Химический эксперимент как важный аспект преподавания химии в академических лицеях и профессиональных колледжах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Атоев, Э. Х. Химический эксперимент как важный аспект преподавания химии в академических лицеях и профессиональных колледжах / Э. Х. Атоев, М. Х. Холлиева, М. Р. Кувончева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 727-728. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15165/ (дата обращения: 25.04.2024).

В статье обсуждается организация и проведения химических экспериментов, функции и формы этих экспериментов в академических лицеях и профессиональных колледжах.

Ключевые слова: химический эксперимент, учебный эксперимент, демонстрационный эксперимент, познавательная функция, воспитывающая функция, развивающая функция.

 

Преподавание основ химии в академических лицеях и в профессиональных колледжах (АЛ и ПК) не может совершенствоваться без соответствующей организации химического эксперимента. Химический эксперимент — источник знания о веществе и химической реакции — важное условие активации познавательной деятельности учащихся, воспитания устойчивого интереса к предмету, а также представлений о практическом применении химических знаний.

Реализация экспериментальной части программы требует от учителя химии высокой и всесторонней профессиональной подготовки, глубокого понимания роли химического эксперимента в учебно-воспитательной процессе, творческой активности в применении эффективных методов обучения.

Эксперимент позволяет выделить и изучить наиболее существенные стороны объекта или явления с помощью различных инструментов, приборов, технических средств в заданных условиях. Эксперимент может быть повторен исследователем в случае необходимости. Это в значительной мере определяет основную функцию научного эксперимента: получение достоверных данных об окружающей действительности. Учебный эксперимент отличается от научного тем, что результаты его известны, условия его проведения подобраны так, что в процессе проведения опытов или их наблюдения учащиеся должны обнаружить известные признаки реакции и прийти к ожидаемым результатам.

Эксперимент и связанные с ним наблюдения необходимы уже при формировании первоначальных химических понятий. Их роль возрастает при изучении теоретических вопросов химии, при определении свойств простых веществ и соединений элементов периодической системы, важнейших классов органических веществ, а также при выявлении генетической связи важнейших классов неорганических и органических веществ.

Важное учебно-воспитательное значение имеет химический эксперимент и для политехнической подготовки учащихся: ознакомление их с основами химического производства, его особенностями, условиями протекания химических реакций.

На основе восприятия наблюдаемых явлений у учащихся формируются представления, а затем понятия. Такой индуктивный путь познания свойствен первоначальному этапу обучения химии. Постепенно этот путь познания дополняется другим — дедуктивным. После того как учащиеся вооружились теорией, приобрели практические умения и навыки, эксперимент становится не только источником знаний новых фактов, но и методом проверки суждений, нахождения неизвестного.

Для понимания сущности изучаемого предмета или явления химический эксперимент часто дополняют другими средствами наглядности — таблицами, моделями, виртуальными пособиями.

Ученический эксперимент составляют лабораторные опыты, выполняемые фронтально или группой в процессе изучения, закрепления и проверки нового материала, а также практические занятия, решение экспериментальных задач по вариантам после изучения отдельных тем программы. Перспективной формой является практикум, проводимый в виде отдельных обобщающих работ после завершения всего курса химии.

Основное требование ко всякому химическому опыту — это требование полной безопасности его для учащихся.

Таким образом, химический эксперимент пронизывает все темы курса химии, способствуя раскрытию его содержания и являясь своеобразным методом обучения. Для успешного проявления познавательной, воспитывающей и развивающей функций химического эксперимента важную роль играют его техническое оснащение, рациональная организация постановки опытов и включения их в учебный процесс.

 

Литература:

 

1.         Ахмеров К. О развитии химической науки в Узбекистане. //Химия в школе. — 1992. № 6. — С. 17–18.

2.         Архангельский С. И., и др.. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в педагогических исследованиях. — М.: Педагогика, 1975. — 68 с.

3.         Янушкевич Ф.Технология обучения в системе высшего образования. — М.: Высш. школа, 1986. — 135 с.

Основные термины (генерируются автоматически): химический эксперимент, курс химии, развивающая функция, учебный эксперимент, эксперимент.


Ключевые слова

химический эксперимент, учебный эксперимент, демонстрационный эксперимент, познавательная функция, воспитывающая функция, развивающая функция., развивающая функция

Похожие статьи

Роль химического эксперимента в решении познавательных...

Одним из важнейших средств обучения химии является химический эксперимент.

Химический эксперимент играет основную роль в успешном решении учебно-воспитательных задач при обучении химии

Химический эксперимент как средство установления...

Химический эксперимент играет ключевую роль в преподавании химии в школе. Это основной и специфический метод обучения, который непосредственно знакомит с химическими явлениями и одновременно развивает познавательную деятельность учащихся.

Исследование качественных реакций на катионы на внеурочных...

Химический эксперимент-это надежный способ, позволяющий в процессе обучения связать теорию и практику. Еще одна причина, которая приводит к снижению интереса к химии, связана с дефицитом учебного времени.

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

Шарипов Ш. Р., Шеранова М. Б., Алимкулов С. О., Рустамов А. Ш. Преподавание курса химии и практические работы по решению экспериментальных задач

Дидактическая функция экспериментальных задач выражается в контроле знаний и практических умений учащихся.

Эффективное средство формирования исследовательской...

Однако наиболее перспективной и актуальной считаю — химический эксперимент. В школьном курсе химии эксперимент является не только методом исследования, источником и средством нового знания, но и своеобразным объектом изучения.

Некоторые элементы организации химического эксперимента...

Ключевые слова: экологическое образование, химический эксперимент, безвредные соединения, индикатор, экспериментальные

Вопросы сочетания химического эксперемента с элементами экологии в школе применительно к курсу химии изучены недостаточно.

Эксперименты как моделирование лабораторной работы...

Эксперименты, которые применяются для организации учебных процессов, называют

В сравнении с научными экспериментами они имеют функцию способствования познанию или

Если, к примеру, речь идет о том, чтобы изучить с учащимися по химии или по строительству...

Применение экспериментальных задач в современном уроке...

Преподавание курса химии и практические работы по решению экспериментальных задач. Развитие продуктивного мышления школьников через решение экспериментальных задач по физике. Эксперимент на уроке физики и во внеурочное время.

Роль химического эксперимента в решении познавательных...

Одним из важнейших средств обучения химии является химический эксперимент.

Химический эксперимент играет основную роль в успешном решении учебно-воспитательных задач при обучении химии

Химический эксперимент как средство установления...

Химический эксперимент играет ключевую роль в преподавании химии в школе. Это основной и специфический метод обучения, который непосредственно знакомит с химическими явлениями и одновременно развивает познавательную деятельность учащихся.

Исследование качественных реакций на катионы на внеурочных...

Химический эксперимент-это надежный способ, позволяющий в процессе обучения связать теорию и практику. Еще одна причина, которая приводит к снижению интереса к химии, связана с дефицитом учебного времени.

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

Шарипов Ш. Р., Шеранова М. Б., Алимкулов С. О., Рустамов А. Ш. Преподавание курса химии и практические работы по решению экспериментальных задач

Дидактическая функция экспериментальных задач выражается в контроле знаний и практических умений учащихся.

Эффективное средство формирования исследовательской...

Однако наиболее перспективной и актуальной считаю — химический эксперимент. В школьном курсе химии эксперимент является не только методом исследования, источником и средством нового знания, но и своеобразным объектом изучения.

Некоторые элементы организации химического эксперимента...

Ключевые слова: экологическое образование, химический эксперимент, безвредные соединения, индикатор, экспериментальные

Вопросы сочетания химического эксперемента с элементами экологии в школе применительно к курсу химии изучены недостаточно.

Эксперименты как моделирование лабораторной работы...

Эксперименты, которые применяются для организации учебных процессов, называют

В сравнении с научными экспериментами они имеют функцию способствования познанию или

Если, к примеру, речь идет о том, чтобы изучить с учащимися по химии или по строительству...

Применение экспериментальных задач в современном уроке...

Преподавание курса химии и практические работы по решению экспериментальных задач. Развитие продуктивного мышления школьников через решение экспериментальных задач по физике. Эксперимент на уроке физики и во внеурочное время.

Похожие статьи

Роль химического эксперимента в решении познавательных...

Одним из важнейших средств обучения химии является химический эксперимент.

Химический эксперимент играет основную роль в успешном решении учебно-воспитательных задач при обучении химии

Химический эксперимент как средство установления...

Химический эксперимент играет ключевую роль в преподавании химии в школе. Это основной и специфический метод обучения, который непосредственно знакомит с химическими явлениями и одновременно развивает познавательную деятельность учащихся.

Исследование качественных реакций на катионы на внеурочных...

Химический эксперимент-это надежный способ, позволяющий в процессе обучения связать теорию и практику. Еще одна причина, которая приводит к снижению интереса к химии, связана с дефицитом учебного времени.

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

Шарипов Ш. Р., Шеранова М. Б., Алимкулов С. О., Рустамов А. Ш. Преподавание курса химии и практические работы по решению экспериментальных задач

Дидактическая функция экспериментальных задач выражается в контроле знаний и практических умений учащихся.

Эффективное средство формирования исследовательской...

Однако наиболее перспективной и актуальной считаю — химический эксперимент. В школьном курсе химии эксперимент является не только методом исследования, источником и средством нового знания, но и своеобразным объектом изучения.

Некоторые элементы организации химического эксперимента...

Ключевые слова: экологическое образование, химический эксперимент, безвредные соединения, индикатор, экспериментальные

Вопросы сочетания химического эксперемента с элементами экологии в школе применительно к курсу химии изучены недостаточно.

Эксперименты как моделирование лабораторной работы...

Эксперименты, которые применяются для организации учебных процессов, называют

В сравнении с научными экспериментами они имеют функцию способствования познанию или

Если, к примеру, речь идет о том, чтобы изучить с учащимися по химии или по строительству...

Применение экспериментальных задач в современном уроке...

Преподавание курса химии и практические работы по решению экспериментальных задач. Развитие продуктивного мышления школьников через решение экспериментальных задач по физике. Эксперимент на уроке физики и во внеурочное время.

Роль химического эксперимента в решении познавательных...

Одним из важнейших средств обучения химии является химический эксперимент.

Химический эксперимент играет основную роль в успешном решении учебно-воспитательных задач при обучении химии

Химический эксперимент как средство установления...

Химический эксперимент играет ключевую роль в преподавании химии в школе. Это основной и специфический метод обучения, который непосредственно знакомит с химическими явлениями и одновременно развивает познавательную деятельность учащихся.

Исследование качественных реакций на катионы на внеурочных...

Химический эксперимент-это надежный способ, позволяющий в процессе обучения связать теорию и практику. Еще одна причина, которая приводит к снижению интереса к химии, связана с дефицитом учебного времени.

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

Шарипов Ш. Р., Шеранова М. Б., Алимкулов С. О., Рустамов А. Ш. Преподавание курса химии и практические работы по решению экспериментальных задач

Дидактическая функция экспериментальных задач выражается в контроле знаний и практических умений учащихся.

Эффективное средство формирования исследовательской...

Однако наиболее перспективной и актуальной считаю — химический эксперимент. В школьном курсе химии эксперимент является не только методом исследования, источником и средством нового знания, но и своеобразным объектом изучения.

Некоторые элементы организации химического эксперимента...

Ключевые слова: экологическое образование, химический эксперимент, безвредные соединения, индикатор, экспериментальные

Вопросы сочетания химического эксперемента с элементами экологии в школе применительно к курсу химии изучены недостаточно.

Эксперименты как моделирование лабораторной работы...

Эксперименты, которые применяются для организации учебных процессов, называют

В сравнении с научными экспериментами они имеют функцию способствования познанию или

Если, к примеру, речь идет о том, чтобы изучить с учащимися по химии или по строительству...

Применение экспериментальных задач в современном уроке...

Преподавание курса химии и практические работы по решению экспериментальных задач. Развитие продуктивного мышления школьников через решение экспериментальных задач по физике. Эксперимент на уроке физики и во внеурочное время.

Задать вопрос