Библиографическое описание:

Титова Е. И., Чапрасова А. В. О создание электронного учебника // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 855-856.

Компьютеры занимают важное место в каждой отрасли человеческой деятельности, современные технологии не обходят стороной и высшее образование. Необходимость использования современных информационно-коммуникационных технологий на занятиях приводит преподавателей к созданию, так называемых электронных учебников (ЭУ). Это учебник, реализованный в электронном виде с использованием компьютерных средств обучения и контроля знаний обучаемых. Он должен содержать систематизированный материал теоретического и практического содержания по изучаемой дисциплине, обеспечивать активное и творческое овладение студентами знаний, умений и навыков по ней. Для создания успешного ЭУ необходимо наделить его полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

Создание ЭУ эффективно решает проблему дополнение и обновление информационно-дидактического материала. Мы можем изменять задания, упражнения, он не ограничен в объеме и содержит большое количество наглядных примеров, подробно иллюстрируется динамика изменения объектов. ЭУ полезен для организации самостоятельной работы студентов, а также важной особенностью является, содержащиеся в нем средства контроля знаний — компьютерное тестирование.

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы на основе комплексного критерия, учитывающего назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению и особенности использования. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие классы:

-        традиционные алгоритмические языки;

-        инструментальные средства общего назначения;

-        средства мультимедиа;

-        гипертекстовые и гипермедиа средства.

При создании учебника можно ориентироваться на следующие основные этапы:

-        Постановка целей и задач его разработки.

-        Планировка структуры электронного учебника.

-        Подборка содержания по разделам и темам учебника.

-        Подготовка отдельных компонент электронного учебника.

-        Программирование.

-        Предварительный просмотр.

-        Корректировка содержания по результатам апробации.

-        Разработка методического пособия для пользователя.

Электронные учебники могут иметь различную структуру: линейную, древовидную, фреймовую.

Перечислим основные принципы, которыми следует руководствоваться при создании электронного учебника.

1.         Принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых, обособленных по содержанию.

2.         Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание учебного материала.

3.         Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстовыми ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода к требуемой информации. Данный принцип предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих различные последовательности изучения дисциплины.

4.         Принцип регулирования: обучаемый самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность отобразить на экране любое количество примеров, решить необходимое ему количество задач, выбираемых самостоятельно или заданного преподавателем в зависимости от уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности.

5.         Принцип адаптивности: электронный учебник должен допускать адаптацию к потребностям конкретного пользователя в процессе обучения, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности обучаемого, а также, ориентируясь на возможности пользователя, генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемого материала, решения требуемых задач.

6.         Принцип компьютерной поддержки: в любой момент обучаемый может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала, рассмотреть большее количество примеров и решить более сложные задачи в большем количестве. Причем компьютер не только выполняет громоздкие преобразования, разнообразные вычисления и графические построения, но и совершает математические операции любого уровня сложности, если они уже изучены ранее, а также проверяет полученные результаты на любом этапе, а не только на уровне ответа.

7.         Принцип собираемости: электронный учебник (и другие учебные материалы) должны быть выполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам (например, для специализированных компьютерных классов) или личные электронные библиотеки преподавателя, исследователя или студента (в соответствии со специальностью и курсом, на котором он учится).

После создания электронного учебника следует грамотно ознакомить обучающихся с ним и начать обучение с его помощью. Для этого необходимо:

1.      Каждому студенту изучить методическое пособие для пользователя;

2.      Провести ознакомительную лекцию с правилами пользования ЭУ;

3.      Проводить изучение каждой темы с использованием ЭУ;

4.      Решать задачи, тесты, контрольные работы, входящие в ЭУ;

5.      Итоговая проверка знаний через электронный тест ЭУ.

 

Литература:

 

1.         Акимова И. В., Ермолаева Е. И. Использование специальных программных средств в математическом моделировании// В мире научных открытий. 2012. № 5.4. С. 85–96.

2.         Акимова И. В., Ермолаева Е. И. Организация модульного обучения математике студентов строительного вуза при использовании информационных образовательных ресурсов// В мире научных открытий. 2011. № 8. С. 83–95.

3.         Жидкова А. Е., Титова Е. И. Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения// Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 756–757.

Основные термины: электронного учебника, уровня сложности, количество примеров, Молодой ученый, электронных учебников, электронный учебник, количество наглядных примеров, создание электронного учебника, Принцип компьютерной поддержки, Принцип ветвления, Принцип адаптивности, большее количество примеров, электронный учебник должен, Принцип регулирования, электронного учебника «Социальная, и обновление информационно-дидактического материала, электронные библиотеки, Принцип собираемости, создания электронного учебника, в данный момент материала

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle