Библиографическое описание:

Морозова М. А., Климова С. А. Использование видео сервиса YouTube на занятиях по иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 819-821.

Ключевые слова: YouTube, видео, информационные и коммуникационные технологии.

 

Быстрые темпы развития современного общества диктуют необходимость преобразований в системе образования. Современный выпускник высшего учебного заведения должен быстро адаптироваться к новым, постоянно меняющимся условиям жизни, что требует непрерывного обучения. В этих условиях особенно актуальным становится вопрос о качестве образования как факторе, обеспечивающим конкурентоспособность выпускника в его будущей профессиональной сфере деятельности.

С ростом объемов информации в современном мире растет когнитивная нагрузка на студентов. Усвоение учебного материала определяется индивидуальными когнитивными способностями и особенностями его взаимодействия с различными компонентами образовательной среды вуза [1, c. 24]. В связи с этим, высшая школа находится в процессе поиска подходов, обеспечивающих повышение эффективности образовательного процесса. Бурное развитие различных инновационных технологий может решить проблему качественного высшего непрерывного образования, поэтому следует пересмотреть концепцию организации учебной деятельности.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) уже прочно вошли в нашу жизнь. Их можно рассматривать не только как академическую дисциплину, но и как педагогический инструмент для развития эффективных и качественных образовательных услуг. ИКТ позволяют находить и получать новую информацию, формируют способы общения, учат критическому мышлению. Особенно широкое использование ИКТ получили при обучении иностранным языкам для коммуникативно-речевого и когнитивного развития обучаемых, развития их творческих возможностей и способностей и создания условий для их самообразования в интересующих областях знания [2, c. 9]. Исследования показывают, что ИКТ дают возможность обучающимся заниматься в соответствии со своими возможностями, более активно участвовать в учебном процессе и анализировать.

Возрастающие объемы информации и ограниченность во времени   создают проблему сбалансированности содержания образования. Образовательный процесс в вузе имеет жесткие временные рамки, в результате чего невозможно увеличение учебных часов. В связи с необходимостью усвоения дополнительной учебной информации в российских вузах наблюдается тенденция к повышению удельного веса самостоятельной индивидуальной работы студентов, что соответствует современным европейским образовательным традициям [3, c. 285]. По мере повышения уровня владения языком формы самостоятельной работы приобретают все большее значение. Можно без преувеличения сказать, что самостоятельная работа с использованием образовательных ресурсов Интернета способствует интенсивному развитию иноязычных навыков и умений [4, c. 350]. Сферы применения Интернета в образовательном процессе достаточно разнообразны, его можно рассматривать как:

-        среду обучения;

-        информационную среду;

-        креативную среду, способствующую проявлению и развитию способностей;

-        коммуникативную среду для формирования и развития коммуникативной компетенции;

-        среду для самоактуализации личности.

Современная концепция развития Интернета Веб 2.0 позволяет пользователям работать с сервисами совместно, обмениваясь информацией. Пользователи имеют право выкладывать в сеть свои статьи, дневники, аудио и видеозаписи, фотографии, а также оставлять свои комментарии. Таким образом, в сетевом доступе оказываются разнообразные ресурсы, которые можно использовать в образовательных целях, как в аудиторной работе, так и для организации самостоятельной познавательной деятельности студентов. Социальные сервисы характеризуются многообразием, богатством содержания, отражающим культуру и обычаи страны изучаемого языка. Достоинством Wikipedia, YouTube, Facebook и других социальных сервисов является их простота, открытость, доступность и что самое главное, возможность создавать собственный учебный контент.

Типичные задания при работе с видеоматериалом применимы и к сервису YouTube, его можно использовать в следующих аспектах:

-        выбор с помощью ключевых слов, видеоматериалов подходящих по теме урока в качестве основного или дополнительного материала (возможные типы заданий — проверка понимания, обсуждение ситуации, разыгрывание по ролям);

-        озвучивание видеоролика на уроке и сравнение с оригиналом (звук может быть выключен);

-        покадровый просмотр, обсуждение или озвучивание отдельных кадров;

-        прослушивание только аудиоряда и восстановление, реконструкция зрительного ряда (зрительный ряд выключен);

-        использование так называемого стоп-кадра для выбора и обсуждения той или иной сцены;

-        просмотр фрагмента видеоролика и обсуждение начала, завершения ситуации, возможных продолжений;

-        создание и размещение собственных видеороликов и их обсуждение на уроке, чтение и обсуждение комментариев, составленных другими зрителями данного видеоролика;

-        просмотр видеоролика и изучение (обсуждение в классе) текста на похожую тему [5, c. 51].

-        Преимущества использования видео с сервиса YouTube заключаются в:

-        доступности (бесплатный просмотр и скачивание видео с сайта),

-        аутентичности (предлагают большую вариативность языка, различные акценты, общеупотребительную и специальную лексику, идиомы и другое, причем в реальном контексте, как их используют носители языка, обеспечивают широкие возможности для овладения иноязычной культурой),

-        разнообразии предлагаемых видеоматериалов (фильмы разных жанров, реклама, новости, видеоролики).

Особенно хочется подчеркнуть аутентичность видео с сервиса YouTube, так как просмотр видеороликов погружает студентов в аутентичную языковую среду. Поэтому язык представляется в живом контексте, и видеоролик связывает аудиторное занятие с реальным миром, показывая язык в действии, и обогащая уже имеющиеся в арсенале преподавателя материалы и средства обучения [6, c. 281].

Очень полезна опция YouTube по встраиванию видеоматериалов в специальные программы, блоги или веб страницы при помощи html кода. Эту возможность можно использовать при создании электронного курса, встраивая видео с YouTube в тест, и создавая дополнительно контролирующие задания.

Сервис YouTube может использоваться в педагогической практике не только как источник учебных материалов. Преподаватели и студенты могут создать свой канал в YouTube для хранения и трансляции собственных видеоматериалов, созданных в процессе обучения. Преподаватель может также создать свой собственный видеокурс, размещая видеоролики с уроками в данном сервисе.

Новые технологии Веб 2.0, постоянное совершенствование Интернет-технологий, доступность мобильного Интернета меняют мироощущение современных студентов. Они высоко мотивированы к учебной деятельности в информационно-образовательной среде Интернет. Таким образом, можно сделать вывод, что ИКТ имеют потенциал для достижения новых образовательных целей. Они постоянно эволюционируют и становятся средой обитания для современных студентов, адаптирующейся под них.

 

Литература:

 

1.                 Качество высшего образования / под ред. М. П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ, 2012. 291 с.

2.                 Белевцева И. В. Педагогические условия организации мониторинга качества знаний учащихся общеобразовательной школы: (на примере учебного предмета «Иностранный язык)//Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. п. н.: специальность 13.00.01/ Белевцева Ирина Владимировна. — Астрахань: 2009. -18 с.

3.                 Краснова Т. И. К вопросу об организации СРС по иностранному языку в вузе // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования: сборник трудов научно-методической конференции, 26–30 марта 2013 г., Томск / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ); ред. кол. А. И. Чучалин [и др.]. Томск: Изд-во ТПУ, 2013. С. 284–286.

4.                 Краснова Т. И. Особенности использования технологии CyberGuide в самостоятельной работе студентов // Молодой ученый. 2010. № 4. c.348–351

5.                 Сами Б. Р. Обучение русскому языку как иностранному с помощью ресурсов Интернета (на примере сервиса YouTube) // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 2(80). С. 48–55.

6.                 Краснова Т. И. Видео Интернет ресурсы в учебном процессе // Молодой ученый. 2012. № 9. с.281–283.

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle