Библиографическое описание:

Одинцов А. И. Проблема интенсификации процесса обучения в современной педагогической науке // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 829-831.

Ключевые слова: интенсификация; обучение; процесс; подходы к обучению; система обучения.

 

Современный процесс обновления всех сфер общественной жизни, научно-технический прогресс выдвинули новые требования и задачи перед педагогической наукой и практикой, особенно в сфере специального обучения. Основная особенность современного процесса обучения по-прежнему заключается в том, чтобы за короткий срок дать обучаемым максимально большое количество необходимой им информации и научить их тому, что нужно практической деятельности. В условиях же рыночной экономики и научно-технического прогресса главным направлением обучения должно стать развитие у обучаемых способностей самостоятельно приобретать максимально большое количество действительно нужных им для деятельности знаний в единицу времени. Реализацией этого направления служит интенсификация процесса обучения.

Под интенсификацией процесса обучения понимается система технологических приёмов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса [8].

В связи с ускоренными темпами общественного развития возникает вопрос о том, как и чему обучать людей в кратчайшие сроки. Становится чрезвычайно важным вопрос: «Увеличивается ли срок обучения пропорционально росту объёма предметов, которые необходимо изучить?» И учёные отвечают на этот вопрос по-разному.

Так, западные учёные для всестороннего изучения данного вопроса организовали в 1971 году международный симпозиум, в котором принимали участие представители более 100 стран, в т. ч. из Великобритании, Германии, Франции, Италии и др. В результате обсуждения специалисты пришли к выводу, что основной тенденцией современной системы обучения является всесторонняя её интенсификация.

Советские ученые Л. В. Занков (1990), Ю. К. Бабанский (1987), Д. Б. Эльконин (1974), В. В. Давыдов (1996), О. П. Рассудова (1976), Ю. Б. Зотов (1984) и другие считали, что для интенсификации процесса обучения существуют два пути. Во-первых, поиск возможностей уменьшения, как в количественном, так и в качественном отношений разрыва между ростом научно-технического прогресса и непосредственно содержанием образования. Для этого необходимо разработать определённый стандарт, который бы позволил уплотнить программы занятий в различных учебных заведениях. Во-вторых, необходимо оптимизировать методики и содержание обучения в образовательных организациях.

При этом предусматривались следующие направления деятельности интенсификации процесса обучения:

-                   развивать у учащихся навыки активной, творческой, самостоятельной деятельности в ходе учебного процесса;

-                   изучение потенциала умственного развития обучаемых и выявление новых ресурсов их мыслительной деятельности;

-                   разработать психологические основы индивидуального и группового интенсифицированного обучения и др.

Исследование проблем интенсификации обучения занимают важное место в мировой педагогической науке, в трудах учёных разных стран.

В частности, болгарский учёный Г. Лозанов (1970) в течение нескольких лет успешно проводил опытно-исследовательскую работу по выработке эффективных методов ускоренного преподавания алгебры и геометрии в общеобразовательной школе, а в последующем — иностранного языка.

Профессор Калифорнийского университета Д. Сачман считает, что по мере снижения напряжения головного мозга человека слабеет его интеллектуальный потенциал. Поэтому не надо остерегаться усиления умственной деятельности. Его коллега, профессор Д. Бруннер, верит в то, что обучение имеет неограниченные возможности. В случае правильного выбора методов обучения, каждый человек может усваивать любые знания, независимо от его возраста (Чернилевский Д. В., Филатов О. К., 2002).

Следует подчеркнуть, что советские учёные доказали (Бабанский Ю. К., 1987; Герасимов В. Н., 1996; Дьяченко В. К., 1989; Давыдов В. В., 2000), что интенсификация обучения во всех учебных заведениях без исключения имеет очень важный социально-экономический эффект. Более того, обучение переподготовке людей в условиях рыночной экономики является одним из главных направлений обновления системы образования. При этом возрастают социальные требования к интенсификации обучения, которые позволяют повысить результаты учебного труда на единицу затраченного времени, переходить от пассивного и формального обучения, которое подчас имеет место, к творческой и активной учебно-познавательной деятельности.

Вместе с положительными сторонами, идея интенсификации обучения подвергается критике как «изнурительное» и «скучное» обучение (Герасимов В. Н., 1996; Калмыкова З. И., 1990; Коротков Э. Н., 1990). В ответ на это педагогическая практика доказывает, что интенсивное обучение является активным, увлекательным и интересным обучением. Его главное значение заключается в мобилизации всех внутренних (интеллектуальных, духовных, психологических и др.) возможностей человека.

В практике обучения бытует мнение, что для слушателей легче усваивать материал учебников, раздробленный на небольшие части. На самом деле такое мнение ошибочно. Это можно сравнивать с тем, что когда человек смотрит на картину с очень близкого расстояния, он не воспринимает её полностью, а только яркие краски отдельных частей.

Исходя из изложенного, следует, что главным направлением перестройки всей системы обучения является интенсификация учебного процесса. Она должна осуществляться целенаправленно и планомерно, готовить обучаемых для последующего специального обучения. Внедрение интенсификации позволит преодолеть формализм в обучении, перейти от догматизма к творческому построению учебного процесса.

В советской педагогике обоснованы такие подходы к обучению, как, например, концепция теоретического обобщения в обучении В. В. Давыдова, личностно-социально-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение и др. Они позволяют, в том числе и интенсифицировать процесс обучения (Чернилевский Д. В., 2002).

Обобщение результатов проведенных научных исследований и опыта ведущих педагогов (Бабанский Ю. К., 1987; Быков А. К., 2000; Герасимов В. Н., 1996; Занков Л. В., 1990) позволяет выделить ряд факторов интенсификации обучения:

-                   повышение целенаправленности обучения;

-                   усиление мотивации учебной деятельности;

-                   повышение информативной емкости содержания образования;

-                   применение активных методов и форм обучения;

-                   ускорение темпа учебных действий;

-                   развитие навыков учебного труда;

-                   использование компьютеров и других современных технических средств обучения.

Кроме факторов, в отечественной науке обоснованы принципы обучения, которые ориентируют педагогов на развитие активности учащихся, на организацию интенсивного обучения.

К принципам процесса интенсивного обучения относятся:

-                   принцип мотивации;

-                   принцип осознанности;

-                   принцип программирования деятельности;

-                   принцип оценки усвоения деятельности;

-                   принцип самостоятельности в познании;

-                   принцип активности.

Активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся посвящены работы М. А. Данилова (1957). Значительный вклад в активизацию познавательной деятельности обучающихся внесли работы педагогов и психологов М. И. Махмутова (1990), Т. В. Кудрявцева (1991), И. Я. Лернера (1981), посвященные организации проблемного обучения, созданию проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения, а также исследования, связанные с мотивацией к обучению, воспитанием у обучающихся познавательных потребностей.

Изучению вопросов интенсификации обучения посвящены научные исследования, проведенные в области педагогической психологии Н. А. Менчинской (1989) и Д. Н. Богоявленским (1996). В них широко раскрыта теория усвоения знаний, основанная на идее управления учением и включением его в целостный цикл восприятия.

В. В. Давыдовым (1977) была разработана теория использования содержательных обобщений для повышения результативности занятий, создания резерва времени для усиления развивающего влияния обучения. При изучении каждой темы слушателям вместо фактов, примеров или каких-либо данных доводятся некоторые обобщенные теоретические положения. Затем из них выводятся частные знания о явлениях предметного характера. Такой подход направлен на более плодотворное соотношение индуктивной и дедуктивной логики в обучении.

Б. Г. Ананьев (1996) в своих исследованиях обосновывает подход к формированию личности, основанный на сочетании в себе познания, обобщения и труда. Использование работ А. А. Бодалева (1996) и Б. Г. Ананьева, (1996) вносят весомый теоретический вклад в разработку актуальных проблем интенсификации учебного процесса.

Советские педагоги и психологи Н. Ф. Талызина, В. П. Беспалько, А. А. Золотарев внесли значительный вклад в развитие теории и практики программированного обучения, который способствует интенсификации обучения за счет управления процессом учебного познания.

Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина (1965) является одним из эффективных оснований для интенсификации обучения. Согласно этой теории познание должно проходить несколько этапов, способствующих интенсификации обучения.

Военные педагоги и психологи А. Г. Базанов, А. В. Барабанщиков, Д. П. Давыдов, В. И. Вдовюк, Н. Ф. Феденко, Э. Н. Коротков в своих исследованиях рассматривали проблемы интенсификации военного обучения.

Следовательно, в современной научной литературе достаточно широко раскрыто, как необходимо выстраивать звенья процесса обучения: его цели и задачи, организацию познавательной деятельности, определение методов, форм и средств обучения, мотивацию и стимулирование учения, контроль и анализ эффективности. Вместе с тем, теоретический анализ процесса интенсификации военного обучения представлен не в полной мере и нуждается в дальнейшем научном исследовании. Наиболее важным является необходимость обоснования такого подхода к обучению сотрудников, при котором весь учебный материал усваивался бы обучаемыми наиболее прочно и с высоким качеством. Именно такой подход в современной военной дидактике является интенсивным (Архангельский С. И., 1980; Барабанщиков А. В., 1968; Барабанщиков А. В., Давыдов В. П., Конюков Н. И., Феденко Н. Ф., 1987; Беспалько В. П., 1989; Биочинский И. В., 1993; Богоявлинский Д. Н., 1996).

Таким образом, анализ истории постановки и развития проблемы интенсификации обучения показывает, что основные идеи обучения людей в короткие сроки при высоком умственном напряжении зародились в глубокой древности. По мере развития общества, науки, образования и культуры они претерпели изменения в направлении теоретического обобщения, практической конкретизации и опытно-экспериментальной проверки. Научные положения интенсификации обучения нашли обоснование в трудах ученых многих стран и оказали существенное влияние на развитие интенсификации обучения.

 

Литература:

 

1.         Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980.

2.         Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М.: Педагогика 1987.

3.         Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

4.         Быков А. К. Теория и практика развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы: Диссертация д-ра пед. наук. М.:ВУ, 2000.

5.         Гальперин П. Я. Основные результаты исследований, формирование умственных действий и понятий. – М:, 1965.

6.         Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

7.         Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие.–М., 1989.

8.         Технология интенсификации процесса обучения. – Интернет-публикация. Кривошеина Е.Ю.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle