Реализация требований к управлению персоналом в системе менеджмента качества организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 02.02.2015

Статья просмотрена: 6026 раз

Библиографическое описание:

Буков, А. Е. Реализация требований к управлению персоналом в системе менеджмента качества организации / А. Е. Буков, Н. Б. Губер, О. В. Богатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15385/ (дата обращения: 25.04.2024).

Рассмотрены основные требования к управлению персоналом в системе менеджмента качества предприятия.

Ключевые слова: управление персоналом, система менеджмента качества, элементы системы управления персоналом.

 

Система менеджмента качества рассматривает персонал организации как один из ключевых видов ресурсов [1, 3, 5, 7]. От работы персонала зависит не только сама система качества, но и эффективность, работоспособность и благополучие организации в целом [3, 6]. Управление персоналом является ключевым элементом системы качества. Персонал организации задействован во всех процессах: от самых простых до самых сложных и трудоёмких. Чем эффективнее работает система управления персоналом, тем эффективнее будет работать организация. Управление персоналом, с точки зрения стандарта ISO 9001, это процесс обеспечения организации качественным персоналом для достижения необходимых результатов и удовлетворённости потребителей. Этот процесс включает в себя множество задач о мотивации, развитию, обучению, кадровому учёту, планированию, анализу и оценке персонала [4, 6, 8].

Главное требование стандарта в отношении персонала заключается в том, чтобы каждый сотрудник, которому поручена та или иная работа, был компетентным, имел необходимое образование, подготовку, навыки и опыт для выполнения работы. На основании этого требования возникает ряд других взаимосвязанных требований.

Управление персоналом организации должно включать:

-          определение необходимой компетентности персонала;

-          обеспечение подготовки и обучения персонала;

-          оценку результативности предпринятых мер по обучению и подготовке сотрудников;

-          информирование и вовлечение персонала в достижение целей в области качества;

-          ведение необходимых учетных записей об образовании, подготовке и опыте сотрудников.

Несмотря на то, что число требований невелико, их реализация на практике может являться объемной и трудоемкой задачей. Для выполнения требований стандарта ISO 9001 могут быть привлечены не только сотрудники отдела кадров или службы персонала, ответственные за управление персоналом, но и руководители всех звеньев организации, а также и рядовые сотрудники. Хотя стандарт ISO 9001 не требует создания специальных процедур и документов по управлению персоналом, необходимость в документировании этого процесса все равно возникает [9]. Связано это с тем, что, во-первых, выполнение требований затрагивает многие функции системы управления персоналом, во-вторых, сама реализация функций управления персоналом порождает ряд документов, необходимых для учета выполненных действий (например, записи об образовании и подготовке сотрудников). В системе менеджмента качества задачи управления персоналом вытекают из состава требований, которые должны быть реализованы в организации при внедрении СМК. Эти задачи являются неотъемлемой частью системы управления персоналом организации.

К составу таких задач относятся:

1)        определение и оценка требований к выполнению работы. Чтобы назначить персонал на выполнение работы, необходимо понимать уровень сложности этой работы. Некоторые виды работ требуют очень серьезной подготовки и большого практического опыта исполнителей. Другие работы могут выполняться без специальной подготовки. Весь состав работ должен быть определен, а требования к квалификации исполнителей установлены документально. Как правило, для этих целей используют должностные инструкции, положения о подразделениях или квалификационные матрицы. В данном случае задачи управления персоналом пересекаются с задачами по планированию и управлению бизнес процессами.

2)        оценка уровня подготовки и компетентности персонала. Уровень компетентности означает подтвержденную способность исполнителя выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями к конкретной работе. Чтобы сотрудник мог исполнять свои обязанности качественно, в организации должна существовать система оценки уровня подготовки сотрудников. Эти задачи управления персоналом могут быть реализованы по-разному и для разных категорий сотрудников. При приеме на работу могут проводиться тестирования и собеседования с кандидатом. Для штатных сотрудников может проводиться ежегодная аттестация и т. п. Порядок действий и результаты оценки в системе качества должны быть документированы.

3)        назначение на работы персонала, имеющего достаточный уровень подготовки и квалификации. Чтобы поддерживать на должном уровне качество работ и развивать возможности организации, необходимо регулярно сопоставлять уровень подготовки персонала с текущими потребностями. Система управления персоналом должна предусматривать, чтобы привлечение исполнителей к работе осуществлялось только в том случае, если их уровень компетенции соответствует установленным требованиям. Как правило, для этого используются приказы по кадровому составу, подписи в должностных инструкциях, записи в различных журналах инструктажа.

4)        проведение обучения и подготовка персонала. В системе качества должна быть реализована процедура выявления потребности в обучении персонала и повышении его квалификации. Требования по обучению персонала связаны с рядом других требований стандарта ISO 9001 (предупреждающие и корректирующие действия, внутренние аудиты, анализ СМК со стороны руководства), соблюдение которых позволяет выявлять потребности в обучении персонала. Порядок выявления потребности и проведение обучения желательно документировать.

5)        оценка результативности обучения персонала. Все действия, связанные с подготовкой персонала должны приводить к повышению квалификации сотрудников. Оценка результативности обучения является элементом обратной связи, которую должна предусматривать система управления персоналом. Результаты оценки должны быть задокументированы. Обычно, для этого используются различные свидетельства, сертификаты о подготовке, записи в карточках сотрудников и т. п.

6)        мотивация сотрудников к достижению поставленных целей. Одним из принципов системы качества является принцип вовлечения персонала. Методы стимулирования могут быть разные, как материальные, так и нематериальные. Важно, чтобы эти методы были понятны сотрудникам и были связаны с достижениями и результатами их труда.

7)        регистрация и ведение кадровой документации и документов по образованию, подготовке и квалификации сотрудников. Стандарт ISO 9001 требует, чтобы результаты подготовки персонала, сведения об образовании, квалификации и опыте были документированы. При этом, необходимо учитывать, что документироваться должны все сведения о подготовке, а не только официально выдаваемые сертификаты или дипломы. Например, любой инструктаж, с точки зрения СМК, также относится к вопросам подготовки персонала.

Таким образом, система менеджмента качества вносит в процесс управления персоналом упорядоченность. Как видно из приведенного состава задач, управление персоналом в системе менеджмента качества связано с такими элементами системы управления персоналом как кадровый учет и кадровое делопроизводство, мотивирование персонала, а также обучение и развитие персонала.

 

Литература:

 

1.         Альхамова Г. К., Вайскробова Е. С., Богатова О. В., Ребезов М. Б. Порядок создания интегрированной системы менеджмента качества пищевого предприятия. Инновации в науке, бизнесе и образовании: мат. междунар. научн.-практ. конф. Оренбург: НОУ ВТУ, 2008. С. 178–185.

2.         Альхамова Г. К., Вайскробова Е. С., Богатова О. В., Ребезов М. Б. Матрица ответственности управления интегрированной системы менеджмента качества пищевых предприятий. Инновации в науке, бизнесе и образовании: мат. междунар. научн.-практ. конф. Оренбург: НОУ ВТУ, 2008. С. 171–177.

3.         Ребезов М. Б., Вайскробова Е. С., Максимюк Н. Н. От лучшего управления — к лучшему качеству. Система менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Магнитогорск. МаГУ, 2008.

4.         Вайскробова Е. С., Ребезов М. Б. Модель управления пищевыми предприятиями. Современное состояние и перспективы развития пищевой промышленности и общественного питания: мат. II всерос. научн.-практ. конф. Челябинск: ЮУрГУ, 2009. С. 11–13.

5.         Ребезов М. Б., Богатова О. В., Курамшина Н. Г. Создание интегрированных систем менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности. Пищевая промышленность: состояние, проблемы, перспективы: мат. междунар. научн.-практ. конф. Оренбург: ОГУ, 2009. С. 70–74.

6.         Ребезов М. Б., Максимюк Н. Н., Богатова О. В., Курамшина Н. Г., Вайскробова Е. С., Интегрированные системы менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности. Магнитогорск: МаГУ, 2009. 357 с.

7.         Тельманова Е. В., Ребезов М. Б., Кожевникова Е. Ю., Мазаев А. Н. Организационно-документационная составляющая управления персоналом в организациях. Инновационные технологии в пищевой промышленности: наука, образование и производство. Воронеж: ВГУИТ, 2013. С. 950–954.

8.         Цой В. А., Ребезов М. Б. Анализ развития менеджмента качества. Ученые записки института сельского хозяйства и природных ресурсов. НовГУ. Т. 17. Вып. 2. В.Новгород, 2009. С. 105–109.

Основные термины (генерируются автоматически): ISO, управление персоналом, обучение персонала, персонал, персонал организации, система менеджмента качества, система управления, выполнение работы, подготовка персонала, кадровый учет.


Ключевые слова

система менеджмента качества, Управление персоналом, управление персоналом, элементы системы управления персоналом., элементы системы управления персоналом

Похожие статьи

Управление персоналом в СМК в коррекционной школе-интернате

Управление персоналом — это процесс обеспечения организации качественным персоналом для достижения необходимых результатов и удовлетворенности потребителей. В системе менеджмента качества коррекционной школы...

Управление персоналом в СМК в коррекционной школе-интернате

Управление персоналом — это процесс обеспечения организации качественным персоналом для достижения необходимых результатов и удовлетворенности потребителей. В системе менеджмента качества коррекционной школы...

Принцип TQM «Вовлечение персонала» в управлении качеством...

Сущность принципа «Вовлечение персонала» в системах менеджмента качества состоит в том, что работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности [1].

Принцип TQM «Вовлечение персонала» в управлении качеством...

Сущность принципа «Вовлечение персонала» в системах менеджмента качества состоит в том, что работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности [1].

Система управления персоналом в государственном учреждении

Совершенствование системы управления персоналом на сегодняшний день входит в приоритет стратегических целей развития кадровой политики любых организаций.

Система управления персоналом в государственном учреждении

Совершенствование системы управления персоналом на сегодняшний день входит в приоритет стратегических целей развития кадровой политики любых организаций.

Развитие службы управления персоналом на предприятии

В статье рассматривается развитие службы управления персоналом на предприятии, как важнейший этап формирования коллектива и предприятия в целом. В работе проанализированы различные способы отбора и расстановки кадров, рассмотрены методы подготовки персонала.

Развитие службы управления персоналом на предприятии

В статье рассматривается развитие службы управления персоналом на предприятии, как важнейший этап формирования коллектива и предприятия в целом. В работе проанализированы различные способы отбора и расстановки кадров, рассмотрены методы подготовки персонала.

Понятие оценки персонала и ее роль в управлении персоналом

В литературе по управлению персоналом оценка персонала рассматривается в разных

Рис. 1. Взаимосвязь системы оценки с общей системой управления персоналом.

Роль системы кадрового менеджмента инновационной организации в управлении развитием персонала.

Понятие оценки персонала и ее роль в управлении персоналом

В литературе по управлению персоналом оценка персонала рассматривается в разных

Рис. 1. Взаимосвязь системы оценки с общей системой управления персоналом.

Роль системы кадрового менеджмента инновационной организации в управлении развитием персонала.

Роль системы кадрового менеджмента инновационной...

Роль системы подбора персонала в современном управлении организацией. Роль управленческого учета в организации менеджмента в современном

Принцип TQM «Вовлечение персонала» в управлении качеством и современных системах менеджмента.

Роль системы кадрового менеджмента инновационной...

Роль системы подбора персонала в современном управлении организацией. Роль управленческого учета в организации менеджмента в современном

Принцип TQM «Вовлечение персонала» в управлении качеством и современных системах менеджмента.

Профессиональные стандарты как основа изменения системы...

Исследована система обучения персонала энергетической компании Красноярского края.

Поэтому система обучения сотрудников интегрирована в систему управления персоналом компании в виде ее подсистемы.

Профессиональные стандарты как основа изменения системы...

Исследована система обучения персонала энергетической компании Красноярского края.

Поэтому система обучения сотрудников интегрирована в систему управления персоналом компании в виде ее подсистемы.

Оценка персонала как необходимый элемент кадровой политики...

— Аудит персонала — это система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы эффективности деятельности организации по управлению персоналом и регулированию социально-трудовых отношений.

Оценка персонала как необходимый элемент кадровой политики...

— Аудит персонала — это система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы эффективности деятельности организации по управлению персоналом и регулированию социально-трудовых отношений.

Система обучения персонала как важный инструмент...

Ключевые слова: персонал, обучение персонала, управление персоналом, менеджмент. Экономический подъем, вызванный адаптацией предприятий к новым экономическим условиям, появление новых рынков сбыта — все это вызвало рост спроса на квалифицированную...

Система обучения персонала как важный инструмент...

Ключевые слова: персонал, обучение персонала, управление персоналом, менеджмент. Экономический подъем, вызванный адаптацией предприятий к новым экономическим условиям, появление новых рынков сбыта — все это вызвало рост спроса на квалифицированную...

Похожие статьи

Управление персоналом в СМК в коррекционной школе-интернате

Управление персоналом — это процесс обеспечения организации качественным персоналом для достижения необходимых результатов и удовлетворенности потребителей. В системе менеджмента качества коррекционной школы...

Управление персоналом в СМК в коррекционной школе-интернате

Управление персоналом — это процесс обеспечения организации качественным персоналом для достижения необходимых результатов и удовлетворенности потребителей. В системе менеджмента качества коррекционной школы...

Принцип TQM «Вовлечение персонала» в управлении качеством...

Сущность принципа «Вовлечение персонала» в системах менеджмента качества состоит в том, что работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности [1].

Принцип TQM «Вовлечение персонала» в управлении качеством...

Сущность принципа «Вовлечение персонала» в системах менеджмента качества состоит в том, что работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности [1].

Система управления персоналом в государственном учреждении

Совершенствование системы управления персоналом на сегодняшний день входит в приоритет стратегических целей развития кадровой политики любых организаций.

Система управления персоналом в государственном учреждении

Совершенствование системы управления персоналом на сегодняшний день входит в приоритет стратегических целей развития кадровой политики любых организаций.

Развитие службы управления персоналом на предприятии

В статье рассматривается развитие службы управления персоналом на предприятии, как важнейший этап формирования коллектива и предприятия в целом. В работе проанализированы различные способы отбора и расстановки кадров, рассмотрены методы подготовки персонала.

Развитие службы управления персоналом на предприятии

В статье рассматривается развитие службы управления персоналом на предприятии, как важнейший этап формирования коллектива и предприятия в целом. В работе проанализированы различные способы отбора и расстановки кадров, рассмотрены методы подготовки персонала.

Понятие оценки персонала и ее роль в управлении персоналом

В литературе по управлению персоналом оценка персонала рассматривается в разных

Рис. 1. Взаимосвязь системы оценки с общей системой управления персоналом.

Роль системы кадрового менеджмента инновационной организации в управлении развитием персонала.

Понятие оценки персонала и ее роль в управлении персоналом

В литературе по управлению персоналом оценка персонала рассматривается в разных

Рис. 1. Взаимосвязь системы оценки с общей системой управления персоналом.

Роль системы кадрового менеджмента инновационной организации в управлении развитием персонала.

Роль системы кадрового менеджмента инновационной...

Роль системы подбора персонала в современном управлении организацией. Роль управленческого учета в организации менеджмента в современном

Принцип TQM «Вовлечение персонала» в управлении качеством и современных системах менеджмента.

Роль системы кадрового менеджмента инновационной...

Роль системы подбора персонала в современном управлении организацией. Роль управленческого учета в организации менеджмента в современном

Принцип TQM «Вовлечение персонала» в управлении качеством и современных системах менеджмента.

Профессиональные стандарты как основа изменения системы...

Исследована система обучения персонала энергетической компании Красноярского края.

Поэтому система обучения сотрудников интегрирована в систему управления персоналом компании в виде ее подсистемы.

Профессиональные стандарты как основа изменения системы...

Исследована система обучения персонала энергетической компании Красноярского края.

Поэтому система обучения сотрудников интегрирована в систему управления персоналом компании в виде ее подсистемы.

Оценка персонала как необходимый элемент кадровой политики...

— Аудит персонала — это система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы эффективности деятельности организации по управлению персоналом и регулированию социально-трудовых отношений.

Оценка персонала как необходимый элемент кадровой политики...

— Аудит персонала — это система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы эффективности деятельности организации по управлению персоналом и регулированию социально-трудовых отношений.

Система обучения персонала как важный инструмент...

Ключевые слова: персонал, обучение персонала, управление персоналом, менеджмент. Экономический подъем, вызванный адаптацией предприятий к новым экономическим условиям, появление новых рынков сбыта — все это вызвало рост спроса на квалифицированную...

Система обучения персонала как важный инструмент...

Ключевые слова: персонал, обучение персонала, управление персоналом, менеджмент. Экономический подъем, вызванный адаптацией предприятий к новым экономическим условиям, появление новых рынков сбыта — все это вызвало рост спроса на квалифицированную...

Задать вопрос