Библиографическое описание:

Кошбахтиев И. А., Исмагилов Д. К. Характеристика студентов физкультурного вуза // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 876-879.

В статье приводится анализ социально-психологических и педагогических характеристик студентов физкультурного вуза.

Ключевые слова: студенты, физкультурный вуз, специальная двигательная активность.

 

Студенческий состав физкультурного вуза существенно обновился, за счёт появления новых специальностей и специализаций. Для исследования социально-психологической и педагогической характеристики студентов физкультурного вуза, необходимо рассмотреть с одной стороны особенности студенческого возраста вообще, а с другой — особенности лиц, занимающихся спортом. Наряду с этим, необходимо учесть особенности студентов отдельных специализаций, обусловленные объёмом специальной двигательной активности. В современных условиях, можно говорить о разной физической подготовленности общей массы абитуриентов физкультурного вуза. Для изучения данной проблемы, представляется возможным использовать термин, предложенный группой учёных-теоретиков физической культуры и спорта — специальная двигательная активность (СДА), который означает занятия физическими упражнениями с целью достижения определённого результата. В работе использованы два показателя специальной двигательной активности, а именно: объём и распределение затрат личного времени. Показатели интенсивности и содержания специальной двигательной активности не рассматриваются из-за специфических задач исследования.

Данные многочисленных исследований позволяют охарактеризовать студента как субъект учебной деятельности с социально-психологической и педагогической позиций [9]. По мнению студенчество — центральный период становления человека, личности в целом, проявление самых разнообразных интересов.

Современные студенты — это, прежде всего, молодые люди в возрасте 18–25 лет. В разных периодизациях этот возраст относится к разным группам [7]. Даже согласно возрастной периодизации, принятой на международном симпозиуме [9], юношеский возраст соответствует 17–21 год для мужчин и 16–20 лет для женщин. Интересующий нас промежуток до 25 лет относится к первому периоду среднего возраста. Таким образом, получается, что период обучения в вузе приходится на два возрастных периода.

Перечисленные причины говорят о сложности, неоднозначности психологических характеристик этого периода жизни, недостаточной изученности данной группы населения.

Рассмотрим социальный портрет студента. Так [11] отмечает, что своеобразие студенчества заключается в гомогенности интересов, ценностей и целей её представителей. Студенты объединены единым характером труда — учёбой, единым видом деятельности — познанием, общей целью обучения — получением высшего образования, единой профессиональной направленностью. У студентов физкультурного вуза общим видом деятельности является также занятия физической культурой и спортом. Характеризуя студенчество как социальную группу, также можно отметить возрастную и психологическую однородность, «нормативную» неформальность взаимоотношений. От работающих сверстников студентов отличает относительно свободная структура времени, а также отсутствие экономической самостоятельности. Однако, другой автор считает, что учёба в вузе            требует больших затрат времени и энергии. Так в исследованиях Е. К. Малиновского [10] показано, что необходимое время на аудиторную, учебную и внеаудиторную работу, без учёта времени на занятия по повышению спортивного мастерства в рассматриваемом нами спортивном вузе, составляет от 15 до 21 часа в сутки. Отсутствие строгого расписания на весь рабочий день с одной стороны, и большой объём самостоятельной работы с другой, требуют от студента умения планировать свою нагрузку, равномерно распределяя её в течение всей недели. Что касается экономической самостоятельности, то среди авторов также нет единого мнения. Так, в противоположность [11], [7] считает, что этап развития жизни студента соотносится с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи.

Нанося последние штрихи на социальный портрет студента, необходимо проанализировать его социальную зрелость, причём у разных авторов нет согласия по данному вопросу. Опираясь на исследования [8] считает, что студенчество — социальная общность, характеризующаяся наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. С. Д. Смирнов [12] считает, что большие затраты времени и энергии обуславливают некоторую задержку социального становления, студентов по сравнению с другими группами молодёжи. Очевидно, что высказанное противоречие обусловлено интегральностью личности, особенно проявляемой у студентов физкультурного вуза. Поскольку факт обучения в вузе сам по себе не говорит о социальной зрелости человека, но в комплексе с другими видами деятельности, которыми занимается студент, можно составить его социальный портрет. Чем больше социальных ролей — спортсмен, семьянин, отец — играет студент, тем он более зрелый в социальном плане. Живёт ли студент с родителями или в общежитии, подрабатывает во внеучебное время или нет — все эти вопросы оказывают влияние не только на бюджет времени студентов, но и на уровень их социальной зрелости. Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, таких как выбор профессии спутника жизни, формируется «Я» — концепция личности [6,11]. У юношей и девушек, занимающихся физической культурой и спортом, выбор профессии зачастую обусловлен их увлечением.

Образ «Я» или самосознание не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента: сознание отличия себя от окружающего мира; сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности; осознание своих психических качеств, эмоциональной самооценки; социально-нравственная самооценка самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Также в юношеском возрасте появляется собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению [5].

Рассмотрев студента с социально-психологической позиции, следует перейти к его педагогической характеристике. Полученные исследователями данные [3,5] свидетельствуют о том, что студенческий возраст — это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно. Так, в 19 лет наблюдается подъём уровня интеллекта и памяти. 20-ти-летний возраст характеризуется подъёмом мышления. Однако в сложной структуре этого периода развития моменты повышения одной функции совмещаются не только с моментами стабилизации, но и понижением других функций.

Анализируя данные, полученные исследованиями, можно сказать, что смена подъёмов и спадов внимания и мышления в возрасте 19–25 лет происходит через один год, памяти — через два. Также необходимо отметить, что структурирование интеллекта зависит не только от возраста [5], но и от пола, а также от ведущей деятельности [13]. Существенным показателем студента — субъекта учебной деятельности, которая является ведущей для него, — служит умение выполнять все её виды и формы.

Рассмотрим подробнее компонентный состав структурной организации учебной деятельности. В психолого-педагогической литературе нет единого мнения по этому вопросу, и даже, казалось бы, устоявшиеся каноны претерпевают изменения вследствие новых исследований. Классический ряд компонентов составляют: учебная мотивация, учебная ситуация, предполагающая учебную задачу и её решение, контроль и оценку преподавателя, переходящую в самоконтроль и самооценку [4]. Общим во всех исследованиях учебной деятельности является наличие мотивации к ней. Как уже отмечалось ранее, главными в структуре мотивов являются: мотив получения высшего образования [11] и мотив получения профессии. Спортсмены дополнительно к перечисленным мотивам, видят в высшем образовании возможность повышения своего спортивного мастерства.

Влияние спорта на становление личности весьма значительно и неоднозначно. Занятия спортом не только совершенствуют функциональные системы организма, но и влияют на психологические процессы, изменяя направленность личности, структуру мотивации [1,11].

Среди специалистов нет единого мнения по вопросу: накладывает ли спорт отпечаток на личность человека, изменяя его качества и способности, или же просто совершенствует их. Одни авторы ограничиваются простым описанием качеств спортсмена, другие считают, что занятия спортом не накладывают отпечаток на личность спортсмена, но лишь обладая определёнными особенностями нервной системы и характера можно добиться высоких спортивных результатов. Однако в этом подходе учитывается индивидуальный стиль деятельности. И, наконец, третий подход предполагает изменение качеств и свойств личности в процессе занятий спортом, причём одни авторы говорят о развитии определённых качеств, другие же рассматривают изменения в структуре мотивации и ценностей.

К настоящему времени накоплены многочисленные сравнительные данные о личностных особенностях спортсменов и лиц, не занимающихся спортом, свидетельствует о том, что эти категории людей существенно отличаются друг от друга [6,11]. Эти отличия касаются, в первую очередь, направленности личности. В структуре общей спортивной направленности выделяют четыре типа:            тип не сложившейся или противоречивой направленности, тип оздоровительно-физкультурной направленности, тип полуспортивной и тип спортивной направленности. В современном физкультурном вузе, мы имеем представителей всех четырёх типов направленностей, не исключая и не сложившуюся, поэтому преподаватели физкультурного вуза должны учитывать данные особенности студенческого состава.

Во вторую очередь особенности людей, активно занимающихся спортом, проявляются в структуре потребностей и мотивов И. Р. Абрамович [1] выделяет следующие потребности, характеризующие мотивацию спортивной деятельности: потребность в достижении успехов в спорте, потребность в соревновательной борьбе и соперничестве, потребность общения в спорте, потребность совершенствования личности в спортивной деятельности и потребность в материальном поощрении спортивных успехов.

И, наконец, в третью очередь, все авторы, занимающиеся вопросами психологии личности в спорте, отмечают развитие волевых качеств, таких как настойчивость, упорство, выдержка, самообладание, инициативность, самостоятельность, решительность, смелость, целеустремлённость. Причём, по мнению [6] «усовершенствованные в условиях спортивной деятельности общие и специализированно-развитые черты психического склада личности по законам положительного переноса сохраняют своё действенное значение в жизни бывших спортсменов, как субъектов познания, труда и общения».

Помимо этого, ряд авторов отмечают, что спорт помогает самопознанию и самосовершенствованию, придает уверенность в себе, способствует к развитию адекватной самооценки.

Необходимо отметить, что все исследования проводились на спортсменах высшей квалификации, и, поэтому, все полученные выводы можно отнести только к спортсменам, обладающими, как минимум, первым спортивным разрядом. В то время, если раньше проходной оценкой на экзаменах по специализации при поступлении в вуз являлась оценка, выставляемая за результат равный второму разряду, в последнее время с появлением новых специализацией, не связанных со спортивной деятельностью, абитуриенту достаточно сдать лишь нормативы по общей физической подготовке.

Следовательно, вопросы, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса с различным контингентом обучающихся в физкультурном вузе, недостаточно проработаны, что актуализирует рассматриваемую проблему.

Проанализировав особенности студента и спортсмена, необходимо отметить, что в зависимости от уровня спортивных достижений, студенты физкультурного вуза более или менее соответствуют перечисленным характеристикам. Вместе с тем, студент физкультурного вуза является одновременно субъектом двух, ведущих для него, видов деятельности: учебной и спортивной. Поэтому мотивационная сфера исследуемых студентов включает совокупность познавательных, профессиональных, социальных и спортивных мотивов. Определенным образом, организованные и связанные между собой, эти мотивы стимулируют учебную деятельность студента физкультурного вуза [1]. Причём, совершенно очевидно, что мотивация обучения зависит от уровня спортивных достижений. Помимо мотивации спортсмен, обучающийся в вузе, отличается как от студентов других вузов, так и от спортсменов, не занимающихся учебной деятельностью, структурой бюджета времени. Этому вопросу также не уделено достаточно внимания со стороны исследователей, поскольку в литературе встречаются лишь фрагментарные упоминания по данной проблеме. В остальном же студенты-спортсмены просто суммируют качества двух названных социальных групп, естественно преломляя их через призму своей индивидуальности.

 

Литература:

 

1.         Абрамович И. Р. Психологическая характеристика мотивации учебной деятельности студентов физкультурного вуза и психолого-педагогические аспекты учебной и спортивной деятельности. Омск, 1990. — С.45–50

2.         Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Из-во Институт практической психологии. Воронеж. НПО «Модэн»: 1996–384с.

3.         Андреева И. В. Психология высшей школе. Санкт-Петербург. 1996 -112с.

4.         Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высш. школа: 1974. -384с.

5.         Баранова Л. А., Дворяшина М. Д. О социализации интеллекта взрослого человека. — В кн.: Человек и общество. Вып.У.Л. 1971. — С. 161–176.

6.         Вяткин Б. А. Интегральная индивидуальность человека и её развитие в специфических условиях спортивной деятельности. // Психологический журнал 1993. № 2. — С.79–83

7.         Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб.пособие Ростов н/Д. Из-во. «Феникс», 1997. — 480с.

8.         Кузнецова А. Г. Совершенствование процесса обучения на основе личностно-ориентированного подхода / Метод.реком. Хабаровск: 1996–36 с.

9.         Лепешев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Полит.издат. 1975–304 с.

10.     Малиновский Е. К. Влияние результатов изучения бюджета времени студентов на коррекцию учебного процесса /Вопросы физкультурного образования. Сб.научных трудов. М. 1978. — С. 93–102.

11.     Рочинский М. Ю. Психология обучения в вузе. Л.1990–32с.

12.     Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: об деятельности и личности: учеб. Пособие для вузов М.: Аспект Пресс 1995–271с.

13.     Шадринов В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996–320с.

Основные термины (генерируются автоматически): физкультурного вуза, учебной деятельности, специальной двигательной активности, спортивной деятельности, социальный портрет студента, студентов физкультурного вуза, абитуриентов физкультурного вуза, состав физкультурного вуза, студента физкультурного вуза, экономической самостоятельности, физкультурного вуза общим, физической культурой и спортом, у студентов физкультурного вуза, единого мнения, студент физкультурного вуза, физкультурного вуза должны, студенты физкультурного вуза, высшего образования, уровня спортивных достижений, учебной деятельности с социально-психологической.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle