Библиографическое описание:

Матюшок В. М., Фоминых Е. В. Системный подход к управлению проектами на примере фармацевтического рынка // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 446-448.

В статье изложен системный подход в управление проектами на примере фармацевтического рынка. Выделена структура фармацевтического рынка РФ (в ценах производителей), обозначены ТОП-10 лидеров среди производителей. Также, представлены объемы спроса и объемы предложения фармацевтической продукции, проведено анкетирование среди респондентов по вопросам улучшения ситуации на рынке фармацевтической продукции.

Ключевые слова: системный подход в управлении, фармацевтический рынок, рынок фармацевтической продукции.

 

Системный подход учитывает всесторонние условия и комплексные взаимосвязи, которые дают возможность преподнести общероссийский фармацевтический рынок, как комплекс факторов, взаимодействующих объектов и субъектов. Это дает возможность моделировать реальные системы для упрощения реальных ситуаций. Системное управление связано с разработкой спецификаций для технических, организационных, стоимостных, временных и других параметров системы (то есть проекта) и дальнейшим управлением, планированием, проектированием, инжинирингом, закупками, выполнением и тестированием работ, требуемых для функционирования системы.

Фармацевтический рынок (по функциональному признаку) — это часть рынка потребительских товаров и услуг, анализ которого осуществляется с использованием системного, маркетингового и институционального подходов [9].

В последнее десятилетие 20-го века, фармацевтический рынок, динамично развивается. Данную тенденцию можно обосновать тем, что рынок фарм. препаратов считается лидирующим среди быстроразвивающихся и прибыльных секторов экономики. Темпы его роста составляют 8–14  % в год, чистая прибыль достигает 18  % от общего дохода, тогда как в других сферах этот индекс равняется около 5 %. Сегодняшний рынок фармацевтических товаров по собственным объемам отстает лишь от рынка пищевой продукции. Анализ показал, что в ближайшее время доля фармы вырастет до 30–35  % от общего объема потребительского рынка [10].

Ниже на диаграмме представлена структура фармацевтического рынка РФ в ценах производителей на октябрь 2014 года.

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2008

 

Среди ТОП-10 игроков в фармацевтической отрасли, лишь одна компания «ОТИСИФАРМ ОАО» является российским изготовителем.

Для повышения результатов развития рынка разработана государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013- 2020 годы». В масштабах данной программы, процент лечебных средств российского изготовления в общем объеме потребления (в денежном эквиваленте), к 2020 году возрастет до 50 %.

Что касается масштабов ввоза лекарственной продукции, то объемы снились на 4,1 % по сравнению с аналогичным периодом январь-сентябрь 2013 года [11]. Количество ввезенных в страну медикаментов составило 106,4 тысячи тонн на общую сумму 7,7 миллиардов долларов в период с января по сентябрь 2014 года. Основным поставщиком для России являются страны дальнего зарубежья (99,2 тысячи тонн лекарственных медикаментов) и СНГ (7,1 тысячи тонн лекарственных медикаментов).

Если говорить об экспорте, то основными потребителями российской фармацевтической продукции являются страны СНГ и бывшего СССР. Доля экспорта фармацевтической продукции увеличилась почти в два раза с 309 миллионов долларов до 638 миллионов долларов в период с 2009 по 2012 года [12].

Было проведено анкетирование, где респондентам было предложено оценить меры со стороны правительства, влияющие в наибольшей степени на сокращение объема импортных лечебных медикаментов на российском рынке.

Большинство респондентов, участвовавших в опросе, выдели 3 основных направления, развитие которых наиболее эффективно повлияло бы на уменьшение доли ввезенных фармацевтических товаров на территорию страны:

1)        стимулирование иностранных производителей к переходу на использование производства полного цикла путем предоставления различных льгот и преференций, в том числе налоговых (25 %);

2)        ограничение или запрет на участие иностранных (нелокализованных) производителей в сфере государственных закупок (24 %);

3)        государственная поддержка российских производителей путем предоставления субсидий и различных льгот/преференций, а также увеличение инвестиций в российские инновационные фармацевтические производства (20 %).

Анализ состояния российского фармацевтического рынка показал, что основными проблемами развития фармацевтической сферы в России являются отсутствие научных школ разработки новых лекарственных медикаментов соответствующих мировому уровню, отсутствие технологий способных довести данные разработки до производства, и производственные мощности, не соответствующие международных стандартам.

Перспектива развития рынка фармацевтической продукции заключается в выражении удовлетворенности потребностей населения в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения.

Основными тенденциями развития фармацевтического рынка в России являются:

1)        сокращение численности дистрибьюторов, в следствие чего, организация собственного производства и приобретение собственных аптечных сетей;

2)        увеличение доли (в стоимостном выражении) лекарственных средств иностранного производства и снижение доли (в стоимостном выражении) производства отечественной продукции

3)        увеличение доли аптечных сетей и аптечных учреждений.

Подводя итого всему вышесказанному, стоит отметить, что отечественный фармацевтический рынок имеет огромный потенциал для дальнейшего увеличение темпов роста, наряду с увеличением выручки от реализации, прибыли и прироста стоимости капитала компаний.

 

Литература:

 

1.         Артюхов И. П., Лунева Л. А., Богданов В. В. Организация и управление фармацевтической деятельностью: учеб. Пособие для студентов 4 курса очной и 5 курса заочной форм обучения по специальности 060108 65- фармация. Красноярск. 2010. С.5.

2.         Горлов, В. В. Состояние фармацевтического рынка России и показатели эффективности производственной деятельности фармацевтических организаций // Финансовая аналитика: проблемы и решения / В. В. Горлов. — № 7 (145). — 2013. С. — 22–27.

3.         Грачева, А. В. Трансформации структуры отечественного рынка лекарственных средств // Вестник экономики, права и социологии / А. В. Грачева, О. Н. Пушкарев. — № 1. — 2013. С. — 36–41.

4.         Грекул В. И., Коровкина Н. Л., Куприянов Ю. В. Проектное управление в фармацевтической сфере. Москва. 25.03.2014 г.

5.         Евстратов А. В. Основные тенденции слияний и поглощений на фармацевтическом рынке / Евстратов А. В. // Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Волгограде. — 2010. –№ 7. — С. 38–40.

6.         Евстратов А. В. Слияния и поглощения компаний на мировом фармацевтическом рынке / Евстратов А. В. // Известия ВолгГТУ. — Волгоград, 2010. — № 13. — С. 135–138.

7.         Измайлов А. М., Стрельцов А. В. Системный подход к повышению конкурентоспособности предприятия фармацевтической промышленности. Экономика. 23.04.2012г.

8.         Козыкин С. М. Анализ фармацевтического рынка на основе системного подхода. Российский государственный гуманитарный университет. Москва. 04.01.2012г.

9.         Управление и экономика фармации. В 4 т. Т.1 Фармацевтическая деятельность. Организация и редактирование/ под ред. Е. Е. Лоскутовой. М.,2008.С.54

10.     Иванов А. И., Хабриев Р. У. Теоретический подход к определению структуры фармпредприятий России // Ремедиум. 2008. № 5. С. 51–54

11.     Отчет Федеральной таможенной службы

12.     Информационный обзор подготовлен 17.09.2014 с привлечением специалистов аналитической службы Консалтинговой компании «Деларей» 

Основные термины: фармацевтического рынка, фармацевтической продукции, структура фармацевтического рынка, примере фармацевтического рынка, фармацевтический рынок, развития фармацевтического рынка, развитии фармацевтического рынка, лекарственных медикаментов, фармацевтического рынка в России, российского фармацевтического рынка, фармацевтического рынка Российской, Похожая статья, Развитие фармацевтического рынка, развития рынка, тонн лекарственных медикаментов, Козыкин С. М. Анализ фармацевтического рынка, рынка фармацевтической продукции, тысячи тонн лекарственных, рынок фармацевтической продукции, рынка пищевой продукции

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle