Библиографическое описание:

Попельников А. И. Стимулирование природоохранной деятельности на основе использования более экологически безопасного топлива // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 349-351.

Ключевые слова: экономика, экология, выбросы, бензин, газ, ГБО, Тюменская область

 

В настоящее время все больше и больше мы начинаем задумываться об экологической обстановке в нашем регионе, да и в целом по всей стране. Все больше автотранспорта становится с каждым днем на улицах городов, поселений, что достаточно негативно влияет на окружающую среду вокруг. [5]

Выбросы различных химических элементов от автомобилей, как грузовых, так и легковых, усложняют нашу жизнь, влияя на наше здоровье, которое достаточно сложно сохранить в настоящее время. Поэтому многие ученые и предприниматели задумываются о каких-либо альтернативных решениях, благодаря которым можно будет не только повлиять на экологическую обстановку в регионе, но и снизить затраты на топливо. Для более подробного рассмотрения вопроса и его решения, рассмотрим стимулирование природоохранной деятельности на основе использования более экологически безопасного топлива на предприятии сельскохозяйственной промышленности в Тюменской области ЗАО «Агрокомплекс Маяк». [1]

На предприятии ЗАО «Агрокомплекс Маяк» имеется в наличии 117 тракторов всех видов во всех структурных подразделениях, а так же 32 автомобиля, перевозящие грузы и легковые автомобили.

Предприятие наносит всем этим транспортом вред окружающей среде выбрасывая масла, аккумуляторы, обтирочный материал, выбросы в атмосферу в виде метана, окиси углерода и азота. [2,3]           

Предлагаем перевести автомобильный транспорт в количестве 14 шт. на газ. Т. е. установить газовое оборудование (ГБО), для обеспечение уменьшения выхлопов, газов, различных примесей в атмосферу. Таким образом предприятие будет оказывать наименьшее влияние на окружающую среду, а также произойдет уменьшение стоимости закупа дорогостоящего бензина.

Стоимость одного литра газа установлена на ближайшее время (12.01.2015 г.) в пределах 17 рублей.

Перевод автомобиля на газ не требует конструктивной переделки двигателя, а установка газобаллонного оборудования на такие автомобили станет экономически более выгодной операцией. [7]

С точки зрения экологической безопасности, природный газ также имеет явные преимущества перед бензином.

Анализ исследований учёных в области определения токсичности выбросов автотранспорта показывает, что при замене бензина сжатым газом выброс ядовитых веществ существенно уменьшается — по окиси углерода в 5–10 раз [3], по оксиду азота в 1,5–2,5 раза (рисунок 1).

Рис. 1. Сравнение выбросов СО, НС, NO2 и CO2 при использовании бензина и газа

 

На предприятии действуют 4 вида марок автомобилей, в таблице 1 представлены данные по нормам расхода бензина и газа, и соответственно стоимость сырья за 1 л./руб. А также стоимость переоборудования в Казанском районе Тюменской области. Стоимость колеблется в районе от 25 до 30 тысяч рублей за установку.

Таблица 1

Экономико-информационная схема переоборудования автотранспорта

Марка автомобиля

Кол-во шт.

Норма расхода бензина, 1 л/100 км

Норма расхода газа, 1 л/100 км

Стоимость бензина 1 л/руб. (АИ-92)

Стоимость газа 1 л/руб.

Стоимость переоборудования, руб.

ВАЗ 2107

6

10

11,5

32,2

16,9

26000

ВАЗ 2106

2

10

11,5

32,2

16,9

25000

ГАЗ 3110

2

12

13,8

32,2

16,9

27000

ГАЗель

4

16

19

32,2

16,9

28000

 

Плюсы установки газового оборудования, перевода автомобиля на газ:

1.      Цена на газ значительно ниже цены на бензин как следствие экономия финансовых средств (денег) на заправку автомобиля — на сегодняшний день разница в стоимости топлива 1,5–2 раза, при этом стоит отметить, что расход газа на 15–20 % больше, в сравнении с бензином популярных марок АИ-92, АИ-95.

2.      Уменьшение износа некоторых узлов, свечей зажигания, моторного масла, датчика кислорода и катализатора (нейтрализатора) отработавших газов.

3.      При дальних поездках возможность иметь двойной запас хода. У вашего автомобиля два «бака»: бак для бензина и баллон для газа. Машина едет на газообразном топливе и на бензине.

4.      Уменьшение возможной детонацией, в случае заправки некачественным бензином. Качество бензина постоянно вызывает нарекание со стороны автомобилистов, с качеством газа пока проблем нет и скорее всего никогда не будет.

5.      Для организаций один но очень весомый плюс — бензин можно слить, т. е. украсть.

Для наглядности предлагаю формулу, по которой при эксплуатации автомобиля на газе можно вычислить тот момент, когда вложенные в переоборудование деньги будут сэкономлены за счет разницы в цене: [6]

Ток = Цгбо/(Sm/ 100хРбхЦб — Sm/ 1OOx (Рб+10 %)хЦг),

где Цб — цена бензина;

Цг — цена газа;

Цгбо — цена оборудования с установкой;

Sm — пробег автомобиля в месяц;

Рб — расход бензина на 100 км.

Расход газа примем за Рб+10 %, ибо по общему убеждению именно настолько и вырастает расход;

Ток — время окупаемости, месяцев.

Подставив в данную формулу все требуемые значения, получаем месяцы, необходимые для окупаемости установки ГБО.

Рассчитаем для предприятия срок окупаемости оборудования.

1. Для автомобиля ВАЗ 2107

Количество автомобилей на предприятии равно 6 шт. Стоимость установки газового оборудования в Казанском районе колеблется на уровне 26000 руб./шт. пробег за год составляет около 58 тыс. год.

Ток = 26000/(4834/100х10х32,2–4834/100x(10+10 %)х16,9)=26000/(15565–8986)=26000/6589=3,9 месяца.

2. Для автомобиля ВАЗ 2106

Количество автомобилей на предприятии равно 2 шт. Стоимость установки газового оборудования в Казанском районе колеблется на уровне 25000 руб./шт. пробег за год составляет около 52 тыс. год.

Ток = 25000/(4334/100х10х32,2–4334/100x(10+10 %)х16,9)=25000/(13955–8049)=25000/5906=4,2 месяца.

3. Для автомобиля ГАЗ 3110

Количество автомобилей на предприятии равно 2 шт. Стоимость установки колеблется на уровне 27000 руб./шт. пробег за год составляет около 56 тыс. год.

Ток = 9800/(4667/100х12х32,2–4667/100x(12+10 %)х16,9)=27000/(18033 -10411)=27000/7622=3,5 месяца.

4. Для автомобиля ГАЗель

Количество автомобилей на предприятии равно 4 шт. Стоимость установки газового оборудования в Казанском районе колеблется на уровне 28000 руб./шт. пробег за год составляет около 63 тыс. год.

Ток = 28000/(5250/100х16х32,2–5250/100x(16+10 %)х16,9)=28000/(27048–15615)=28000/11433=2,4 месяца.

Таблица 2

Смета затрат переоборудования автотранспорта предприятия

Показатели

Факт 2015 г. (бензин)

Проект 2015 г. (газ)

+,-

Цена топлива для автомобиля, руб.

32,2

16,9

-15,3

Затраты д. с. на 100 км, руб.

322

169

-153

Кап. вложения на газовые установки, 14 шт./ тыс. руб.

-

372

-372

Средний срок окупаемости, мес.

-

3,5

-

Средний пробег, тыс. км. в год

57,25

>57,25

-

Общий пробег, тыс. км. в год

229

>229

-

Затраты на топливо тыс. руб./год

73,7

38,7

-35

Выбросы в атмосферу з. в., кол-во раз

-

<1,5–2

-

 

По выше написанным расчетам мы видим, что предприятию будет выгодно оснастить свой автопарк газовым оборудованием, т. к. срок окупаемости не более 3–5 месяцев при пробеге от 50000 км в год; снизятся выбросы в атмосферу окиси углерода и оксида азота в 1,5–2 раза, что для окружающей среды очень нужно и необходимо.

 

Литература:

 

1.                 Лютягина Е. А. Управление природопользованием В России и за рубежом. Правовое исследование: Монография / Е. А. Лютягина, 2012. — 133с.

2.                 Павлов А. Н.: Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2005 — с.139

3.                 Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. Минприроды РФ, НИИАтмосфера. С.-П., 2014 г.

4.                 Проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение ЗАО «Агрокомплекс Маяк»

5.                 http://omvlgbo.ru/services/tyumen-region/

6.                 http://elitgaz.ru/karta-zapravok/

7.                 http://ecotyumen.ru/ru/2010–09–13–12–45–31.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle