Библиографическое описание:

Загирова Л. Р., Ребезов М. Б., Альхамова Г. К., Асенова Б. К., Окусханова Э. К. О развитии производства халяль в мире // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 143-146.

Чтобы говорить о продукции халяль и о перспективах её производства, необходимо дать определение этой продукции, затем дать оценку востребованности продукта на пищевом рынке.

«Халяль» — слово арабского происхождения, которое означает «в соответствии с законами шариата». Было бы неверно связывать халяль только с пищевой сферой, это понятие имеет долее глубокое и философское, и практическое наполнение, затрагивает все сферы деятельности мусульман — производство и потребление продуктов питания, сферу финансов и межличностных отношений, производство продукции непищевого назначения (парфюмерия, одежда, украшения и пр.), отношение человека к окружающему миру, к своей работе и пр.

Потребительский рынок всегда ориентирован на потребителей, запросы которых различны. Потребности человека диктуются его социальным положением, национальными и историческими условиями жизни, вероисповеданием и пр. Поэтому промышленное производство пищевых продуктов должно учитывать национальные и религиозные особенности. В этой связи необходимо проанализировать востребованность халяльной продукции, для этого надо обозначить количество мусульман в мире и их долю в общем мировом населении. Статистика — динамичная наука и она не может абсолютно точно отражать складывающуюся в данный момент ситуацию в различных областях человеческой деятельности, особенно сложно говорить о точных цифрах количества населения, однако известны среднестатистические данные и существующие тенденции. На текущий момент на Земле проживает примерно 7 млрд. 68 млн. 680 тысяч человек, из которых 1 млрд. 757 млн. 302 тысячи мусульман, и численность мусульман растет высокими темпами. В долевом отношении получается, что примерно каждый четвертый житель Земли — мусульманин (приверженец ислама). Статистические данные представлены на рис. 1.

Рис. 1. Доля мусульман в мире

 

По данным Росстата в 2014 году в России было 146 100 000 постоянных жителей, из них мусульман — порядка 18 млн. 500 тысяч человек — данные представлены на рис. 2. Россия находится на 21 месте в мире по общему числу проживающих мусульман, в РФ также прослеживается общая мировая тенденция — рост мусульманского населения.

Рис. 2. Доля мусульман в РФ

 

Поэтому закономерен интерес производителей к производству халяль-продукции, так как на потребительском рынке растет спрос на неё и, прежде всего, — на мясную. На сегодняшний день халяльное мясное производство — качественно новый, постоянно расширяющийся сегмент пищевого рынка — данная продукция востребована не только все возрастающим мусульманским населением, но и представителями других конфессий как полезная и безопасная пища. Так что же делает мясную продукцию халяль привлекательной для потребителя? Для мусульманина (и не только) слово «халяль» — своеобразная марка продукции, которая ассоциируется с качеством, и это не только вид мясной продукции, разрешенный к употреблению, но что не менее важно — продукт, полученный в соответствии с мусульманскими традициями, который не содержат компонентов, не разрешенные мусульманину к потреблению — свинину, мертвечину, кровь и пр. В таблице 1 представлены виды халяльной мясной продукции.

Таблица 1

Виды халяльной мясной продукции

Халяльное мясо

говядина

баранина

верблюжье мясо

куриное мясо

Индюша­тина

утка

перепел

конина

 

Согласно мусульманским традициям забивание животного — целый ритуал, подчиняющийся ряду правил: во-первых, чтение молитвы перед перерезанием у животного сонной артерии, что обеспечивает полное удаление крови из туши, вследствие чего мясо приобретает приятный утонченный вкус; во-вторых, при изготовлении халяльной продукции соблюдаются определенные технические условия (например, в производстве готовой мясной продукции используют только охлажденное мясо и пр.); в-третьих, животные, используемые в производства мяса халяль, должны быть выращены на экологически чистом корме, исключающим гормональные добавки, а в мясопродуктах — отсутствовать соя и трансгенные добавки; в-четвертых, халяль-продукция на протяжении всей технологической цепочки «производство–доставка в розничную сеть» должна быть отделена от остальной продукции.

К сожалению, нет абсолютно достоверных данных об объеме рынка халяльной мясной продукции в абсолютных величинах. Можно обозначить общую тенденцию развития данного рынка, ориентируясь на различные источники. Примерные данные о рынке халяльной мясной продукции за период 2003–2010 содержаться в источнике [1–3].

Ряд аналитиков полагают, что в 2013 году халяльное производство составило примерно 10 % от общего объема соответствующих видов мясной продукции, это по самым скромным подсчетам составило 0,54 млн. т в год.

Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, принятой в апреле 2012 года, предусматривается увеличение отечественного производства мяса птицы до 4,5 млн. т к 2020 году, а увеличение отечественного производства мяса крупного рогатого скот (КРС) до 2 млн. т. К 2020 году Россия намерена увеличить халяльное производство мясопродуктов до 20 % от всего объема мясного выпуска в стране. Анализируя информацию вышеприведенных источников, можно проследить динамику производства мясной халяльной продукции в стране и её прогноз — график представлен на рис. 3.

Вопросы, рассмотренные в данной статье, являются одним из приоритетных научных интересов сотрудников, аспирантов и студентов кафедры прикладной биотехнологии ЮУрГУ. Этому посвящены многочисленные статьи и научные работы, в которых отражены результаты научно-исследовательской деятельности кафедры в рамках развития направления «Продукты питания животного происхождения» [2–16].

Рис. 3. Динамика объема мясной халяльной продукции в РФ

 

Литература:

 

1.         Базарнова Ю. Г., Черников Е. М. Мясные продукты категории Халяль в России. Мясная индустрия, 2013. № 2. С. 24–26.

2.         Воронцова Е. Вековые традиции ислама в современном производстве продуктов халяль. Мясные технологии, 2012. № 8. С. 22–26.

3.         Устинова А. В., Дыдыкин А. С., Солдатова Н. Е., Деревицкая О. К. Халяльные мясные продукты для питания детей. Мясная индустрия, 2010. № 11. С. 29–32.

4.         Ребезов М. Б., Амерханов И. М., Альхамова Г. К., Етимбаева Р. Р. Конъюнктура предложения мясных продуктов «Халяль» на примере города Челябинска. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 77. С. 915–924.

5.         Амерханов И. М., Етимбаева А. Р., Ребезов М. Б. Перспективы развития рынка мясопродуктов стандарта «Халяль» в России (на примере г. Челябинска). Ғылым. Білім. Жастар, Алматы технологиялық университетінің 55-жылдығына арналған республикалық жас ғалымдар конференциясы. Алматы: АТУ. 2012. Б. 116–117.

6.         Ребезов М. Б., Амерханов И. М. Развитие добровольной системы сертификации «Халяль». Қазақстанның азық-түлік қа-уіпсіздігі: қазіргі жағдайы және болашағы, техника ғылымдарының док., проф., ҚазАШҒА корр.-мүшесі Төлеуов Е. Т. 70 жасқа толуына арналған: мат. халықаралық ғылы-митәжіри-белік конф. Семей: Шәкәрім атынд. Семей мемлекеттік университеті. 2012. Б. 77–78.

7.         Амерханов И. М., Ребезов М. Б., Альхамова Г. К. О развитии производства Халяль в мире. Техника и технология пищевых производств: мат IХ междунар. научн.- технич. конф. Могилев: МГУП. 2013. С. 172.

8.         Амерханов И. М., Ребезов М. Б., Альхамова Г. К. Организационная структура системы добровольной сертификации продукции и услуг «Халяль». Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 9. № 2. С. 26–31.

9.         Амерханов И. М., Ребезов М. Б. Системы и схемы добровольной сертификации «Халяль». Качество продукции, технологий и образования: материалы конференции. Магнитогорск, 2013. С. 24–29.

10.     Ребезов М. Б., Амерханов И. М., Хайруллин М. Ф., Акимжанова А. Б., Дуць А. О. Особенности производства мясопродуктов «Халяль Качество продукции, технологий и образования: материалы конференции. Магнитогорск, 2011. С. 265–266.

11.     Губер Н. Б., Ребезов М. Б., Топурия Г. М. Минимизация рисков при внедрении технологических инноваций в мясной промышленности (на примере Южного Урала). Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 2. С. 180–188.

12.     Губер Н. Б., Ребезов М. Б., Асенова Б. К. Перспективные способы разработки мясных биопродуктов. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Пищевые и биотехнологии. 2014. Т. 2. № 1. С. 72–79.

13.     Губер Н. Б., Ребезов М. Б., Топурия Г. М. Инструменты снижения рисков при реализации инновационных проектов в сфере продуктов питания животного происхождения. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 1. С. 156–159.

14.     Ребезов М. Б., Топурия Г. М., Асенова Б. К. Виды опасностей во время технологического процесса производства сыровяленых мясопродуктов и предупреждающие действия (на примере принципов ХАССП). Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Пищевые и биотехнологии. 2014. Т. 2. № 1. С. 60–66.

15.     Асенова Б. К., Амирханов К. Ж., Ребезов М. Б. Технология производства функциональных продуктов питания для экологически неблагоприятных регионов. Торгово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства. 2013. № 1. С. 313–316.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle