Библиографическое описание:

Кучеров А. В. Показатели оценки эффективности и инновационного уровня развития промышленности регионов // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 438-441.

Основу промышленности субъектов Российской Федерации составляют крупные промышленные предприятия, имеющие градообразующее значение. Подавляющая часть этих предприятий контролируется частным капиталом. При достижении максимальной прибыли наиболее эффективной формой организации частного капитала является корпоративное управление, которое и получило широкое распространение в российской промышленности.

Стремление градообразующих предприятий увеличить собственную прибыль может нанести серьезный урон окружающей социально-экономической инфраструктуре. Вследствие сокращения затрат на содержание социально значимых объектов, инженерной и транспортной инфраструктуры ситуация в промышленных городах ухудшается. Низкие темпы инвестиционных вложений сказываются не только на устаревании основного промышленного оборудования, но и состоянии очистных сооружений, водозаборов и теплогенерации, обеспечивающих нужды и производства, и, возможно, населенных пунктов.

Данная проблема имеет на только территориальный, но и отраслевой аспект. Мониторинг и регулирование деятельности промышленных корпораций со стороны государства в различных отраслях должны стимулировать более ответственное отношение крупного частного бизнеса к социально-экономическим, коммунальным и экологическим вопросам. Должна быть создана система показателей промышленности регионов, направленная на объективную оценку деятельности ее предприятий и их влияния на социально-экономическую инфраструктуру и экологическую среду.

Например, при разработке Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года [1] в качестве критериев и индикаторов развития отрасли были выбраны три основных показателя:

1)        Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами. Целевое значение данного показателя к 2015 г. установлено в размере не менее 4 700 млрд. р. в ценах данного года.

2)        Доля химического производства и производства резиновых и пластмассовых изделий в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в целом по обрабатывающим производствам. Значение данного показателя должно возрасти с 10,2 % в 2006 г. минимум до 12,0 % в 2015 г.

3)        Производство ряда важнейших видов продукции — пластических масс и синтетических смол, химических волокон и нитей, синтетических каучуков и латексов — на душу населения. В индустриально развитых странах значения этих показателей, за исключением производства синтетических каучуков, в настоящее время в 2–4 раза превышают отечественные показатели. Конечно, данные показатели важны при оценке результатов развития промышленности, однако они не создают системного представления о ее состоянии и воздействии на внешнюю инфраструктуру.

Для целей дальнейшего стратегического планирования деятельности промышленности и ее отраслей следует разработать усовершенствованную систему показателей, на основании которой возможно дать комплексную оценку эффективности промышленного развития региона. При этом должны учитываться не только достигнутые текущие значения, но и проводится оценка интенсивности развития промышленности региона, темпов внедрения передовых производственных технологий.

Одним из таких показателей может стать объем налоговой нагрузки предприятий, который является наиболее значительным показателем, характеризующим, насколько пополняется региональный консолидированный бюджет за счет обязательных налоговых платежей. Налоговые доходы государственного бюджета перераспределяются по отдельным статьям расходования, среди которых социальная сфера занимает одно из важных мест. Расходы, связанные с финансированием социальной сферы, могут идти как на субсидирование объектов социальной инфраструктуры, так и индексацию доходов населения, что в любом случае стимулирует развитие социальной инфраструктуры.

Также следует обратить внимание на практику составления социальных отчетов, которая получила широкое распространение среди ведущих мировых государств. Стандартные социальные отчеты — это документы, содержащие данные о выполнении предпринимательскими структурами своих социальных функций в условиях рыночной экономики, — заполняют в обязательном порядке компании США, Канады и Евросоюза.

Наиболее популярными международными стандартами являются AccountAbility 1000 (AA1000) и Руководство по отчетности устойчивого развития, созданное в рамках Глобальной инициативы по отчетности (GRI). В России с 1 марта 2006 г. введен в действие разработанный Торгово-промышленной палатой РФ с участием ведущих российских деловых и научных организаций стандарт «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ». Он учитывает базовые международные принципы и требования, предъявляемые к отечественному бизнесу в современных условиях, однако носит лишь рекомендательный характер.

В настоящее время расходы российского бизнеса на социальные программы очень изменчивы и составляют от 8 до 36 % чистой прибыли [2]. Затраты на персонал и его численность находятся в компетенции лишь самого предприятия, что приводит к частым злоупотреблениям с нестандартными зарплатными схемами и масштабным сокращениям персонала, направленным на извлечение краткосрочной выгоды. Поэтому необходимо ограничить возможности промышленных предприятий в проведении политики, ведущей к серьезным негативным изменениям основных социальных индикаторов. В результате этого будет закреплена минимальная социальная ответственность бизнеса, обеспечивающая устойчивую внешнюю социально-экономическую обстановку.

Кроме группы социально-экономических показателей, в систему мониторинга промышленных предприятий должны также включаться экологические критерии и критерии инновационного уровня промышленности.

В государственных структурах экологического надзора требуется значительное обновление лабораторного оборудования в соответствии с новым европейским законодательством REACH (Registration, Evaluation and Authorisation of Chemicals). Кроме организации более действенного экологического мониторинга деятельности отечественных химических предприятий, это позволит осуществлять повышенный контроль за качеством импортной продукции и упростить порядок регистрации химической продукции, экспортируемой в страны Европейского Союза.

В группу показателей оценки инновационного уровня промышленности должны быть включены:

-          добавленная стоимость, созданная в процессе производства, млн. р. Показатель характеризует степень технологического развития производственной базы, его расчет проводится путем вычитания из производственной себестоимости материальных затрат;

-          доля высокотехнологичной продукции в общем объеме производства, %;

-          объем инвестиций в высокотехнологичных отраслях промышленности;

-          количество вновь созданных высокопроизводительных рабочих мест.

Дополненная система критериев оценки деятельности предприятий и промышленности в целом находит свое отражение и в экономико-математическом представлении модели формирования региональной промышленной стратегии на основе согласования интересов государства и бизнеса. Соответствующим образом рассчитываются следующие показатели (таблица 1).

Таблица 1

Формулы для расчета показателей оценки эффективности и инновационного уровня промышленности регионов

Наименование

Обозначения

Формула расчета

Основные социально-экономические показатели

Стоимость произведенной продукции, млн. р.

Vп

Vп ==Qn,EQi,GQi,RQi, AQi)

 

Добавленная стоимость, cозданная в процессе производства, млн. руб.

ДСп

ДСп =(Q,…, Qn, EQi,GQi, RQi, AQi)

 

Объем налоговых платежей в региональный бюджет, млн. р.

НПр

НПр =

Численность промышленно-производственного персонала, чел.

ППп

ППп = ,…, Qn, EQi,GQi, RQi, AQi)

Основные показатели оценки инновационного уровня промышленности

Доля высокотехнологичной продукции в валовом региональном продукте, %

ДВПВРП

ДВПВРП = ()*100 %

Объем инвестиций в высокотехнологичных отраслях промышленности, млн. р.

Vи =

Количество вновь созданных высокопроизводительных рабочих мест, ед.

Qврм

Qврм =  Qврмi

Основные экологические показатели

Объем выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, тыс. т

ВА

ВА = (Q,…, Qn, EQi,GQi, RQi, AQi)

Объем сброса сточных вод в поверхностные водоемы, млн. куб.

СВ

СВ = (Q,…, Qn, EQi,GQi, RQi, AQi)

Объем образования токсичных отходов, тыс. т

ТО

ТО = (Q,…, Qn, EQi,GQi, RQi, AQi)

 

В таблице приняты следующие условные обозначения:

n — количество предприятий, расположенных в исследуемом регионе, ед.;

Q,…, Qn — объемы производства 1-го, …, n-го вида продукции i-го предприятия на действующем основном технологическом оборудовании, нат. ед.;

EQi — объем доступной мощности при технологическом присоединении i-го предприятия к энергосети региона, МВт;

GQi — объем природного газа, доступный к отпуску i-му предприятию от близлежащей газораспределительной станции, тыс. м3;

RQi — объем грузоперевозок i-го предприятия по доступным железнодорожным путям, т;

AQi — объем грузоперевозок i-го предприятия по доступным автомобильным дорогам, т.

СВПi — стоимость высокотехнологичной продукции i-го предприятия, млн. р.;

ДСi — добавленная стоимость, созданная на i-м предприятии, млн. руб.

Аргументировано, что при анализе сценариев развития промышленности регионов следует учитывать, что каждый показатель из сформированной системы может или должен иметь ограничения, обусловленные либо действующим законодательством, либо нормативами, установленными на предприятиях или в регионах.

На основе предложенных показателей возможна организация мониторинга результатов промышленной деятельности как в разрезе отраслей, так и муниципалитетов, на территории которых расположены предприятия. Ежемесячно по результатам статистической и управленческой отчетности целесообразно проводить расчет фактических значений показателей, их сопоставление с планами, и в случае выявления существенных план/факт отклонений вносить изменения плановые параметры региональной промышленной стратегии.

 

Литература:

 

1.                  Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 г.: Приказ Минпромэнерго Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № 119 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система.

2.                  Бакша Н. В. Корпоративная социальная ответственность / Н. В. Бакша, А. А. Данилюк. — Тюмень, Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2012. — 292 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle