Библиографическое описание:

Куличенко А. И., Сердцева О. А., Шпакова А. Е., Мамченко Т. В., Вечирко О. М. Мотивация достижения цели как один из способов повышения эффективности профессионального обучения // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 792-794.

В статье рассматриваются способы повышения эффективности обучения студентов в учреждениях профессионального образования. Когда главной заботой студента становится успеваемость, направление его усилий смещается с получения знаний и умений на «получение оценки», причем получения ее «любой ценой». Поиск путей преодоления такого отношения к процессу получения квалификации чрезвычайно труден.

Если исключить оценочные критерии, то одним из главных факторов в обучении является мотивация достижения цели. Преподавателю необходимо уделять большое внимание формированию познавательной мотивации, свободной от какой-либо прагматики.

 

В современной практике, в системе профессионального образования, имеется многообразие подходов к повышению качества подготовки специалистов, формированию профессионально значимых качеств у молодежи, их отношению к труду. Их авторы стремятся создать дидактические условия преодоления давно наметившегося равнодушия к знаниям, нежеланию учиться; развитию познавательных, а к концу обучения, профессиональных мотивов и интересов. Однако весьма часто активизация сводится или к усилению контроля за работой студентов, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных технологий [2].

Все чаще мы убеждаемся, что для повышения качества знаний необходимо включать в процесс познания студентов на уровне не только интеллектуальном, но и на уровне личностной и социальной активности. К сожалению, в силу имеющихся в сфере общего образования экономических и социальных проблем, молодежь приходит к нам из школы не только с различными, часто не соответствующими оценкам знаниями, но и с психологически перегруженная, «уставшая», не способная осмыслить цель образования.

В связи с этим, для студента результат образовательного процесса сводится, в большей или меньшей степени, к получению оценок по изучаемым дисциплинам.

Когда главной заботой студента становится успеваемость, направление его усилий смещается с получения знаний и умений на «получение оценки», причем получения ее «любой ценой». Поиск путей преодоления такого отношения к процессу получения квалификации чрезвычайно труден. Каковы же возможные пути?

Если исключить оценочные критерии, то одним из главных факторов в обучении является мотивация достижения цели. Преподавателю необходимо уделять большое внимание формированию познавательной мотивации, свободной от какой-либо прагматики.

Но при этом, в учебном процессе мотивацию достижения цели необходимо поставить на службу мотивации познания, а не наоборот, поскольку главными задачами педагогического процесса являются общее и профессиональное развитие личности специалиста-выпускника.

При этом, само понятие «достижение» не должно сводиться к представлению получения оценки и только. Достижение определенного, очередного рубежа — это этап и уровень обученности, которые выступают необходимым условием дальнейшего развития в содержании усвоения и осмысления преподаваемых знаний.

Что же влияет на степень активности обучаемого, на его желание получать не только отметки, но и знания? Что мешает гармонично развивать личности обучаемого? Вопросы эти, при кажущейся их простоте, не столь однозначны и легко, как этого хотелось бы, разрешимы. В первую очередь, у студентов необходимо развивать уверенность в том, что избранная ими специальность будет востребована и обеспечит им определенный социальный статус.

Опыт показывает, что часто в процессе обучения многие молодые люди меняют свое отношение к выбранной будущей специальности: те, кто пришел, как говорится к нам по призванию, вдруг охладевают к профессии и наоборот. Надо понимать, что на этапе становления специалиста наша задача не только научить, но и заинтересовать или по крайней мере не охладить интерес к познаниям. Как достичь этого? Только своим постоянным вместе с ними ростом и постоянным обучением, если учащийся видит ваше равнодушие и усталость — она уже механически передается ему. Преподаватель должен быть примером, в области специальности и примером профессионализма.

Наиболее действенным направлением повышения эффективности обучения является создание таких психолого-педагогических условий, при которых студент может занять активную позицию и наиболее полно сможет раскрыться, как субъект процесса обучения.

Без определенного уровня активности человека, выражающейся, хотя бы в элементарном понимании предмета, не может состояться простейший факт познания. Речь, прежде всего должна идти об активности студента, в выборе наиболее приемлемого для него индивидуального, самостоятельного метода познания или познавания предмета.

Обучение — это тяжелый последовательный труд. Учитывая то, что профессиональное образование является системой практикоориентированной, формирование умений и навыков здесь невозможно без наличия сформированных прочных знаний. Выполнение практических, лабораторных, курсовых и дипломных работ, написание рефератов, решение практических задач и в целом моделирование профессиональной деятельности, дает возможность выявить уровень готовности учащегося, подготовленность к обучению, степень способности усвоить заданный материал и, что наиболее важно, заинтересовать обучаемого.

Практика показывает, что студенты, заинтересованно относящиеся к изучаемой дисциплине, осваивают ее более успешно и как следствие, имеют наиболее высокие результаты учебной деятельности. Получается, что профессиональная мотивация и профессиональная направленность, не формируются, если в учебном процессе не представлены те или иные элементы будущей профессиональной деятельности. Это свидетельство в пользу подхода, обуславливающего ориентацию студента на будущую профессиональную деятельность, моделируемую в обучении [1].

 

Литература:

 

1.       Каргина Е. М. Особенности профильного обучения иностранному языку в контексте современных дидактических подходов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/06/7120.

2.       Мирошниченко Э. А. Организация самообразования студентов экономического вуза. Дис.... канд. пед. наук: 13.00.08: Запорожье, 1998, 190 c. РГБ ОД, 61:98–13/884–3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle