Обоснование модели подготовки в вузе специалистов инновационной формации с использованием информационно-телекоммуникационных ресурсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 03.02.2015

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Нурланова, Б. М. Обоснование модели подготовки в вузе специалистов инновационной формации с использованием информационно-телекоммуникационных ресурсов / Б. М. Нурланова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15376/ (дата обращения: 16.04.2024).

В современном обществе информатизации имеются существенные модификации также и в области образования. Недостаточно одного знания, но и необходимо умение использовать эти знания на профессиональной деятельности. Качество образования связано с конкурентоспособностью специалиста, его профессиональной компетентностью, то есть главным образом предусматривает умение использовать информационные ресурсы в сфере профессиональной деятельности; владение современными методиками и технологиями обучения: выявление, осмысление и оценивание перспективы предметной области; обновление и повышение своих знаний. Вследствие этого одной из немаловажных проблем высшего образования является подготовка специалистов инновационной формации и использованием информационно-телекоммуникационных ресурсов.

Известно, что профессиональная подготовка специалистов происходит согласно с потребностями рынка труда, должна удовлетворять ожидания работодателей. Познание студентами информационных ресурсов в их профессиональной деятельности заключается, в использовании информационных технологии в профессиональной подготовке. В практике встречаются частично целенаправленное формирование готовности специалистов к использованию информационных ресурсов в их профессиональной деятельности.

Формирование готовности специалистов к использованию информационных ресурсов в их профессиональной деятельности является объемным объектом исследования. Использование системного подхода дает возможность создать с помощью методов системного анализа и моделирования функциональную модель данного процесса, системы. По мнению В. В. Краевского, модель является системой элементов, воспроизводящих стороны, функции предмета изучения [1]. Каждая научная модель выступает как абстрагированное выражение сущности исследуемого явления.

При создании функциональной модели познания студентами информационных ресурсов в их профессиональной подготовке, я основывалась на определение понятия «модель» применительно к педагогическим исследованиям Е. В. Романова. Согласно данному определению: «педагогическая модель — это обобщенный, абстрактно-логический образ конкретного феномена педагогической системы, который отображает и репрезентует существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, представленный в требуемой наглядной форме и способный давать новое знание об объекте моделирования» [2].

При моделировании функциональной модели познания студентами информационных ресурсов в их профессиональной подготовке я исходила из того, что модель должна отражать:

-          требования, которые предъявляются обществом к качеству профессиональной подготовки будущих специалистов образования;

-          формирование готовности студентов использованию информационных ресурсов в профессиональной деятельности;

-          основные направления по проблеме формирования процесса познания студентами информационных ресурсов в их профессиональной деятельности;

-          обеспечение информационными ресурсами студентов для их профессиональной подготовки;

-          внешние и внутренние факторы воздействия на познание студентами информационных ресурсов в их профессиональной подготовке.

Исходя из перечисленных требований, была построена функциональная модель познания студентами информационных ресурсов в их профессиональной деятельности. Данная модель представлена на рисунке 1.

Построенная функциональная модель познания студентами информационных ресурсов вуза в их профессиональной подготовке отражает единый процесс, так как ни один компонент из данной функциональной модели самостоятельно не достигнет поставленной цели. У каждого компонента модели своя конкретная задача, а все они в совокупности достигают цель — определяется новое качество личности — это познание будущим специалистом информационных ресурсов в их профессиональной деятельности. Последовательный подход определяет основу исследования каждого процесса развития, то есть переход от одного уровня к следующему уровню, более сложному и качественному.

В нашем современном мире одной из особенных качеств как система управления подготовкой специалистов вуза, так и познание студентами информационных ресурсов вуза является информатизация, которая основана на внедрение новейших информационных технологий.

В наших условиях для существования образовательного общества важно то, что подготовить профессиональных специалистов при эффективном применении производственного потенциала. Это означает, что стабильно поддерживать конкурентные преимущества, особенно в применении использовании различного вида информационных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.1. Функциональная модель познания студентами информационных ресурсов вуза в их профессиональной подготовке

 

Самой важной задачей руководства вуза является формирование и оценка электронных образовательных ресурсов вуза, формирование производственного потенциала с конкретным направлением на рыночную ситуацию [3].

Цели понимания и осуществления задач информатизации высшего образования достижение глобальной рационализации интеллектуальной деятельности в обществе с помощью применения современных информационных ресурсов с целью роста эффективности и познания специалистами информационных ресурсов в их профессиональной подготовке до уровня информационной культуры, как это достигнуто в развитых странах. Поэтому надо обеспечить подготовку специалистов с новым типом мышления, которые соответствовали бы требованиям постиндустриального общества [4]. Можно создать новейшие учебные технологии, предусматривающие формирование у студентов информационной культуры, творческого подхода к познанию информационных ресурсов в их деятельности. В итоге их деятельность будет основываться на мотивационно — целостное познание информационных ресурсов, которое значительно будет повышать ее мотивированность и результативность.

Сама структура мотивации различна по структуре и формам. Студенты бывают разные, кто-то хочет учиться или не хочет, причем лучше или хуже, так как хотят или не хотят:

-          получить профессию (профессиональная мотивация);

-          получить хорошие знания с помощью информационных ресурсов и быть удовлетворенным (познавательные мотивы);

-          иметь высокооплачиваемый заработок (прагматические мотивы);

-          быть полезным обществу (социальные мотивы);

-          быть утвержденным и занять достойное положение в обществе вообще и в какой-та социальной сфере (мотивы социального и личностного престижа) и т. д.

Каждая из перечисленных мотиваций имеет в ее структуре преобладающее или зависимое значение и этим самым устанавливает какой-либо уровень личных достижений в познании информационных ресурсов, и к тому же определяет и степень приближения к целям обучения.

Перечисленные факторы дают возможность отметить предполагаемые направления системной модификации учебно-воспитательного процесса в вузе с целью реализации нового качества образования, заключающегося в достижении компетентности его субъектами.

Образовательному процессу необходимо управление на всех уровнях подготовки студента и поэтому является одним из главнейших факторов в росте производительности обучения. Регулярный контроль знаний — это неотделимое требование в обучении студентов. Если у студента имеются огромные, интенсивные, глубокие мотивы, которые вызывают потребность действовать активно, в полной мере, пересилить неминуемые проблемы, неблагоприятные другие условия, упорно продвигать к поставленной цели, то каждое занятие, учитывая и учебное, будет проходить более результативно и давать качественные результаты.

Анализ мирового опыта создания национальных и региональных программ по современным информационно-телекоммуникационным направлениям указывает потребность выявления некоторых проблем в области разработки информационных ресурсов: создание среды более перспективных их потребителей, обеспечивающие наибольшую эффективность использования современных достижений в развитии нано технологий; рост эффективности использования нано технологий.

Государство интересуется в усовершенствовании перспективного направления, следовательно, оно обязано брать ответственность за основные расходы на проведение фундаментальных и прикладных исследований, создание инноваций; подготовка и закрепление квалифицированных специалистов для обновленного технического обеспечения.

К сущностям внешних и внутренних факторов, воздействующих на качество образовательного процесса в КарГУ можно отнести:

-          создание и осуществление материально-технического обеспечения работ в области информационных ресурсов с наибольшими возможностями в применении редкого ценного оборудования;

-          подготовку специалистов, повышение квалификации преподавателей, привлечение и закрепление молодых специалистов в области информационных ресурсов для их применения в образовательной сфере;

-          изучение рынка продукции в части информационных ресурсов;

-          установление приоритетных целенаправленных целей в области информационных ресурсов, результаты которых могут быть использованы в образовательном процессе.

 

Литература:

 

1.       Краевский В. В. Методология педагогики [Текст]: пособие для педагогов исследователей / В. В. Краевский. — Изд-во: Чуваш. ун-та, 2001. — 244 с.

2.       Велихов Е. П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование: 1986, № 1. С. 18–22

3.       Берсуцкий А. Я. Влияние интеллектуальных и информационных ресурсов на эффективность потенциала предприятия // Академічний огляд: 2009. № 1. — С.106–110

4.       Яковлев А. И. Образование и XXI век. Информационные и коммуникационные технологии [Текст] / А. И. Яковлев // Информационное общество, 2001, вып. 2.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, ресурс, познание студентами, функциональная модель познания, информационный ресурс вуза, образовательный процесс, подготовка специалистов, студент, высшее образование.


Похожие статьи

Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода. Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза. Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода. Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза. Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Развитие познавательной активности студентов...

Развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе вуза.

Рубрика: Высшее профессиональное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Формирование «инструментов» деятельности и познания...

К системе высшего профессионального образования требованиями времени выдвигается задача подготовки специалистов, владеющих компетенциями, методологией творчества, сформированным творческим мышлением...

Формирование «инструментов» деятельности и познания...

К системе высшего профессионального образования требованиями времени выдвигается задача подготовки специалистов, владеющих компетенциями, методологией творчества, сформированным творческим мышлением...

Модель формирования готовности студентов вуза...

организационно-управленческая деятельность, высшее образование, формирование готовности студентов вуза, процесс обучения, модель, студент, мотивационно-личностная направленность, задача, когнитивная...

Модель формирования готовности студентов вуза...

организационно-управленческая деятельность, высшее образование, формирование готовности студентов вуза, процесс обучения, модель, студент, мотивационно-личностная направленность, задача, когнитивная...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов...

высшее профессиональное образование, подход, практическая деятельность, знание, студент, процесс обучения, профессиональная деятельность, учебный процесс, Северо-Кавказская государственная...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов...

высшее профессиональное образование, подход, практическая деятельность, знание, студент, процесс обучения, профессиональная деятельность, учебный процесс, Северо-Кавказская государственная...

Характеристика уровней подготовленности студентов...

Характеристика уровней подготовленности студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности.

- студенты среднего профессионального образования приобретают новые знания, умения самостоятельно, без...

Характеристика уровней подготовленности студентов...

Характеристика уровней подготовленности студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности.

- студенты среднего профессионального образования приобретают новые знания, умения самостоятельно, без...

Компетентностная модель подготовки специалистов в вузе...

На современном этапе развития высшего профессионального образования учебно-исследовательская деятельность студентов обретает не свойственный ей ранее статус, который аккумулирует и опыт студентов в развитии познавательных интересов...

Компетентностная модель подготовки специалистов в вузе...

На современном этапе развития высшего профессионального образования учебно-исследовательская деятельность студентов обретает не свойственный ей ранее статус, который аккумулирует и опыт студентов в развитии познавательных интересов...

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Прикладная математика, личностно-ориентированный подход, образовательный процесс, студент, процесс обучения, учебная группа, учебный процесс, общественная деятельность, качественное управление, высшее...

Роль научно-исследовательской деятельности студентов...

проект, профессиональное образование, проектная деятельность, студент, предпринимательская деятельность, предпринимательская подготовка, проективная деятельность, образовательный процесс...

Роль научно-исследовательской деятельности студентов...

проект, профессиональное образование, проектная деятельность, студент, предпринимательская деятельность, предпринимательская подготовка, проективная деятельность, образовательный процесс...

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Прикладная математика, личностно-ориентированный подход, образовательный процесс, студент, процесс обучения, учебная группа, учебный процесс, общественная деятельность, качественное управление, высшее...

Проблема повышения качества образования в вузе

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование...

Похожие статьи

Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода. Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза. Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода. Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза. Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Развитие познавательной активности студентов...

Развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе вуза.

Рубрика: Высшее профессиональное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Формирование «инструментов» деятельности и познания...

К системе высшего профессионального образования требованиями времени выдвигается задача подготовки специалистов, владеющих компетенциями, методологией творчества, сформированным творческим мышлением...

Формирование «инструментов» деятельности и познания...

К системе высшего профессионального образования требованиями времени выдвигается задача подготовки специалистов, владеющих компетенциями, методологией творчества, сформированным творческим мышлением...

Модель формирования готовности студентов вуза...

организационно-управленческая деятельность, высшее образование, формирование готовности студентов вуза, процесс обучения, модель, студент, мотивационно-личностная направленность, задача, когнитивная...

Модель формирования готовности студентов вуза...

организационно-управленческая деятельность, высшее образование, формирование готовности студентов вуза, процесс обучения, модель, студент, мотивационно-личностная направленность, задача, когнитивная...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов...

высшее профессиональное образование, подход, практическая деятельность, знание, студент, процесс обучения, профессиональная деятельность, учебный процесс, Северо-Кавказская государственная...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов...

высшее профессиональное образование, подход, практическая деятельность, знание, студент, процесс обучения, профессиональная деятельность, учебный процесс, Северо-Кавказская государственная...

Характеристика уровней подготовленности студентов...

Характеристика уровней подготовленности студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности.

- студенты среднего профессионального образования приобретают новые знания, умения самостоятельно, без...

Характеристика уровней подготовленности студентов...

Характеристика уровней подготовленности студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности.

- студенты среднего профессионального образования приобретают новые знания, умения самостоятельно, без...

Компетентностная модель подготовки специалистов в вузе...

На современном этапе развития высшего профессионального образования учебно-исследовательская деятельность студентов обретает не свойственный ей ранее статус, который аккумулирует и опыт студентов в развитии познавательных интересов...

Компетентностная модель подготовки специалистов в вузе...

На современном этапе развития высшего профессионального образования учебно-исследовательская деятельность студентов обретает не свойственный ей ранее статус, который аккумулирует и опыт студентов в развитии познавательных интересов...

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Прикладная математика, личностно-ориентированный подход, образовательный процесс, студент, процесс обучения, учебная группа, учебный процесс, общественная деятельность, качественное управление, высшее...

Роль научно-исследовательской деятельности студентов...

проект, профессиональное образование, проектная деятельность, студент, предпринимательская деятельность, предпринимательская подготовка, проективная деятельность, образовательный процесс...

Роль научно-исследовательской деятельности студентов...

проект, профессиональное образование, проектная деятельность, студент, предпринимательская деятельность, предпринимательская подготовка, проективная деятельность, образовательный процесс...

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Прикладная математика, личностно-ориентированный подход, образовательный процесс, студент, процесс обучения, учебная группа, учебный процесс, общественная деятельность, качественное управление, высшее...

Проблема повышения качества образования в вузе

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование...

Задать вопрос