Библиографическое описание:

Титова Е. И., Чапрасова А. В. О создание электронного учебника // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 855-856.

Компьютеры занимают важное место в каждой отрасли человеческой деятельности, современные технологии не обходят стороной и высшее образование. Необходимость использования современных информационно-коммуникационных технологий на занятиях приводит преподавателей к созданию, так называемых электронных учебников (ЭУ). Это учебник, реализованный в электронном виде с использованием компьютерных средств обучения и контроля знаний обучаемых. Он должен содержать систематизированный материал теоретического и практического содержания по изучаемой дисциплине, обеспечивать активное и творческое овладение студентами знаний, умений и навыков по ней. Для создания успешного ЭУ необходимо наделить его полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

Создание ЭУ эффективно решает проблему дополнение и обновление информационно-дидактического материала. Мы можем изменять задания, упражнения, он не ограничен в объеме и содержит большое количество наглядных примеров, подробно иллюстрируется динамика изменения объектов. ЭУ полезен для организации самостоятельной работы студентов, а также важной особенностью является, содержащиеся в нем средства контроля знаний — компьютерное тестирование.

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы на основе комплексного критерия, учитывающего назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению и особенности использования. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие классы:

-        традиционные алгоритмические языки;

-        инструментальные средства общего назначения;

-        средства мультимедиа;

-        гипертекстовые и гипермедиа средства.

При создании учебника можно ориентироваться на следующие основные этапы:

-        Постановка целей и задач его разработки.

-        Планировка структуры электронного учебника.

-        Подборка содержания по разделам и темам учебника.

-        Подготовка отдельных компонент электронного учебника.

-        Программирование.

-        Предварительный просмотр.

-        Корректировка содержания по результатам апробации.

-        Разработка методического пособия для пользователя.

Электронные учебники могут иметь различную структуру: линейную, древовидную, фреймовую.

Перечислим основные принципы, которыми следует руководствоваться при создании электронного учебника.

1.         Принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых, обособленных по содержанию.

2.         Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание учебного материала.

3.         Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстовыми ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода к требуемой информации. Данный принцип предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих различные последовательности изучения дисциплины.

4.         Принцип регулирования: обучаемый самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность отобразить на экране любое количество примеров, решить необходимое ему количество задач, выбираемых самостоятельно или заданного преподавателем в зависимости от уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности.

5.         Принцип адаптивности: электронный учебник должен допускать адаптацию к потребностям конкретного пользователя в процессе обучения, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности обучаемого, а также, ориентируясь на возможности пользователя, генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемого материала, решения требуемых задач.

6.         Принцип компьютерной поддержки: в любой момент обучаемый может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала, рассмотреть большее количество примеров и решить более сложные задачи в большем количестве. Причем компьютер не только выполняет громоздкие преобразования, разнообразные вычисления и графические построения, но и совершает математические операции любого уровня сложности, если они уже изучены ранее, а также проверяет полученные результаты на любом этапе, а не только на уровне ответа.

7.         Принцип собираемости: электронный учебник (и другие учебные материалы) должны быть выполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам (например, для специализированных компьютерных классов) или личные электронные библиотеки преподавателя, исследователя или студента (в соответствии со специальностью и курсом, на котором он учится).

После создания электронного учебника следует грамотно ознакомить обучающихся с ним и начать обучение с его помощью. Для этого необходимо:

1.      Каждому студенту изучить методическое пособие для пользователя;

2.      Провести ознакомительную лекцию с правилами пользования ЭУ;

3.      Проводить изучение каждой темы с использованием ЭУ;

4.      Решать задачи, тесты, контрольные работы, входящие в ЭУ;

5.      Итоговая проверка знаний через электронный тест ЭУ.

 

Литература:

 

1.         Акимова И. В., Ермолаева Е. И. Использование специальных программных средств в математическом моделировании// В мире научных открытий. 2012. № 5.4. С. 85–96.

2.         Акимова И. В., Ермолаева Е. И. Организация модульного обучения математике студентов строительного вуза при использовании информационных образовательных ресурсов// В мире научных открытий. 2011. № 8. С. 83–95.

3.         Жидкова А. Е., Титова Е. И. Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения// Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 756–757.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle