Библиографическое описание:

Николаева Е. А. Неуспевающие студенты как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 824-827.

В статье раскрывается понятие неуспеваемости студентов как психолого-педагогической проблемы. Раскрываются определения признаков и причин академической неуспеваемости студентов, рассматриваются меры по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости. Делается вывод, что учебно-воспитательный процесс должен быть построен путемсоздания максимально интересного процесса обучения для студента, а также путем помощи студенту в формировании мотивов и установок, которые позволили бы ему испытывать удовлетворение от преодоления внутренних и внешних препятствий в учебной деятельности.

 

Несоответствие успеваемости студента и его учебному потенциалу — одна из основных и актуальных на сегодняшний день проблем образования. Наиболее ярко это проявляется в вузовской неуспеваемости, преобладании удовлетворительных результатов обучения, частом представлении на проверку преподавателям несамостоятельно написанных рефератов, курсовых и дипломных работ, зачастую заимствованных из интернета, нежелании студентов заниматься научными исследованиями. Многие студенты не признают ценности образования, которое получают, не имеют дальнейших планов трудоустроиться по выбранной специальности. Часто студенты учатся только ради диплома.

Неуспеваемость — это актуальный вопрос для всех педагогов. Чтобы найти способы преодоления студенческой неуспеваемости, необходимо выявить порождающие ее причины. Своя причина есть у каждого неуспевающего студента, есть также и общие причины для определенного круга обучающихся, и из всей совокупности важно найти одну решающую причину, иначе старания педагогов и психологов окажутся потраченными зря.

Понятие академической неуспеваемости.

Признаки и причины академической неуспеваемости.

Неуспеваемость как дидактическое понятие впервые в истории педагогики описана В. С. Цетлин. Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки студентов требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, семестра, года) [6, с.36]. Существует большое разнообразие факторов, влияющих на успешность обучения студентов в вузах. Это такие факторы, как материальное положение, здоровье студента, уровень подготовки студента до вуза, реальность представлений студента о специфике обучения в вузе, величина оплаты за обучение, организация самого учебного процесса, материальная база вуза, квалификация преподавателей, престижность выбранного вуза, индивидуальные особенности психики студента. К причинам неуспеваемости также относятся сенсорные и речевые нарушения, дефицит или отсутствие любви и заботы родителей, недисциплинированность, несформировавшиеся познавательные мотивы. В реальности у неуспевающего студента переплетается ряд описанных причин, и причина неуспеваемости кроется не только в нежелании студента учиться. Все аспекты неуспеваемости можно объединить в такие группы, как социальные, педагогические и организационно-административные. Неуспеваемость можно классифицировать по двум типам:

1.                  Абсолютная неуспеваемость. Студент не выполняет минимальные требования, необходимые для его перевода на следующий курс, соотносится с минимумом требований.

2.                  Относительная неуспеваемость. Познавательные способности студента превышают линию обязательных требований.

Вопрос о причинах неуспеваемости раскрывался многими исследователями. Так, М. А. Данилов связывает неуспеваемость с противоречиями, которые он считал движущими силами самого процесса обучения. Согласно его теории, единство возможностей учащихся и того, что от них требуется очень противоречиво, и в тот момент, когда происходит нарушение, возникает неуспеваемость. Похожие с М. А. Даниловым идеи высказывает В. Оконь. Он считает, что неуспеваемость является нарушением взаимодействия между обучаемыми, педагогами и другими внешними условиями [8].

А. М. Гельмонт соотнес причины неуспеваемости и ее категории:

1.         Глубокое и общее отставание: низкий уровень довузовской подготовки студента, неблагоприятные внешние условия (например, бытовые условия или невнимание родителей); неблагоприятные физические аспекты; недостаток воспитания (например, недисциплинированность); слабое умственное развитие студента.

2.         Частная устойчивая неуспеваемость: отсутствие должной преемственности между старшими и младшими курсами; недостаточный интерес к изучаемому предмету: слабая воля для преодоления трудностей.

3.         Эпизодическая неуспеваемость: недостатки преподавания, непрочность полученных знаний; недостаточный текущий контроль; прогулы занятий, рассеянное внимание, невыполнение задаваемых уроков [2, с.8].

В своей работе «Неуспеваемость в вузе с точки зрения выпускников-дипломантов» Е. К. Артищева и С. И. Брызглова, проведя исследования и опрос студентов различных вузов и различных специальностей выявили, что основной причиной неуспеваемости студентов являются отрицательные бытовые условия, а именно отсутствие компьютера или ноутбука для подготовки к занятиям и выполнения заданных работ. На втором месте оказалось неудачное расписание занятий. На третьем и четвертом местах — отсутствие понятной учебной литературы и недостатки преподавания в самом вузе (устаревшее оборудование, непедагогичность сотрудников, недостаточное использование информационных технологий в преподавании и т. д.). Также студенты назвали семейные обстоятельства, пробелы в знаниях, отсутствие навыков учебного труда, лень, отсутствие интереса к обучению причинами неуспеваемости. Таким образом исследование показало, что на первый план выходят причины, связанные с организацией учебного процесса и дидактическими средствами обучения [1, с.26].

Многие исследователи считают основной причиной неуспеваемости неосознанный выбор студентом специальности, и, как следствие, отсутствие мотивации в обучении. Уже в процессе обучения многие студенты понимают, что хотели бы выбрать для себя совершенно другую профессию, студенты теряют интерес к обучению и учатся только ради диплома.

Успеваемость официально определяется степенью овладения знаниями, навыками и умениями, которые установлены учебной программой с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности. Отставание студента в усвоении какого-либо предмета можно обнаружить по таким признакам, как:

1.                  Студент не может самостоятельно решить поставленную задачу, наметить план её выполнения и указать, что нового получено в результате ее решения, не может объяснить цель выполненного им задания, путает порядок действий при решении задачи, не может проверить полученный результат.

2.                  Студент не изучает литературу и источники, рекомендованные преподавателем.

3.                  Студент не активен и отвлечен в моменты решения задачи, не проявляет инициативы при преодолении трудностей, либо когда требуется напряжение мысли и внимания.

4.                  Студент не реагирует на свои успехи и неудачи.

5.                  Студент не может воспроизвести определений, теорем, их доказательств, не понимает прочитанный текст, излагает свои мысли и понятия по заученному тексту и не может объяснить его своими словами.

Меры по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости.

Неуспеваемость студентов — это сложное дидактическое явление. Работа на всех уровнях (всего вуза, уровне факультета, курса, специализации, группы, индивидуально) должна быть взаимосвязанной, обеспечивающей комплексный подход для предупреждения и преодоления неуспеваемости. Профилактика и диагностика неуспеваемости — очень важные этапы.

Современная дидактика предлагает следующие пути преодоления неуспеваемости:

1.                  Педагогическая профилактика — поиск наиболее подходящих педагогических систем, в т. ч. применение активных методов и форм обучения, новейших педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю. Бабанский предложил для подобной профилактики концепцию оптимизации учебно-воспитательного процесса.

2.                  Педагогическая диагностика — систематический контроль и оценка результатов учебного процесса, своевременное выявление пробелов в знаниях. Для педагогической диагностики применяются беседы педагога и студента, наблюдение за трудным студентом, проведение тестов, анализ результатов. Ю. Бабанский предложил проведение педагогических консилиумов — совет педагогов по анализу и решению дидактических проблем неуспевающих студентов.

3.                  Педагогическая терапия — меры по устранению неуспеваемости студентов методом дополнительных занятий. На Западе применяются «группы выравнивания», их преимущества заключаются в том, что занятия в них проводятся после серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Такие занятия ведут специализированные педагоги, посещение занятий является обязательным.

4.                  Воспитательное воздействие — с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная воспитательная работа, т. к. неуспеваемость зачастую связана с плохим воспитанием.

Проблему преодоления неуспеваемости следует рассматривать как педагогическую задачу, для решения которой необходима разработка программы с алгоритмом оптимально решения. Решение предполагает под собой совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у студентов, учитывая их реальные возможности.

Работа со студентами со слабым развитием умственной деятельности должна заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

1.                  Создавать проблемные ситуации.

2.                  Активизировать самостоятельное мышление.

3.                  Организовывать сотрудничество студентов на занятиях.

4.                  Выстраивать позитивные отношения в группе.

Такой группе неуспевающих студентов рекомендуются задания, которые направлены на развитие мышления, памяти и внимания.

Работа со студентами, которые не желают учиться, должна:

1.                  Помочь студентам осознать необходимость получения знаний.

2.                  Развивать ответственность.

3.                  Поддерживать уверенность студента в собственных силах.

Работа с неуспевающими студентами должна осуществляться как на уроке, так и на дополнительных занятиях.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

1.                  специальных обучающих таблиц и схем для самоконтроля;

2.                  карточек — заданий, определяющих условие предлагаемого задания;

3.                  карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями;

4.                  карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

5.                  карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий:

-          Трёхвариантные задания по степени трудности — облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).

-          Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

-          Индивидуальные дифференцированные задания.

-          Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

-          Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.

-          Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.

-          Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам [3, с.5].

Выводы

Обучение и воспитание нового поколения — одна из важнейших задач национального масштаба. Неуспевающие студенты — это сложное и многогранное явление вузовской действительности, которое требует для решения разносторонних подходов при её изучении. Основными задачами педагогов являются развитие студентов и их заинтересованности в обучении и получении новых знаний, профилактика неуспеваемости, её своевременное диагностирование и принятие мер.

В. А. Сухомлинский писал: «Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Поэтому взаимодействие преподавателя и студента должно быть основано на оптимистическом отношении преподавателя к каждому студенту, которого он обучает. Преподаватель, на мой взгляд, должен верить в возможности и силы любого своего студента, выявить лучшие и сильные стороны в каждом студенте, и, опираясь на эти данные, вместе со студентом бороться с его слабыми качествами, вызывающими неуспеваемость и отставание в обучении. Для борьбы с этими недостатками преподаватель должен искать достоинства студента и создать такие условия, при которых каждый студент мог бы добиться успеха в той или иной области.

Немаловажным является жизнь студента в образовательном учреждении или в группе, способно ли его это окружение удовлетворить потребность студента в эмоциональном насыщении. Жизнь студента в вузе, колледже, учебный процесс, групповые и внеурочные занятия, вузовские мероприятия должны быть организованы так, чтобы в них мог принять участие любой студент. Эти занятия должны быть направлены на формирование и развитие у студента его личностных интересов и склонностей.

Стоит отметить, что целью образования является результат учебно-воспитательного процесса, к достижению которого стремятся как преподаватели, так и обучающиеся. И так как студенческий возраст — это особая пора жизни человека, именно в студенческом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека, меняется вся структура личности в связи с вхождением в новые социальные общности. Мотив к обучению у студента должен лежать внутри самой учебной деятельности или как можно ближе к её процессу. Достичь этого можно путем создания максимально интересного процесса обучения для студента, а также путем помощи студенту в формировании мотивов и установок, которые позволили бы ему испытывать удовлетворение от преодоления внутренних и внешних препятствий в учебной деятельности.

Немаловажным является создание на занятии педагогом «ситуации успеха», для того, чтобы помочь более сильным студентам реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности и помочь более слабым выполнить посильный для них объем работы.

 

Литература:

 

1.                  Артищева Е. К., Брызгалова С. И. «Неуспеваемость в вузе с точки зрения выпускников-дипломантов».

2.                  Гельмонт А. М. «Мотивация учебной деятельности студентов и академическая успеваемость в вузе / Вопросы методики преподавания в вузе» — М., 2003. — Вып. 5.

3.                  Сулейманова Н. Р. «Педагогическая работа с неуспевающими студентами», Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета.

4.                  Ильин Е. П. Мотивация и мотивы, — СПб.,2002.

5.                  Поташник М. М. Требования к современному уроку: Методическое пособие — М., 2008.

6.                  Цетлин В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение — М., 1977.

7.                  Шарипов Ф. В. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. Пособие — М, 2012.

8.                  Забрамная С. «Основы дефектологии» — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://1september.ru/articlef.php?ID=200404509.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle