Библиографическое описание:

Дементьева Е. А., Соболев А. В. Разработка механизма экологически чистой утилизации высокотехнологичных бытовых отходов // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 333-336.

Изучение проблемы утилизации высокотехнологичных отходов бытового пользования. Поиск и описание возможных решений для улучшения экологической и экономической ситуации в России.

 

На современном этапе в нашей стране проблема утилизации бытовой техники заслуживает актуального внимания, т. к. потенциала утилизации практически не существует. В связи с тем, что бытовую технику и прочие электронные устройства выбрасывать на обычную свалку запрещено законом, а сдавать их на переработку порой бывает очень сложно, зачастую это требует времени и денег, то у законопослушных потребителей бытовой техники возникают большие проблемы, связанные с утилизацией.

По сведениям мэрии Москвы за год в столице формируется до 5,5 миллионов тонн разнообразных отходов. Согласно данным всемирной организации Greenpeace, 1 % от всего количества составляет автомобильный хлам, бытовая техника и прочие электронные устройства, т. е. собственно тот мусор, который выбрасывать на обычную свалку нельзя, что делать с таким мусором в городе пока ещё не придумали. Настоящая проблема существенно усугубилась в последние десятилетие, в связи со значительным ростом технического прогресса. Непрерывно зарождаются новейшие модели бытовой техники: телевизоры, сотовые телефоны и компьютеры. Устаревшая техника с появлением новых моделей заменяется, а что делать с прежней обличает значительную проблему, потому что количество мест её переработки крайне невелико.

С огромным сожалением можно констатировать факт, что современные российские госорганы не считают проблему утилизации электронного мусора особо существенной, а мировые компании, занимающиеся его переработкой, не находят Россию, в данном направлении, перспективным рынком.

В настоящее время в интернете представлено масса компаний, занимающихся вывозом и утилизацией бытовой техники за относительно незначительные денежные суммы, к сожалению, значительная доля настоящих компаний утилизацией не занимается, а просто вывозит электронный хлам на нелегальные свалки, причиняя урон окружающей среде. В оптимальном случае исправные детали от бытовой техники фирма перепродаст, а всё прочее опять же окажется на свалке.

Практически все мировые производители электронной продукции располагают собственными программами по утилизации своих продуктов, но на территории Российской Федерации подобные программы не действуют, потому что в российском законодательстве отсутствует законодательный акт, обязывающий фирму производителя заниматься переработкой своей продукции. В большинстве стран Европы подобные программы имеются и благополучно функционируют.

Пока в России отсутствуют какие-либо четкие программы утилизации бытовой электроники, наши граждане решают этот вопрос сами, как могут. В соответствии с данными опроса, проведённого одной из экологических организаций, ненужную бытовую технику отдают нуждающимся — 24 % опрошенных, хранят — 18 %, отвозят на дачу — 15 %.

Высокотехнологичные отходы — одна из наиболее быстрорастущих групп отходов. Ежегодно вырастая на 3–5 %, объемы таких отходов повышаются в 3 раза быстрее по сравнению с твердыми бытовыми отходами. Рост количества высокотехнологичных отходов приковывает все значительнее заинтересованность правительств, исследователей и частных лиц из-за их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Всего 15–20 лет назад высокотехнологичные отходы как класс практически отсутствовал. Главными поставщиками подобных отходов являлась военная промышленность, исследовательская деятельность, медицина. В указанный период количество покупаемой населением бытовой техники стало стремительно расти. В процессе эксплуатации бытовая техника выходила из строя, морально устаревала и естественно делалась ненужной.

В современное время стремительность появления новаций электроники и компьютерной техники является действительно беспрецедентной. Скорость старения бытовой техники тоже быстро растет и естественно увеличивается доля высокотехнологичных отходов.

Высокотехнологичные отходы насыщены вредными веществами такими как: свинец (на долю этого металла приходится более 40 % промышленных отходов), кадмий — он содержится в полупроводниках, резисторах и инфракрасных приемопередатчиках, ртуть, которая содержится в предохранителях и переключателях, бром имеется в дросселях блока питания и соединительных кабелях, изоляция проводов изготовлена из поливинилхлорида, который, устаревая и разлагаясь, выделяет канцерогены и сверхъядовитый диоксин.

Обостряет проблему и тот факт, что количество высокотехнологичных отходов растет по всему миру. Согласно некоторым исследованиям, одних только компьютеров, мобильных телефонов и телевизоров к 2015 году будет выбрасываться 9,8 млн. тонн.

Основываясь на изложенном можно сделать определённый вывод: в наше время, чтобы освободиться от старой или бесполезной бытовой электронной техники, проще найти того, кому бы она была нужна, чем заниматься её утилизацией. Помимо проблем, связанных с загрязнением окружающей среды токсичными компонентами всевозможной техники, складирование ее отходов на полигонах без переработки весьма расточительно, так как многие компоненты электротехнических изделий представляют большую ценность в связи с истощением природных ресурсов ряда редких элементов (платина, индий, галлий и др.).

Утилизация отходов — проблема всех больших городов, но главное злоключение в том, что Россия к решению вопроса оказалась не готова. Европейские страны, являясь средой потребления уже давно, проблему уничтожения и переработки отходов тоже решают давно, и подход к решению проблемы там комплексный, а в России фактически единственным способом уничтожения отходов остается «захоронение на полигонах», или попросту свалка.

Решение проблемы утилизации отходов возможно только за счет внедрения принципиально новых подходов.

Большинство развитых стран давно уже внедрили систему рециклинга. Рециклинг дословно означает «возвращение в оборот». Рециклинг — это не только использование отходов в качестве вторичного сырья, это основа системного подхода.

Например, во многих штатах США установлена плата за захоронение отходов. Утилизация является самым дешевым способом борьбы с отходами. В США запрещена организация новых открытых свалок, а захоронение и сжигание отходов с учетом соблюдения всех экологических норм оказывается в три раза дороже, чем переработка этих отходов во вторичное сырье. Во многих штатах приняты законы, согласно которым каждый округ под угрозой прекращения финансирования из фондов штата обязан к определенному сроку ввести рециклизацию некоторой части отходов на своей территории. Повсеместно запрещено захоронение автомобильных аккумуляторов.

В Германии Закон об экономическом рециклинге был принят еще в 1996 году. Данный закон сегодня многими экспертами признан образцом в вопросах организации авторециклинга. Основная идея заключается в том, что недостаточно сформировать правовые инструменты по проведению рециклинга, определить необходимые стандарты и нормы для установок, стоянок, способов маркировки деталей и обеспечить контроль потоков отходов к установкам по переработке и утилизации, но гораздо важнее обязать производителей уже на стадии разработки продукции добиваться уменьшения количества будущих отходов.

Решение проблемы утилизации высокотехнологичных бытовых отходов заключается в разработке рентабельной экономически выгодной схемы переработки бытовой электроники в Российской Федерации.

Приемлемым вариантом является создания одного крупного государственного органа, который будет заниматься приемом устаревшей, сломанной, вышедшей из эксплуатации электронной бытовой электронники и дальнейшей транспортировкой ее в один крупный пункт приема и переработки (рисунок 1).

В соответствии с представленной схемой государственный орган (ГО) будет располагать малыми конторами (МК) в большинстве городов РФ и перенаправлять отходы в крупный центр приема и переработки высокотехнологичных отходов (КЦПО). Ценные металлы и материалы, которые можно подвергнуть вторичной переработке направлять на предприятия по вторичной переработке данных материалов или в плавильные цеха (ПВП), затем эти материалы отправлять в новое производство.

Рис.1. Схема утилизации ВТО

 

Несмотря на то, что объемы отходов электроники постоянно увеличиваются, в российском законодательстве термина «высокотехнологичные отходы», или близкого по смыслу не существует. Утилизация таких отходов в подавляющем большинстве случаев ничем не отличается от утилизации обычных твердых бытовых отходов, то есть большинство их попросту оказывается на свалке, потенциально отравляя окружающую среду на годы вперед. Отдельными категориями в российском законодательстве выделяются опасные и радиоактивные отходы, при обращении с которыми действуют особые положения. Так как высокотехнологичные отходы не относятся ни к одной из этих групп, а их объемы и глобальное влияние на экосистемы стремительно возрастают, созрела очевидная необходимость выделения их в обособленную категорию.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо разработать отдельный законодательный акт «об обращении с высокотехнологичными отходами» или внести поправку в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». И внести следующие положения:

1.                  Высокотехнологичные отходы — электронное, компьютерное, бытовое и другое высокотехнологичное оборудование, вышедшее из строя или работоспособное, но потерявшее потребительские свойства, устаревшее, а также отдельные комплектующие, детали, периферию, сопутствующие и расходные материалы.

2.                  В целях совершенствования системы управления санитарной очисткой города, проведения контроля над деятельностью организаций, занятых вывозом высокотехнологичных отходов, и осуществления единой экономической политики, а также для качественного изменения ситуации, предлагается изменить существующую систему управления, введя функции единого по региону генподрядчика на переработку и захоронение высокотехнологичных отходов.

3.                  В субъектах Российской Федерации обеспечить строительство единого регионального центра по переработке и утилизации высокотехнологичных отходов на совокупные средства федерального и регионального бюджетов, а также на средства производителей электроники и бытовой техники.

4.                  Проекты региональных центров по переработке и утилизации ВТО должны пройти обязательную государственную экологическую экспертизу.

5.                  Обеспечить возможность организациям и частным предпринимателям при наличии соответствующей лицензии организовывать пункты сбора ВТО, с возможностью их дальнейшей транспортировки в региональный центр или утилизации на месте с соблюдением природоохранного законодательства.

6.                  Обязать организации и юридические лица, на балансе которых имеется высокотехнологичное оборудование ежегодно отчитываться о списанных, утилизированных изделиях.

7.                  Ввести дисциплинарную, административную и имущественную ответственность за нарушение законодательства регулирующего обращение с ВТО.

Помимо разработки законодательной базы, необходима пропаганда экологической ответственности, в частности, в области утилизации электротехнического оборудования. Необходима социальная реклама, общественные проекты, государственные инициативы.

Чем раньше порядок обращения с такими отходами будет закреплен на федеральном уровне, тем раньше утилизация старого оборудования станет привычной необходимостью, тем чище будет наше будущее.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle