Библиографическое описание:

Кутрунова З. С., Максимова С. В. Особенности применения игровых образовательных технологий в преподавании специальных технических дисциплин в вузе // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 794-796.

Компетенции выпускников являются результатом освоения основных образовательных программ. Актуальной проблемой на этапе формирования компетенций становится оценивание уровней сформированности компетенций на различных стадиях обучения. Игровые методы относятся к активным методам обучения. Основной характеристикой этих методов является большой выбор вариантов решений конкретных практических профессиональных задач, [3]. Деловая игра является наиболее сложной формой игрового занятия. А. А. Вербицкий относит деловые игры к квазипрофессиональной форме деятельности студентов, [1]. Имитация реальной деятельности — это основная задача занятия в форме деловой игры.

Игру надо проводить после того, как прочитаны основные лекции курса и студенты теоретически подготовлены к участию в игре. Подготовка к проведению практического занятия в форме игры начинается с информирования студентов о форме проведения занятия, его теме и целях. Затем учебная группа должна быть разделена на подгруппы, определены ведущие в каждой из них, распределяны роли. Потом ведущие намечают круг вопросов, определяют наиболее важные для обсуждения. Для успеха игры необходимы аудитория, специально оборудованная для игр, средства отображения информации, средства управления, вычислительная техника.

В ходе игры студенты должны собрать и проанализировать информацию необходимую для принятия решений, оценить достоверность и объём информации, эффективность принимаемого решения. А также обучающиеся должны научиться работать в команде, потому что кроме профессиональных компетенций в игре также формируются коммуникативные качества и развиваются психологические качества человека, [2].

Время на принятие решения ограничено рамками занятия, вариантов решения проблемы в игре может быть много, это развивает продуктивное творческое поисковое мышление студентов. Перед игрой студентам предоставляется время на самостоятельную подготовку. Информационное обеспечение игры должно включать в себя описание ситуации, права и обязанности преподавателя и студентов, последовательность, содержание и распределение во времени отдельных стадий, этапов и шагов, порядок взаимодействия его участников, критерии оценки результатов с учетом сложности, план занятия, нормативные и справочные данные. В процессе игры руководитель должен обеспечивать её участников равномерной и непрерывной рабочей нагрузкой, избегать потери времени на ожидание решений и рабочих результатов.

Подготовка к проведению игры требует, как глубокого понимания процесса, так и больших временных затрат педагога. Преподавателем должна быть разработана система стимулирования и оценки деятельности студентов. Необходимо предвидеть и продумать ситуации, связанные с потерей времени и выходы их таких ситуаций. Преподаватель должен оценивать деятельность каждого студента индивидуально, поэтому надо выделить факторы, по которым будет происходить оценивание и установить пределы оценок обучения в новых условиях.

В конце игры обязательно должно быть обсуждение итогов, удобно проводить его методом конференции, чтобы каждый имел возможность выразить своё мнение. Руководитель обязательно должен подвести итоги игры и оценить работу каждого участника игры.

Игра, как метод обучения отличается не только активностью учеников, но и большим, по сравнению с традиционными методами, интеллектуальным и психическим напряжением студентов. Преподаватели, разрабатывая, планируя и проводя игровые занятия, должны ясно представлять себе и учитывать себе и учитывать их дидактические особенности. Необходимо указать, что игры в высшей школе являются одним из важнейших элементов волевой подготовки будущих специалистов. Участвуя в них, студенты приучаются решать профессиональные задачи в сложных, близких к реальным условиях, проходят своеобразную психологическую закалку.

Учебные деловые игры развивают и закрепляют у студентов навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и вести управление коллективом, принимать решения и организовать их выполнение.

Нами подготовлена и проведена деловая игра со студентами второго курса направления подготовки «Строительство», профиль подготовки «Городское строительство и хозяйство». Тема игры: «Управляющая компания выбирает фирму — производителя повысительных насосов». Цель проведения деловой игры — закрепление и актуализация знаний в опыт, углубление знаний после изучения теоретического материала по темам «Повысительные установки внутреннего водопровода» и «Водопроводные насосные станции»; развитие навыков поиска, сбора, обработки и анализа технической, экономической и другой информации; формирование умений работы в коллективе и с коллективом. Студенты были поставлены в реальную ситуацию: после ввода в эксплуатацию группы жилых домов выяснилось, что на верхних этажах зданий не хватает напора воды, или при реконструкции системы водоснабжения группы жилых домов необходимо поменять повысительные насосы.

Согласно общей методике подготовки и проведения деловых игр, студенты заранее выбирали себе роли представителей управляющей компании «Стабильность» — главного инженера, инженера отдела ПТО, начальника экономического отдела, мастера участка, секретаря-референта. Также можно было выбрать роль представителей разных производителей оборудования: насосного завода «Взлет», фирмы «Wilo», фирмы «Grundfos», Катайского насосного завода. Студенты, которые не определились с выбором роли, участвовали в игре в роли требовательных собственников квартир жилых домов. В ходе игры студенты могли поменятся ролями и предложить в них свои решения. В игре можно было отменить решение, которое оказалось неудачным, вернуться назад и принять другое, для того чтобы определить его преимущества и недостатки, по сравнению с уже опробованными. Объединяя теоретические знания и практику профессиональной деятельности по своей специальности, игроки видели последствия своих решений.

Игра проходила в учебной аудитории с мультимедийным оборудованием. По сценарию игры все происходит в офисном помещении управляющей компании. Объект имитации — заседание конкурсной комиссии по выбору поставщика насосного оборудования.

Секретарь-референт расставляет на столе воду и стаканы. За стол садятся представители управляющей компании, в зале находятся представители фирм производителей насосного оборудования и жильцы дома.

Главный инженер управляющей компании начинает собрание. Он должен проводить собрание согласно протоколу, в соответствии с Жилищным кодексом и законами, которыми руководствуются в настоящее время управляющие компании. Он сообщает дату, время и цель собрания, представляет участников, представителей фирм — производителей насосного оборудования. Далее озвучивает необходимые технические характеристики насосов — требуемые подача, напор и место установки насоса. Затем проводится жеребьевка для представителей фирм, определяется порядок их выступлений.

Собрание ведет главный инженер управляющей компании, который следит за очередностью выступлений, предлагает задавать вопросы выступающим.

Каждый представитель фирмы строит своё выступление согласно заранее полученному плану, который включает дату создания фирмы, место фирмы в мировом рейтинге производителей насосного оборудования, длительность работы на данном рынке, адрес представительства фирмы, место нахождения сервисной службы, технические характеристики и преимущества своего оборудования, правильные условия его эксплуатации.

Вопросы представителям фирмы могут задавать все участники игры, но согласно своим ролям. Выпускники профиля подготовки «Городское строительство и хозяйство» могут работать в качестве мастеров участков, поэтому им необходимо уметь правильно оценивать технические характеристики и условия обслуживания оборудования. В ходе игры мастера участков задали следующие вопросы: «Срок службы и порядок обслуживания сальникового (торцового) уплотнения насоса? Для насосов с частотно-регулируемым приводом по каким параметрам будет изменяться частота вращения насоса? Тип датчика давления? Где будет установлен? При установке датчика на коллекторе насосной установки будет ли взаимосвязь между давлением в диктующей точке и в коллекторе насосной станции?» Представителей жилых домов волновали другие вопросы: «Проведение реконструкции за счет кого будет проводиться? Как это отразится на счетах за коммунальные услуги?»

На эти вопросы отвечал начальник экономического отдела, который предварительно провел технико-экономическое сравнение вариантов. В ходе игры была создана реальная ситуация, когда собственники квартир на 1–2 этажах не собирались платить за реконструкцию, так как и при старом оборудовании перебоев с водоснабжением у них не было. Конфликтную ситуацию необходимо было разрешить юридически грамотно, объяснить, что коммуникации и оборудование являются общей собственностью и необходимо, чтобы все жильцы получали услуги в полном объеме. В конце игры главный инженер управляющей компании сообщает собранию об окончательном решении комиссии, какую насосную установку, какой фирмы и какой марки будут закупать для каждого жилого дома.

В ходе игры преподаватель занимал позицию сотрудничества, способствовал самореализации учащихся, развитию самоуправления. В конце игры преподаватель подвел итог игры и оценил работу каждого студента, указывая.

Для преподавателя дидактические игры являются довольно трудоёмким видом учебных занятий. Опыт показал, что один час работы в группе из двадцати человек над конкретной ситуацией потребовал 14 часов подготовительной работы. Наши временные затраты соответствуют цифрам, приведенным в работе [1].

На занятиях, предшествующих деловой игре преподаватель объяснял теоретический материал. Студенты были разбиты на группы участников игры и получили общие исходные данные, такие как расход в системе водоснабжения за сутки максимального водопотребления, за час максимального водопотребления и максимальный секундный, условия гарантированного и требуемого напора, затраты электроэнергии и стоимость.

В течение подготовительного периода были организованы консультации для рабочих групп. Представителям производителей было указано название фирм-изготовителей насосов и дано задание: подобрать одиночные насосы, насосные установки с постоянной частотой вращения, с частотно-регулируемым приводом по исходным данным. Данные по выбранному насосному оборудованию студенты должны были занести в таблицу. Необходимо было обратить внимание на достоинства предлагаемого оборудования и поинтересоваться недостатками аналогичного оборудования, производимого другими изготовителями. Материал студенты готовили в виде презентаций в программе Microsoft Office PowerPoint.

Для поддержания эмоциональной напряженности в течение всей игры в тайне от других участников игры преподавателем и выбранными им несколькими студентами были подготовлены провокации и «темные лошадки». Например, представитель фирмы — производителя труб из полимерных материалов выполнил расчет требуемого напора для другого материала труб, и повысительный насос оказался не нужен. Представитель управляющей компании хочет получить откат от фирмы, производящей самое дорогостоящее оборудование. Один из представителей фирмы — производителя оборудования был иностранцем и говорил на своем языке, при этом переводчик отсутствовал.

Проведенная деловая игра предоставила студентам возможность проверить свои профессиональные навыки в реальной ситуации и оценить правильность составления отчетов по расчетам и подобранному насосному оборудованию, получить навык подготовки доклада в виде презентации в программе Microsoft Office PowerPoint.

Участники игры — представители управляющей компании научились проводить сравнительный анализ по техническим и экономическим параметрам, предварительно изучив насосное оборудование, производимое разными фирмами.

Деловая игра формирует у студентов положительное отношение к профессии, понимание профессиональных задач, умение продолевать трудности, оценивать результаты и эффективность собственной деятельности. Кроме того, игровая форма проведения итогового занятия по теме позволяет преподавателю быстро увидеть пробелы в знаниях студентов и устранить их при подведении итогов.

 

Литература:

 

1.         Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.,1990, с.51

2.         Гуманитарные технологии преподавания в высшей школе: учеб.- метод.пособие/ кол.авторов; под ред.Т. В. Черниковой –М.: Планета, 2011. — 496с.

3.         Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание/ Н. Ф. Ефремова. — Москва, Издательство «Национальное образование», 2012 -416с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle