Библиографическое описание:

Рзаева Н. Р. Конституционные права и обязанности женщин в современных мусульманских странах // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 689-691.

Активные споры возбуждает вопрос о конституционных правах и обязанностях женщин в современных мусульманских странах, где одни ученые называют такое положение ущемленным, угнетенным, остальные говорят об обратном. Ислам является религией жизни, и женщины обладают в мусульманской стране гораздо большими правами, чем в западном обществе.

В мусульманских странах правовой статус женщин отображает их собственное положение в более крупных социальных структурах. Традиционные мусульманские общества были, прежде всего, племенными и общинными, разрешая индивидууму играть определенную роль при небольшим выборе возможностей и допуская принятие только тех дополнительных прав, которые предполагают взятие на себя еще большего числа обязанностей.

Современные мусульманские страны в области семейного права использует модифицированные правила Шариата, которые менялись от государства к государству. В отношении масштаба использования норм исламских прав и степени их воздействия на действующие законодательства предлагается следующая классификация современных правовых систем мусульманских стран.

К первой группе относятся правовые системы, в которых исламское право продолжает использоваться предельно широко (Иран, Саудовская Аравия). Главным образом его принципы и нормы оказывают сильное воздействие на конституционное законодательство и сформировавшуюся здесь форму правления (к примеру, все принимаемые законы непременно должны соответствовать шариату). Саудовская Аравия использует самый строгий вариант, разрешая мужу максимально иметь четыре жены и нести за них юридическую ответственность. [3]

Ко второй группе относятся правовые системы (Пакистан, Ливия, Судан), в которых действие исламского права не настолько обширно, однако все же достаточно значимо. В данных странах исламское право продолжает координировать отношения «личного статуса».

Третью группу составляют правовые системы таких государств, как Афганистан, Сирия, Египет, Ливан, Сомали, Ирак, Мавритания. В их конституционном праве закрепляются особенные стороны ислама и исламского права. В частности, в конституции этих стран предусматривается, что глава государства может быть только мусульманин, источником законодательства является исламское право. [2]

Четвертой группой стран являются Тунис, Турция и частично Йемен. Брачно-семейные законодательства этих стран отказались от всякого основополагающего института по исламскому праву. Например, в 1974 году, по семейному кодексу Йемена, женщины были наделены равноправными отношениями с мужчинами в семейных связях. [1] А законодательствами стран Тунис и Турция была запрещена полигамия, при этом были приняты законы о личном статусе, которые позволяли женщинам иметь большее число прав, которое может быть признано Шариатом.

По законам ислама, главной ролью женщины является замужество, и воспитание своих детей. Женщины могут открыто появляться в общественных местах, но им не представляется возможным контактировать с теми мужчинами, которые не являются её родственниками. Сура Сонмы Корана представляет эту ситуацию так: «Не будет проступка, если они будут (без завесы) перед их отцами, их сыновьями, их братьями, сыновьями их братьев, сыновьями их сестер, своими женщинами и невольниками, которыми овладели их десницы. Остерегайтесь (гнева) Бога, ведь Бог — Свидетель всякой вещи». [4] Контактировать мусульманским женщинам с другими мужчинами не рекомендовано, потому что может случиться недозволенное уединение, а это действие традиционно представляется для мусульман опасным, потому что несет в себе вероотступничество.

По исламским законам права незамужней женщины являются весьма ограниченными, если их сравнивать со статусом мужчины, и замужней женщины. Например, незамужнюю женщину можно выдать замуж иногда без ее согласия при помощи заключения договора о браке, который составляется ее представителями.

Отмечено, что исламский брак традиционно, скорее всего, проявляется договорным, чем сакральным. Брачный договор всегда составляется не только между супругами, но и между двумя сильными социальными кланами, которые способствовали организации этого брака. По традиции этот процесс несет в себе объединение между двумя расширенными семьями, например, сегодня муж и жена весьма часто могут быть двоюродными или троюродными братьями и сестрами, причем их брачный союз ранее являлся предусмотренным, обычно эти действия закреплялись отцами при рождении их отпрысков.

За последние два десятилетия статистики по исследованию заключения браков в Багдаде и прочих арабских городов обнаружили, что почти половина от всех браков всегда заключается между двоюродными или троюродными братьями и сестрами. По Корану одобрена древняя семитская практика браков между дальними родственниками. Когда брачные отношения были образованы до того периода, как женщиной была обретена правоспособность, то брак должен быть приведен в исполнение через обязательное попечительство. Когда брак образовался после того, когда женщиной было обретена правоспособность, тогда в этом случае он называется рекомендованным попечительством, и нужно согласие, которое, скорее всего, будет полученным. Только в том случае, когда брак являлся контрактованным кем-нибудь другим, помимо ее отца или дедушки по отцовской линии, то, когда женщина достигнет совершеннолетия, она имеет право отречься от брака по условию права выбора при достижении совершеннолетия.

Женщина-мать имеет довольно широкие по своему объему права по сравнению с теми правами, которыми обладает незамужняя женщина. Но все-таки большая часть прав женщины-матери обусловлена интересами своих детей и мужа. В частности, по исламскому праву, если решается вопрос, с кем будет жить ребенок, в случае, когда происходит расторжение брака между супругами, то все решается по следующим канонам: права по воспитанию ребенка передаются матери, ее родственникам, а когда родственников по линии матери не имеется, тогда этой функцией наделяется отец и его родственники. Но данный приоритет матери и родственников по материнской линии может быть предоставлен только на установленный период, то есть до того времени, когда ребенком могут самостоятельно удовлетворяться свои минимальные обязательные ежедневные нужды. Затем ребенка перелают под власть отца.

По исламскому праву мусульманину дозволено иметь одновременно до четырех жен, скорее ограничив, чем расширив прошлый обычай, причем малое число из мусульманских мужчин женится больше чем на одной женщине. По Корану требуется выполнение нескольких условий, когда установленные обычаем жены не должны доводиться друг другу родными сестрами, и состоять в родственных взаимоотношениях. Если произойдет развод или смерть мужа, то женщина не должна снова выходить замуж, пока не пройдет три месяца, хотя этот период, однако может меняться в зависимости от обычаев местного населения. По Корану рекомендуется не брать мужчине больше одной жены, если он не может относиться к своим женам надлежащим образом, то есть быть справедливым к своим женщинам.

Исламская традиция, которая требуют женщинам укрывать свою внешность в обществе мужчин, не являющимися ее родственниками, главным образом исходит из Сунны и из арабских обычаев. По Корану требуется только одно, чтобы женщина была скромной. Открыто, нигде не зафиксировано, что она обязана полностью покрывать себя или надевать паранджу. Но все-таки, эти две практики — полигамия и ношение паранджи — выражают традицию многих мусульманских стран.

Обычай носить паранджу отображает исламскую моральное указание по навязыванию половой сегрегации в социуме, когда женщина должна выполнять домашний труд, а мужчина проявить себя на общественном поприще, в результате чего, женщина является хранительницей чести наиболее значимых социальных образований, она никогда не должна общаться с мужчинами, которые не являются ее родственниками. Мусульманские женщины в парандже могут позволить себе появляться в общественных местах, причем они не вызывают осуждения в обществе, в котором имеются мужчины, которые не являются ее родственниками, поэтому, это действие есть необходимым правом мусульманских женщин.

Особенному правовому статусу, которому обладают женщины-мусульманки способствовали религиозные положения, по которым не было запрещено, и не поощрялись права женщин об участии в общественно-политическом развитии мусульманского сообщества и государства, был установлен разный статус между мужчиной и женщиной в семейно-брачных правоотношениях.

На сегодняшний период во многих мусульманских странах (Афганистан, Иран, Индонезия, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Турция, Тунис и др.) функционируют международно-правовые акты, которые посвящены правам человека, причем особенно правам женщины-мусульманки. Как было упомянуто в сентябре 1981 г., Исламский совет Европы объявил Всеобщую исламскую декларацию прав человека. Главными документами для исламского мира также являются Каирская декларация по правам человека в исламе, Этический кодекс Исламской Конференции, Исламский информационный кодекс этики 1991 г. и Дакарская декларация 1991 г. В сентябре 1990 г. на XIX совещании министров иностранных дел стран в Каире, которыми явились члены Организации Исламской конференции была принята Каирская декларация по правам человека в исламе. Но, по оценке С. В. Полениной, ст. 24 Декларации («Все права и свободы, закрепленные в настоящем документе, ограничены нормами исламского шариата») и ст. 25 о том, что «исламский шариат является единственным источником для толкования любой из статей настоящей Декларации» он не может позволить высказываться про изменение личного статуса мусульманских женщин в сторону свободы и гендерного равенства. [5] Собственно, по этой причине роль исламского права в становлении жизненных позиций, принципов, уклада, культуры мусульманских стран невозможно недооценить.

Таким образом, даже формальное закрепление установленных прав женщины в международных нормативно-правовых актах мало что может сделать для того, чтобы изменить глубоко укоренившееся общее право Шариата, в котором говорится о чести и приоритете родства между мусульманами. Что затрагивает женщин, то это все-таки является сохранением девственности для незамужней девушки, скромностью для замужних женщин, которые должны быть облачены в соответствующее исламское одеяние и строгое выполнение требований разделения полов.

Права женщин в исламском праве являются наиболее очевидным примером глубокого конфликта между западным учением о правах человека и исламским правом, которое его органически не приемлет. Это обусловлено особенностями мировоззрений обеих сторон. Разрешение этих противоречий является одной из самых актуальных социальных, философских и юридических задач настоящего времени.

 

Литература:

 

1.      Всеобщая Исламская декларация прав человека 1981 г. http://www.ca-c.org/iournal/08–1997/st 21 pravaisl.shtml

2.      Конституция Египта. Конституция Арабской Республики Египет, принята в 1971г. Каир.

3.      Конституция САР,М,1999г.С,1

4.      Коран / Перевод И. Ю. Крачковского. М., 1986г. С. 666.

5.      Поленина С. В. Проблема национально-культурной идентичности в свете взаимодействия правовых систем современности // Государство и право. 2008. N 1. С. 40.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle