Библиографическое описание:

Кириллова В. В., Петкова О. А. Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов СПО // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 342-347.

Данная статья является результатом обобщения авторами опыта экологического образования и просвещения студентов через выполнение социально значимого исследовательского проекта, имеющего четко выраженную экологическую направленность. Статья выполнена в контексте идей образования для устойчивого развития нового интегративного направления в образовании, рассматривающего в неразрывном единстве проблемы экономики, экологии, социальной жизни и культуры и охватывающего региональный и местный уровни.

Работа включает теоретические и методические материалы и предназначена для педагогов- организаторов, классных руководителей, а также преподавателей предметников.

 

Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя.

Норберт Винер

В наступивший век высоких темпов всех видов материального производства проблема охраны природы приобрела на нашей планете исключительное значение. В России она стала одной из важнейших государственных задач. Практическое осуществление идей охраны природы во многом зависит от природоохранительного просвещения населения. Особая ответственность за его выполнение ложится и на образовательные учреждения. Вносимые человеком изменения в природу приобрели настолько крупные масштабы, что они превратились в серьезную угрозу нарушения существующего в природе относительного равновесия. Долгое время человек смотрел на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для него материальных благ. Но, сталкиваясь с отрицательными результатами своего воздействия на природу, он постепенно приходил к убеждению в необходимости более разумного ее использования и охраны.

В равные времена понятие «охрана природы» имело различный смысл. В конце XIX-начале XX в. охрана природы рассматривалась как охрана отдельных оскудевающих объектов природы путем изъятия их из хозяйственного пользования. И формы охраны природы сводились к созданию заповедников, запрету добывания редких животных, охране памятников природы.

В настоящее время под «охраной природы» принято понимать систему международных, государственных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнений и разрушения в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей как существующих, так и будущих поколений людей. Вместе с тем проблема охраны природы, загрязнения окружающей среды все больше становится не только естественнонаучной, но и острейшей социальной и политической проблемой. [1].

С каждым годом в мире растет понимание того, что, какими бы ни были различия между государствами и народами, мы все живем в одной общей Среде. В городе или поселке, в пустыне или в лесу мы зависим от состояния воды, воздуха, почвы. И когда этим общим для всех нас основам жизни угрожает беда, опасности подвергается все человечество. Напряжение в системе человек — окружающая среда достигло сегодня такого уровня, когда даже малый экологический дисбаланс со временем способен раскачать всю планету.

От того, как будут решаться эти проблемы, будет зависеть наше будущее. Эти вопросы волнуют весь мир, всю страну. Именно поэтому педагогическим коллективом колледжа было принято решение о создании социального проекта «Чистый город» на базе СПБ ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж».

Теоретические аспекты социального проекта

По опыту проведения экологических мероприятий мы убедились, что одним из эффективных инструментов реализации экологического просвещения и воспитания в соответствии с принципами устойчивого развития является привлечение студентов к социально-экологическим исследовательским проектам. Это позволяет через работу педагогов, студентов и их родителей над решением важных локальных и региональных проблем познакомиться с идеями устойчивого развития и осознать, что каждый может сделать свой посильный маленький вклад в сохранении благоприятной окружающей среды.

Для осуществления социально-экологического проекта используется прогрессивная форма организации образовательной деятельности — проектно-исследовательская. В соответствии с ФГОС в учебном заведении преподается предмет «Экологические основы природопользования», в рамках которого проектно-исследовательская деятельность наиболее эффективна.

Учебная исследовательская деятельность студентов получила в последние годы достаточно широкое распространение. Однако даже при грамотном руководстве она позволяет лишь подтвердить наличие тех или иных экологических проблем, но не предполагает их преодоление. Здесь и кроется одна из проблем экологического образования: результаты исследования не являются основанием для разработки стратегии улучшения экологического состояния окружающей среды, так как для этого необходимо учесть решение проблем экономических и социальных.

Социально-экологический проект на основе проектно-исследовательской деятельности является попыткой создания условий для актуализации комплекса социальных, экономических, экологических проблем знакомой местности в сознании студентов в контексте изучения, поиска подходов для решения и предупреждения экологических проблем своей местности.

Социально-экологический проект — это:

-        совместные активные действия разновозрастной группы студентов, в которую входят желающие участвовать в проектно-исследовательской работе;

-        исследовательская работа на уроках и во внеурочное время в течение целого года и более, что дает накопление знаний, опыта;

-        исследовательская работа в полевых условиях в течение теплого времени года, что дает накопление экспериментальных данных, необходимых для дальнейшего анализа, осмысления, обсуждения, презентации;

-        массовые мероприятия, экологические акции, в которых участвует колледж.

Социально-экологический проект обладает такими чертами, как:

-        продолжительность;

-        широта охвата территории;

-        массовый характер участия;

-        большой круг рассматриваемых проблем;

-        комплексный подход;

-        работа по единому плану;

-        возможность получения консультаций специалистов;

-        использование новых эффективных педагогических приемов;

-        донесение результатов деятельности до населения;

-        освоение навыка работы в коллективе.

На основе активной деятельности в ходе экологических экскурсий, практических занятий формируется активная жизненная позиция, воспитывается человек, обладающий гражданской и профессиональной ответственностью, способный реализовать свою индивидуальность в коллективной деятельности, способный преобразовывать и улучшать существующие условия во имя здоровья, благополучия нынешних и будущих поколений, не принося вреда природе. [3].

Каждый педагог, принявший на себя ответственность координировать и консультировать деятельность участников проекта, имеет право корректировать выбор целей, содержание и педагогические технологии на каждом этапе. Главное, чтобы они отражали:

1)      психофизиологические особенности обучающихся данного возраста, такие как уровень и вектор мотивации, тип ведущей деятельности;

2)      содержание экологического образования в интеграции с параллельно изучаемыми традиционными и предметами;

3)      возможность и необходимость выхода на практическую деятельность по решению изучаемых проблем совместно с местным сообществом.

Педагог может выбрать для выполнения только те этапы проекта, которые наиболее привлекательны с точки зрения возраста студентов, работающих по проекту, времени года, местных условий, опыта руководителя и др.

Коллективу из нескольких педагогов разных специальностей (педагоги –организаторы, классные руководители, преподаватели экологии, географии, биологии, химии, истории, литературы и др.) и группе студентов, состоящей из обучающихся разных курсов, по силам выполнить комплексный большой проект и получить настоящий целостный образовательный продукт.

Педагогу важно помнить, что задачи проекта и исследования должны лежать в зоне ближайшего развития и соответствовать возрасту обучающихся, то есть организация работы в рамках проекта требует учета возрастных психофизиологических особенностей студентов. Важно особое внимание уделить мотивационному компоненту проектной деятельности. Успех проектной деятельности определяется интересом к работе и ее посильностью. Поэтому темы работы выбираются исходя из содержания учебных предметов, изучаемых студентами.

Освоение нового знания обучающимися происходит только в момент его востребованности, поэтому необходимо создать педагогическую ситуацию перевода рассматриваемых экологических проблем в личностно-значимые. Для этого нужно в самом начале педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.

Проблематика исследований, представленная в их содержании, обеспечивает мотивацию включения студентов в самостоятельную работу и находится, во-первых, в области познавательных интересов обучающегося, во-вторых, в зоне его ближайшего развития.

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Следовательно, деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать студента возможности выбора индивидуальной формы работы.

Серьезное внимание, уделяемое созданию команды и ее работе, объясняется рациональным содержанием проектной деятельности. Ясно, что общественные проблемы, даже малые, в одиночку решить сложно, так как только группе заинтересованных единомышленников (состоящей хотя бы из двух человек) под силу внести заметные и устойчивые изменения в проблемную ситуацию.

Работа команд состоит из нескольких стадий:

-        подготовка к работе над проектом;

-        выбор и осмысление проблемы;

-        сбор информации;

-        разработка собственного варианта решения проблемы;

-        реализация плана действий команд;

-        подготовка к защите проекта;

-        презентация проекта;

-        рефлексия (анализ).

Эффективность деятельности по проекту требует следующих ресурсов: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонды и каталоги библиотеки, Интернет, аудио- и видеоматериалы и т. д.) и информационно-технологические (компьютеры и др. техника с программным обеспечением) ресурсы, организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки).

Результатом учебного социально-экологического проекта выступает приобретение опыта новой деятельности, главным в котором является способность создавать и защищать собственный результат проектной деятельности.

В образовательном процессе практическая польза проекта становится средством достижения обучающих целей проектной технологии.

Социальный, точнее, социально-экологический проект является новым уровнем проектно-исследовательской деятельности. При его выполнении важным результатом является достижение понимания подростком важности добровольного гражданского участия в решении актуальных социально-экологических проблем на уровне своего поселка, района, города, попытки найти и предложить свои варианты решения этих проблем. Не менее важным является умение грамотного привлечения внимания различных общественных организаций, властных структур к их решению [2].

Кроме всего вышеперечисленного, результатом социально-экологического проекта является:

-        опыт проектирования обучающимися деятельности для решения выявленных (подтвержденных) исследованиями экологических проблем;

-        опыт организации своей деятельности и деятельности населения, направленной на решение местных экологических проблем;

-        разработка стратегии по предотвращению ухудшений и улучшению состояния окружающей среды.

Социальный экологический проект «Чистый город» на базе СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж»

Целью работы педагога в рамках этого проекта является помощь:

-        в осознании всеми участниками проекта существования одной из самых актуальных современных проблем (для всех уровней: глобального, регионального, локального) — экологической проблемы;

-        в понимании того, что решение проблемы возможно только согласованными совместными действиями;

-        в освоении приемов «принятия решений, необходимых для обеспечения жизни нынешнего и будущих поколений»;

-        в содействииустойчивому развитию.

Цели и задачи проекта:

-        Привлечение внимания общественности к территории Фрунзенского района.

-        Мониторинг экологической обстановки во Фрунзенском районе.

-        Поиск проблемных и загрязненных участков района.

-        Воспитание экологической культуры среди студентов СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж».

-        Пропаганда и популяризация экологически сознательного поведения среди молодежи.

-        Вовлечение активной молодежи в экологическое движение.

-        Участие в экологических проектах и акциях, направленных на защиту окружающей среды.

Деятельность в рамках проекта предполагает его реализацию в течении всего учебного года. Формы реализации проекта: просветительская работа, трудовые десанты и акции.

Участники социального проекта: студенты 1–4 курсов, педагоги, родители, жители МО «Волковское» и в целом Фрунзенского района, администрация СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж» и администрация Фрунзенского района.

Этапы реализации проекта

Этап проекта

Содержание

Участники проекта

Подготовительный

Выбор проблемы, актуальной для социума. Обсуждение плана экологического проекта «Чистый город». Определение географии проекта.

 

Студенты и преподаватели «АТЭМК»

Основной

Деление участников проекта на группы.

Опрос жителей МО «Волковское» и жителей Фрунзенского района на предмет удовлетворенности состоянием окружающей их территории.

Изучение нормативно — правовой базы в области охраны окружающей среды.

Организация учебно-организационной практики для студентов 2–4 курсов на территории колледжа с целью поддержания чистоты и порядка в здании и на территории, принадлежащей колледжу.

Участие студентов всех курсов в месячнике по благоустройству города, а также в общественно –полезном труде по субботам.

Участие студентов, педагогов и представителей 72 муниципального округа Фрунзенского района СПБ в благоустройстве территории Фрунзенского района.

Помощь ветеранам Фрунзенского района в уборке их жилых помещений.

Участие совместно с центром экологических проектов «Равновесие» в акции Чистый берег.

Проведение дискуссии «Экология для технологии».

Организация на базе колледжа городской олимпиады для студентов СПО по экологии.

Участие в конкурсе презентаций.

Студенты, преподаватели, администрация «АТЭМК».

Представители администрации МО «Волковское», 72 МО и «Равновесие»

Заключительный

Освещение реализации проекта «Чистый город» — на сайте ОУ

Подведение итогов на общеколледжном классном часу и награждение особо активных участников проекта.

 

Студенты, преподаватели, администрация «АТЭМК».

Представители администрации МО «Волковское», 72 МО и «Равновесие»

 

Ожидаемые результаты проекта:

1.                  Повышенная социальная активность обучающихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

2.                  Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы студентов и принять их предложения по улучшению экологической ситуации во Фрунзенском районе.

3.                  Реальный вклад студентов и педагогов в изменение Экологической обстановки в районе и городе.

4.                  Положительные изменения в сознании обучающихся, повышение уровня общей культуры студентов.

5.                  Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

6.                  Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению экологической ситуации в местном сообществе.

7.                  Поддержание имиджа учебного заведения.

8.                  Расширение числа активных партнеров, следовательно — перенесение действия проекта на новые проблемные площадки.

9.                  Объекты рефлексивного анализа:

-        как я поступал(а) до участии в проекте?

-        как я буду поступать после того, как поучаствовал в проекте?

-        как людям общаться между собой в целях достижения соглашений?

-         какими знаниями и идеями хотелось бы поделиться с друзьями, соседями, и т. п.?

-        какая «роль» (организатора, критика, аналитика, и т. д.) удается вам больше всего при работе в группе?

-        изменилось ли ваше представление о собственных возможностях?

-        моя самая большая трудность при выполнении проекта;

-        мой самый большой успех при выполнении проекта;

-        какие вопросы появились у вас в результате работы над проектом?

-        в каких ситуациях и почему возникают препятствия, затруднения в принятии решений?

Вовлечение студентов в социальные проекты по их собственному решению имеет большое значение: участники проекта приносят помощь конкретным людям, а значит и обществу в целом; разностороннее общение с людьми разного социального статуса, возраста, соприкосновение с их проблемами, переживание и сочувствие, способствует нравственному развитию студентов.

Развитие социальных проектов способствует созданию благоприятных условий личностного развития студента. Принимая участие в акциях и мероприятиях, проводимых педагогами — организаторами, студент приобретает опыт общения с различными слоями населения, а так же приобретает опыт многообразной деятельности.

Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты — далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного — собственного желания и возможности выбора.

Участие студентов в социально значимых проектах — новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. И развивается она сейчас довольно бурно. И одна из основных причин этого –и свобода выбора. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как: умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы; умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой; умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать их в сложных жизненных ситуациях.

Важнейшей задачей является формирование у студентов, особенно у несовершеннолетних, навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Первокурсникам необходимо пропустить идею проектной деятельности   через себя, и тогда они поймут, что эта деятельность не просто развлечение. Главное здесь — активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель — желание изменить этот мир к лучшему.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию — это то, чем должен обладать каждый участник социального проекта для успешной работы.

В СПБ ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж» созданы все условия для организации проектной деятельности студентов это: акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления.

Взаимодействуя между собой в процессе деятельности, студенты приобретают:

-        умения работать в команде;

-        учатся разрешать конфликты;

-        несут ответственность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение социальных опросов, анкетирования).

После участия в проекте студенты стали другими, отмечают многие преподаватели, они стали уверенными в себе, научились отстаивать свою точку зрения. И главное — убеждать представителей власти, общественных организаций. Они идут в администрацию района, с уверенностью в своей правоте и в том, что их поддержат, а как же иначе, они ведь решают очень важную задачу для социума.

С помощью социального проектирования колледж решает очень важную задачу, воспитывает не просто образованных, а еще и нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, которые способны договариваться о сотрудничестве, отвечать и за себя, и за страну.

 

Литература:

 

1.      Ильясова И. С. «Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования»

2.      Соляник Н. С. «Организация экологического воспитания в образовательной организации среднего профессионального образования»

3.      Курбатов В. И., Курбатова О. В. «Социальное проектирование: природа, сущность, методология»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle