студентов, но и на уровень их социальной зрелости. Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, таких как выбор профессии спутника жизни, формируется «Я» — концепция личности [6,11]. У юношей и девушек, занимающихся физической культурой и спортом, выбор профессии зачастую обусловлен их увлечением.

Образ «Я» или самосознание не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента: сознание отличия себя от окружающего мира; сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности; осознание своих психических качеств, эмоциональной самооценки; социально-нравственная самооценка самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Также в юношеском возрасте появляется собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению [5].

Рассмотрев студента с социально-психологической позиции, следует перейти к его педагогической характеристике. Полученные исследователями данные [3,5] свидетельствуют о том, что студенческий возраст — это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно. Так, в 19 лет наблюдается подъём уровня интеллекта и памяти. 20-ти-летний возраст характеризуется подъёмом мышления. Однако в сложной структуре этого периода развития моменты повышения одной функции совмещаются не только с моментами стабилизации, но и понижением других функций.

Анализируя данные, полученные исследованиями, можно сказать, что смена подъёмов и спадов внимания и мышления в возрасте 19–25 лет происходит через один год, памяти — через два. Также необходимо отметить, что структурирование интеллекта зависит не только от возраста [5], но и от пола, а также от ведущей деятельности [13]. Существенным показателем студента — субъекта учебной деятельности, которая является ведущей для него, — служит умение выполнять все её виды и формы.

Рассмотрим подробнее компонентный состав структурной организации учебной деятельности. В психолого-педагогической литературе нет единого мнения по этому вопросу, и даже, казалось бы, устоявшиеся каноны претерпевают изменения вследствие новых исследований. Классический ряд компонентов составляют: учебная мотивация, учебная ситуация, предполагающая учебную задачу и её решение, контроль и оценку преподавателя, переходящую в самоконтроль и самооценку [4]. Общим во всех исследованиях учебной деятельности является наличие мотивации к ней. Как уже отмечалось ранее, главными в структуре мотивов являются: мотив получения высшего образования [11] и мотив получения профессии. Спортсмены дополнительно к перечисленным мотивам, видят в высшем образовании возможность повышения своего спортивного мастерства.

Влияние спорта на становление личности весьма значительно и неоднозначно. Занятия спортом не только совершенствуют функциональные системы организма, но и влияют на психологические процессы, изменяя направленность личности, структуру мотивации [1,11].

Среди специалистов нет единого мнения по вопросу: накладывает ли спорт отпечаток на личность человека, изменяя его качества и способности, или же просто совершенствует их. Одни авторы ограничиваются простым описанием качеств спортсмена, другие считают, что занятия спортом не накладывают отпечаток на личность спортсмена, но лишь обладая определёнными особенностями нервной системы и характера можно добиться высоких спортивных результатов. Однако в этом подходе учитывается индивидуальный стиль деятельности. И, наконец, третий подход предполагает изменение качеств и свойств личности в процессе занятий спортом, причём одни авторы говорят о развитии определённых качеств, другие же рассматривают изменения в структуре мотивации и ценностей.

К настоящему времени накоплены многочисленные сравнительные данные о личностных особенностях спортсменов и лиц, не занимающихся спортом, свидетельствует о том, что эти категории людей существенно отличаются друг от друга [6,11]. Эти отличия касаются, в первую очередь, направленности личности. В структуре общей спортивной направленности выделяют четыре типа:            тип не сложившейся или противоречивой направленности, тип оздоровительно-физкультурной направленности, тип полуспортивной и тип спортивной направленности. В современном физкультурном вузе, мы имеем представителей всех четырёх типов направленностей, не исключая и не сложившуюся, поэтому преподаватели физкультурного вуза должны учитывать данные особенности студенческого состава.

Во вторую очередь особенности людей, активно занимающихся спортом, проявляются в структуре потребностей и мотивов И. Р. Абрамович [1] выделяет следующие потребности, характеризующие мотивацию спортивной деятельности: потребность в достижении успехов в спорте, потребность в соревновательной борьбе и соперничестве, потребность общения в спорте, потребность совершенствования личности в спортивной деятельности и потребность в материальном поощрении спортивных успехов.

И, наконец, в третью очередь, все авторы, занимающиеся вопросами психологии личности в спорте, отмечают развитие волевых качеств, таких как настойчивость, упорство, выдержка, самообладание, инициативность, самостоятельность, решительность, смелость, целеустремлённость. Причём, по мнению [6] «усовершенствованные в условиях спортивной деятельности общие и специализированно-развитые черты психического склада личности по законам положительного переноса сохраняют своё действенное значение в жизни бывших спортсменов, как субъектов познания, труда и общения».

Помимо этого, ряд авторов отмечают, что спорт помогает самопознанию и самосовершенствованию, придает уверенность в себе, способствует к развитию адекватной самооценки.

Необходимо отметить, что все исследования проводились на спортсменах высшей квалификации, и, поэтому, все полученные выводы можно отнести только к спортсменам, обладающими, как минимум, первым спортивным разрядом. В то время, если раньше проходной оценкой на экзаменах по специализации при поступлении в вуз являлась оценка, выставляемая за результат равный второму разряду, в последнее время с появлением новых специализацией, не связанных со спортивной деятельностью, абитуриенту достаточно сдать лишь нормативы по общей физической подготовке.

Следовательно, вопросы, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса с различным контингентом обучающихся в физкультурном вузе, недостаточно проработаны, что актуализирует рассматриваемую проблему.

Проанализировав особенности студента и спортсмена, необходимо отметить, что в зависимости от уровня спортивных достижений, студенты физкультурного вуза более или менее соответствуют перечисленным характеристикам. Вместе с тем, студент физкультурного вуза является одновременно субъектом двух, ведущих для него, видов деятельности: учебной и спортивной. Поэтому мотивационная сфера исследуемых студентов включает совокупность познавательных, профессиональных, социальных и спортивных мотивов. Определенным образом, организованные и связанные между собой, эти мотивы стимулируют учебную деятельность студента физкультурного вуза [1]. Причём, совершенно очевидно, что мотивация обучения зависит от уровня спортивных достижений. Помимо мотивации спортсмен, обучающийся в вузе, отличается как от студентов других вузов, так и от спортсменов, не занимающихся учебной деятельностью, структурой бюджета времени. Этому вопросу также не уделено достаточно внимания со стороны исследователей, поскольку в литературе встречаются лишь фрагментарные упоминания по данной проблеме. В остальном же студенты-спортсмены просто суммируют качества двух названных социальных групп, естественно преломляя их через призму своей индивидуальности.

 

Литература:

 

1.         Абрамович И. Р. Психологическая характеристика мотивации учебной деятельности студентов физкультурного вуза и психолого-педагогические аспекты учебной и спортивной деятельности. Омск, 1990. — С.45–50

2.         Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Из-во Институт практической психологии. Воронеж. НПО «Модэн»: 1996–384с.

3.         Андреева И. В. Психология высшей школе. Санкт-Петербург. 1996 -112с.

4.         Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высш. школа: 1974. -384с.

5.         Баранова Л. А., Дворяшина М. Д. О социализации интеллекта взрослого человека. — В кн.: Человек и общество. Вып.У.Л. 1971. — С. 161–176.

6.         Вяткин Б. А. Интегральная индивидуальность человека и её развитие в специфических условиях спортивной деятельности. // Психологический журнал 1993. № 2. — С.79–83

7.         Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб.пособие Ростов н/Д. Из-во. «Феникс», 1997. — 480с.

8.         Кузнецова А. Г. Совершенствование процесса обучения на основе личностно-ориентированного подхода / Метод.реком. Хабаровск: 1996–36 с.

9.         Лепешев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Полит.издат. 1975–304 с.

10.     Малиновский Е. К. Влияние результатов изучения бюджета времени студентов на коррекцию учебного процесса /Вопросы физкультурного образования. Сб.научных трудов. М. 1978. — С. 93–102.

11.     Рочинский М. Ю. Психология обучения в вузе. Л.1990–32с.

12.     Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: об деятельности и личности: учеб. Пособие для вузов М.: Аспект Пресс 1995–271с.

13.     Шадринов В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996–320с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle