Библиографическое описание:

Метелкина Е. Р. Профилактика межличностных конфликтов в подростково-юношеской среде в условиях средне-специального образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 813-815.

Конфликт по определению Н. В. Гришиной понимается как «биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, причём стороны представлены активными субъектами». [1]

Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт. Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами студенты и преподаватели, руководители и органы управления ими, психологи.

Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения. Стремление доказать независимость сопровождается типичными поведенческими реакциями: пренебрежительное отношение к советам старших, недоверие к критике, иногда даже открытое противодействие. В такой ситуации подросток вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, что приводит к повышенной подверженности групповому влиянию, которая обусловливает единство вкусов, стилей поведения, норм морали. [3]

Разнообразие взаимоотношений подростков с окружающим миром порождает сложную систему взаимообусловленных конфликтов.

Конфликты — неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться. Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что дети и учителя перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным качествам оппонента. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.

Межличностные конфликты — это конфликты между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов — как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость. [3]

Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности подростков социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. Профилактика конфликтов — это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия подростков, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

Наиболее эффективной формой предупреждения конфликта является устранение его причин. Деятельность по предупреждению конфликтов весьма разнообразна и, кроме того, является деятельностью многоуровневой. Существуют объективные обстоятельства, способствующие профилактике конфликтов: создание благоприятных условий для обучения и внедрение более увлекательных мероприятий затрагивающих общие интересы группы.

Формирование конфликта — спонтанный или целенаправленно организованный процесс возникновения и развития конфликта. Формирование конфликта может происходить как в результате воздействия независящих от основных его участников факторов (социальных субъектов), так и в результате спонтанных (иногда — продуманных и сознательных) действий самих оппонентов. Однако в любом случае присутствует взаимовлияние внешних по отношению к конфликту и внутренних факторов его формирования.

Формирование конфликта проходит по следующим стадиям: 1) возникновение объективной конфликтной ситуации; 2) осознание ситуации как конфликтной; 3) конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт); 4) завершение конфликта. Выделяют три типа конфликтной позиции: деструктивная (постоянно стремится к расширению и обострению конфликта, постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность, проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения), непродуктивная (пассивная, склонная к уступкам, непоследовательна в оценках, суждениях, поведении, легко соглашается с точкой зрения соперника, уходит от острых вопросов), конструктивная (стремится урегулировать конфликт, нацелена на поиск приемлемого решения для всех участников, личность отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику, открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна).

Было проведено исследование, которое проходило на базе Владимирского политехнического колледжа. В нем принимали участие студенты первого и третьего курса, обучающихся по специальности «Документационное обеспечение управления, архивоведение» в количестве 45 человек. Опрос проводился во 2 семестре для первого курса и в 6 семестре для третьего курса.

В работе использовались методики («Психологическая атмосфера в коллективе» Л. Г. Жедуновой, «Наши отношения», методика, составленная по книге Л. М. Фридман «Изучение личности учащегося и ученических коллективов»), и тест, предлагаемый В. И. Андреевым для обнаружения уровня конфликтности личности.

По результатам проведенных методик было выявлено, что степень и уровень конфликтности на первом курсе выше, чем на третьем. Это следует из того, что психологическая атмосфера в коллективе, в которую каждый учащийся привносит все свое: личностное, характерологическое, духовное, образовательное, интеллектуальное, а также все то, что отличает конкретного студента сиюминутно (настроение, самооценка, отношение к другим членам коллектива) по данным исследования на первом курсе на 20 % хуже, чем на третьем. При изучении взаимоприемлемости друг друга (дружба, сплоченность или, наоборот, конфликтность) было выявлено: на третьем курсе наличие 94 % одинаковых утверждений по опроснику, что свидетельствует о сплоченности коллектива, а на первом курсе всего лишь 47 % мнений, которые были одинаковы, что указывает на недостаточную сплоченность коллектива и отсутствия стремления к налаживанию конфликтных ситуаций в своей группе к концу учебного года.

Отсюда можно сделать вывод, что на первом курсе отсутствует единство коллектива, присутствуют лишь отдельные группировки по симпатиям, общие интересам и т. д., позитивная деятельность учащихся ограничена только рамками своей группы. Превалировали такие ответы, как «Участвую в одних видах деятельности группы и не участвую в других», что также говорит о невысоком уровне сплоченности исследуемой группы.

Для профилактики конфликтов на первом курсе предложены следующие варианты решения проблем:

1.                  Психологическое просвещение, заключающееся в приобщении педагогов и родителей к психологическим знаниям. Так как неотъемлемой частью формирования коллектива считаются кураторы групп, именно они могут приложить усилия для нормального сплочения группы.

2.                  Психопрофилактика: психолог образовательного учреждения имеет возможность проводить постоянную работу по предупреждению вероятного неблагополучия в психическом формировании группы.

3.                  Психоконсультирование, которое может включать организацию помощи в решении тех проблем, с которыми приходят учителя, учащиеся и родители. В ходе систематического отслеживания психолого-педагогического статуса учащегося.

4.                  Психодиагностика это способ проникновения во внутренний мир учащегося. Результаты обследования дают информацию по необходимости коррекции и развития коллектива. Результаты проанализированной информации могут использоваться при оценке эффективности профилактической или консультационной работы.

Мы согласны с мнением Сластенина В. А. о том, что в развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности, поскольку он не создается путем бесед и разговоров о коллективе. Именно этим объясняется, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Отсюда напрашивается два существенных вывода, что:

1)        в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности;

2)        деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни. [2]

Таким образом, можно сделать общий вывод: о том, что чем раньше будет изучаться студенческая группа на групповую сплочённость, тем раньше будет начата работа по формированию, развитию коллектива, способного разрешать или не допускать конфликтных ситуаций в группе. Ведь, на наш взгляд, именно коллектив является наиболее благоприятной средой для развития и обучения студентов.

 

Литература:

 

1.                  Н. В. Гришина Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 978–5-91180–895

2.                  В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с. ISBN 5–88527–171

3.                  Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle