Библиографическое описание:

Чайка А. А., Тетерин Ю. А. Теоретико-методологические основы понятия «холдинг» // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 534-537.

В современных условиях, для того чтобы достичь конкурентных преимуществ на рынке ведущие компании объединяются в интегрированные структуры. Одной их таких структур являются холдинг. Свое распространение в России холдинги получили после перехода от командного типа управления экономикой к рыночному. Использование холдингового типа управления подразумевает объединение активов, что, в свою очередь, дает ряд преимуществ при ведении бизнеса:

-          увеличение масштаба используемых ресурсов;

-          повышение конкурентоспособности продукции за счет объединения технологических средств;

-          повышение уровня эффективности управления за счет централизации капитала;

-          согласованные действия в финансовой, инновационной и инвестиционной политике:

-          диверсификация производства с целью обеспечения конкурентоспособности отдельных видов продукции;

-          объединение научно-исследовательского опыта и другие.

Развитие холдингов в зарубежной предпринимательской среде началось в 1860 г. (США, Великобритания, Бельгия, Нидерланды), что нашло свое отражение на законодательном уровне данных странах. В России не существует специального закона о правовом положении холдинговых структур. И в Гражданском кодексе, в налоговом и антимонопольном законодательстве данные структуры рассматриваются по-разному (таблица 1).

Таблица 1

Определение понятия «холдинг» в нормативно-правовых документах

Источник

Толкование

Определение

ГК РФ, статья 105 (утратила силу с 01.09.2014)

Дочернее хозяйственное общество

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

ГК РФ, статья 106 (утратила силу с 01.09.2014)

Зависимое хозяйственное общество

Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

НК РФ, статья 20

Взаимозависимые лица

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», статья 9

Группа лиц

Группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:

1) хозяйственное общество <...> имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе <...> более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства); <...>

 

Также стоит сказать о двух российских нормативно-правовых документах, где впервые упоминается понятие «холдинг»:

1.         Во Временном положении о холдинговых компаниях, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» сказано, что холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий.

2.         В проекте Федерального закона N 99049555–2 «О холдингах», окончательная редакция которого была принята ГД РФ 01.12.1999 г. холдинг определяется как совокупность двух или более юридических лиц (участники холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговые отношения) по управлению одним из участников (головная компания) деятельностью других участников на основе права головной компании определять решения, принимаемые другими участниками. Данный проект закона так и не был принят.

Единого определения понятию «холдинг» в российском правовом поле не существует, точно как и в научном сообществе, также отсутствует единое мнение о значении данного определения (таблица 2).

Таблица 2

Определение понятия «холдинг», отраженное в научных журналах

Источник

Определение

Р. В. Чикулаев. Холдинг как междисциплинарное понятие экономики и права/ Гуманитарные и социальные науки. № 2. 2014. С. 811–814

Под холдингом, как правило, понимают группу компаний (юридических лиц), объединенных какими-либо общими началами. Такими началами могут быть: взаимное участие в капитале друг друга, общие собственники (акционеры, участники), общие руководители (единоличные исполнительные органы либо управляющие компании), договоры между несколькими компаниями о совместном ведении хозяйственной деятельности и др.

В. В. Ефимович. Создание холдингов и основы повышения их эффективности/ Сборники конференций НИЦ Социосфера. № 32. 2013. С. 8–10.

Холдинговая компания это особый тип организации, которая создается для управления деятельностью других компаний на основе владения пакетами их акций. Холдинговые структуры характеризуются иерархической организацией, многообразием связей структурных элементов друг с другом и с внешней средой, используют системы для концентрации финансово-промышленного капитала и контроля за производством.

С. И. Карпачев. Отраслевые холдинги: основное: содержание и организационно-экономические особенности/ Международный журнал экспериментального образования. № 5. 2012.

С. 157–158.

Холдинг — это организационная форма интеграции компаний, основанная на объединении капитала, состоящая из холдинговой компании и дочерних по отношению к ней предприятий; холдинговая (управляющая) компания — компания в холдинге, проводящая единое стратегическое управление всем объединением предприятий, на основе владения контрольными пакетами акций(долей) других компаний объединения.

А. С. Егорушкина. Правовое положение холдингов в России/ Наука на рубеже тысячелетий. № 9. 2010. С. 3–4.

Холдинг — это группа участников предпринимательских отношений, связанных между собой таким образом, что один их них имеет возможность влиять на деятельность всех других участников этой группы.

 

Впрочем, в международной практике и справочной литературе также нет единого определения понятия «холдинг». Например, согласно люксембургскому закону под понятие «холдинг» подпадают хозяйственные общества, которые наряду с требованиями и долевым участием «держат» также патенты («патентный холдинг»), или объектами владения является часть недвижимого имущества.

Оксфордский энциклопедический словарь определяет холдинговую компанию как компанию, созданную для владения акциями других компаний, которые она, таким образом, контролирует [6, с. 5].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время понятие «холдинг» является скорее экономическим, а не правовым термином. И как любой другой термин, данное понятие должно включать в себя совокупность существенных и отличительных признаков, отражающих его суть. С точки зрения интегрированной структуры понятие «холдинг» имеет следующие признаки:

-          наличие устойчивых внутренних отношений контроля и зависимости между головной компанией и другими участниками холдинга, закрепленных в договоре об образовании холдинга и в уставах его участников, определяющих организационную целостность данного предпринимательского объединения;

-          имущественная обособленность и юридическая самостоятельность участников холдинга, каждый из которых является полноправным субъектом гражданско-правовых отношений (юридическим лицом);

-          проведение единой политики в сфере хозяйственного оборота (в том числе согласованное использование прибыли и других финансовых источников участников холдинга) [6, с. 15].

Таким образом, на основе выявленных признаков понятие «холдинг» можно определить как предпринимательское объединение, участники которого имеют имущественную обособленность и юридическую самостоятельность, между которыми наблюдаются устойчивые внутренние отношения контроля и зависимости, подкрепленные договорными обязательствами между головной компанией и остальными участниками в целях проведения согласованной хозяйственной политики.

 

Литература:

 

1.      Гражданский кодекс Российской Федерации.

2.      Налоговый кодекс Российской Федерации.

3.      Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4.      А. С. Егорушкина Правовое положение холдингов в России/Наука на рубеже тысячелетий. № 9. 2010. С. 3–4.

5.      В. В. Ефимович Создание холдингов и основы повышения их эффективности/ Сборник конференций НИЦ Социосфера. № 32. 2013. С. 8–10.

6.      И. В. Ершова. Правовое положение холдингов в России. [Электронный ресурс]: учебное пособие. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/34253/

7.      С. И. Карпачев С. И. Отраслевые холдинги: основное: содержание и организационно-экономические особенности/ Международный журнал экспериментального образования. № 5. 2012. С. 157–158.

8.      Р. В. Чикулаев Холдинг как междисциплинарное понятие экономики и права/ Гуманитарные и социальные науки. № 2. 2014. С. 811–814.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle