Библиографическое описание:

Фортова Л. К., Кужеков А. Ю. Учреждение культуры как средство формирования духовной культуры личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 856-858.

В статье представлен анализ деятельности и значения учреждения культуры как средства формирования духовной культуры личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Аргументировано, что эвохомологическая составляющая жизни молодых людей — важная предпосылка их духовной культуры.

Ключевые слова: учреждение культуры, духовная культура личности, мотивация, эвохомологическая и интегрирующая функции.

 

Социально-экономические преобразования российского общества проходят в перманентной борьбе с индифферентностью, индивидуализмом, прагматизмом и маргинальностью. Духовная культура личности инициирует эвохомологическую функцию, предполагающую рациональное проведение досуга, интегрирующую, позволяющую полноценно включаться в жизнь социума и способствующую осуществлению паритетного диалога.

Немаловажную роль в становлении духовной культуры личности играет смысложизненная функция. Курсанты образовательных учреждений ФСИН России призваны обеспечить защиту общества от правонарушений, помочь осуждённым встать на путь исправления и, исходя из этих задач, строить свою витальную и ментальную стратегию.

В деятельности учреждения культуры как автономной и саморазвивающейся системы носитель культуры — личность — представлена и в виде объекта, и в виде субъекта на основе взаимодействия уровней культурной жизни — социально-образовательной группы.

С какой целью посещают учреждения культуры курсанты образовательных учреждений ФСИН России? «С общественной природой мотивации человеческой деятельности связано влияние, которое оказывает на неё оценка, обусловленная общественными нормами, самооценка со стороны окружающих, особенно тех, мнением которых человек дорожит. Поскольку человек — существо социальное — ожидает и предвидит оценку, оценка влияет, воздействует на его деятельность, направляет его в ту или иную сторону, повышает или снижает её уровень». [1, с. 23]

Мотивация посещений учреждений культуры личностью генерирует её активность, инициирует действия, направляет на консолидацию усилий всех субъектов. В контексте педагогического опыта дегуманитаризация культуры в СМИ, слабые связи с семьёй, нивелирование механизмов социальной поддержки и одобрения креативных личностей не всегда вписывается в нормативную педагогику, ставит перед личностью выбор: становиться на путь деструктивного конфликта, либо искать возможности для проявления креативности в учреждениях культуры.

К большому сожалению, в современных социально-культурных реалиях немалой части молодёжи свойственно духовное потребительство, вещизм, прагматизм, склонность к эйфории, меркантилизм. Распространяется такая концепция жизни, когда высшим благом и целью становится материальное благополучие, экзистенциальный вакуум, гедонизм.

Учреждения культуры помогают курсантам образовательных учреждений ФСИН России в выполнении поиска конструктивного досуга, который должен стать основой духовной релаксации, возможность личного самоутверждения. Всё это расширяет границы и функции досуга, который становится «конструктивным ядром», репродуцирующим молодёжную субкультуру и социальные инициативы.

Наше исследование показало, что ряд социальных страт, посещающих учреждения культуры, обладают низким уровнем общей и коммуникативной культуры, индифферентностью к окружающим, переходящей порой в гетероагрессию. Негативной тенденцией явилось перепрофилирование в процессе реформ учреждений культуры, которые привели к сокращению числа специально предназначенных мест для культурной коммуникации, условий для самореализации личности в сфере досуга. Непродуманные изменения вызвали кульминацию деструктивных процессов, разрушающих личность и цивилизацию, стимулирующих эволюцию неинституциональных форм жизни, в которых личность пытается утвердиться и восполнить дефицит государственно-социальных условий самореализации.

Основное назначение деятельности учреждений культуры — педагогическое регулирование процесса досуга личности с целью приобщения её к креативности, диагностика и формирование первичной потребности в творческой деятельности, развитие рациональности, самостоятельности, инициативы как основополагающих субъективных условий формирования самодостаточной личности.

Мы разделяем точку зрения профессора Л. С. Жарковой в том, что природа творческой деятельности личности в учреждениях культуры целесообразно рассматривать, как результат и высшую форму отражательно-преобразовательной деятельности личности.

Деятельность воспринимается личностью и непосредственно, через ощущения, и опосредовано, через систему понятий и категорий. [2, с. 282]

Для развития творческих начал личности в учреждениях культуры, курсантам образовательных учреждений ФСИН России необходимо овладеть методологией и технологией развития абстрактного мышления, анализом, синтезом информации, уметь вырабатывать самостоятельные суждения по изучаемому вопросу. С помощью специалистов учреждений культуры курсанты посредством творческого мышления и воображения строят на основе отражения действительности идеальные конструкции, играющие значительную роль, воплощаясь в творческом процессе культурно-досуговой деятельности.

В изменяющихся социо-культурных реалиях современности гибкость мышления — необходимое условие делового и личного авторитета. Курсантам образовательных учреждений ФСИН России необходимо постоянно усовершенствовать свой профессионализм, овладевать новыми методиками и технологиями взаимодействия. Только духовно богатый, разносторонне развитый специалист, чётко представляющий своё предназначение, витальную и ментальную стратегию может наиболее эффективно реализоваться в обществе и как личность, и как профессионал, не теряющий интереса к жизни, людям, открытиям.

 

Литература:

 

1.                  Жаркова Л. С. Организация деятельности учреждений культуры. — М., 2010. С. 282.

2.                  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946. С. 23.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle