Библиографическое описание:

Бырдина О. Г., Сахарова Ю. П. Формирование коммуникативной компетентности младших подростков во внеучебной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 735-737.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что человеческое общество немыслимо вне общения. Для младшего подростка общение выступает необходимым условием, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Младший подросток общается всегда, ведь общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между другими подростками.

Для того чтобы перейти к рассмотрению особенностей, мы рассмотрим термин коммуникативная компетентность.

Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Такого рода компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению. Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности. Средства регуляции коммуникативных актов являются частью человеческой культуры, и их присвоение и обогащение происходит по тем же законам, что и освоение, и преумножение культурного наследия в целом [9].

Обращаясь к теоретическому аспекту вопроса, мы видим в исследованиях Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, А. Н. Леонтьева, Б. Р. Ломова, В. Н. Мясищева, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта [6]. В общении люди раскрывают свои личностные качества. Авторы подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие, и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности [2].

Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г. М. Андреевой, мы выделяем комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению:

1)      межличностной коммуникации;

2)      межличностного взаимодействия;

3)      межличностного восприятия [1].

Первый вид умений включает в себя использование и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации и т. д. Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи, к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение и организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение [1].

Таким образом, владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с людьми и поддерживать его была определена как коммуникативная компетентность рядом исследователей Ю. М. Жуков, Л. А. Петровский, П. В. Растянников и др. В социальной психологии в структуре общения выделяются три основных компонента: коммуникативный обмен, взаимодействие и восприятие человека человеком [5].

Структура коммуникативных умений определила в нашем исследовании компоненты формирования коммуникативной компетентности младших подростков: когнитивный, функционально-деятельностный и рефлексивно-оценочный [6].

Когнитивный компонент включает в себя знаний о том, каким образом необходимо строить общение, как можно наладить эмоциональный контакт, преодолеть барьеры общения, предупредить и разрешить конфликтную ситуацию.

Функционально-деятельностный компонент рассматривает как системообразующий фактор, обеспечивающий упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирования и развития её основных элементов и связей.

Рефлексивно-оценочный компонент характеризуется устойчивой мотивацией самопознания, саморазвития и самосовершенствования в коммуникативной деятельности [6].

Основываясь на понимании подросткового возраста как этапа, характеризующегося качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь, отметим возрастные особенности данного возраста.

Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности [12]. В процессе коммуникации перед подростками возникает необходимость договориться, заранее спланировать свою деятельность. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т. е. умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Общаясь со сверстниками, подросток учится управлять действиями партнера, контролирует их, показывает собственный образец поведения, сравнивает других ребят с собой [3].

Для эффективного формирования коммуникативной компетентности у подростков необходимо правильно организовать внеучебную деятельность. Внеучебная деятельность школьников — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [9].

Организация внеучебной деятельности, в нашем исследовании, включает реализацию следующих педагогических условий:

1.         стимулирующе-мотивационных (мотивация подростков к коммуникации с помощью положительного настроя на общение);

2.         содержательно-технологических (использование активных методов: дискуссионных методов, ролевых игр, дебатов и. т.д.);

3.         организационно-реализационных (реализация программы сенситивного тренинга, направленного на формирование коммуникативной компетентности у подростков во внеучебной деятельности).

Существует множество путей получения сведений о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. Весьма эффективны активные групповые методы, которые можно условно объединить в три основные блока:

-        дискуссионные методы;

-        игровые методы;

-        сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятие себя как психофизического единства).

Благодаря механизму дискуссии со сверстниками ребёнок отходит от черт эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения другого. Групповая дискуссия повышает мотивацию, и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях [2].

Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на операционные и ролевые. Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т. е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.

Больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры. В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков [9].

Особенностью сенситивного тренинга является стремление к максимальной самостоятельности участников. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Трудность описания тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта. В ходе сенситивного тренинга участники включаются в совершенно новую для них сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы, и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием. Мы включили в программу тренинга следующие упражнения: «Знакомство» (цель: создать благоприятную психологическую атмосферу, мотивировать участников группы на общение), «Учусь доверять» (цель: научить общаться с окружающими), «Язык — важнейшее средство коммуникации» (цель: сформировать правильное общение с выбором, определенного коммуникативного стиля), «Скажем тревожности «Нет» (цель: открывать свой внутренний мир, задавать вопросы, допускающие широкий диапазон ответов, используя методы активного слушания, это поможет овладеть искусством ведения разговора) и др.

Результаты проведенной опытно — экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности использованных педагогических условий формирования коммуникативной компетентности подростков: дети в общении с другими ведут себя непринуждённо, способны организовать других на проведение тех или иных мероприятий, легко выбирают ориентиры, способы, средства в коммуникации, инициативны и деятельны в решении коллективных задач.

 

Литература:

 

1.                  Андреева Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Г. М. Андреева — М.: 1987. — 297с.

2.                  Бодалева А. А. Психологическое общение [Текст] / А. А. Бодалева — М.: Институт практической психологии, 1996. — 256с.

3.                  Бырдина, О. Г. Педагогические средства формирования профессионально-ценностного самоотношения студентов педвуза [Текст] / О. Г. Бырдина // Молодой ученый. -2013. -№ 10.-С.501–503.           

4.                  Ведерникова, Л. В. Социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности [Текст] / Л. В. Ведерникова, О. А. Поворознюк, О. Г. Бырдина, О. В. Дубровина // Сибирский педагогический журнал. — 2014. — № 3. — С. 8–13.

5.                  Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников — Киров, 1991. — 142с.

6.                  Крутецкий В. А. Психология подростка [Текст] / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин — М.: Просвещение, 1965.

7.                  Крылов А. А. Психология [Текст] / А. А. Крылов — М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. С.165–173, 336–355.

8.                  Мелибурда Е. Л. Ты — мы: Психологические возможности улучшения общения [Текст] / Е. Л. Мелибурда — М.: Прогресс, 1986. — 265с.

9.                  Мясищев В. Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения [Текст] / В. Н. Мясищев — Л., 1970. — 39 с.

10.              Петровская Л. А. Обратная связь в межличностном общении. // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология [Текст] / Л. А. Петровская, О. В. Соловьев — М.: изд-во МГУ, 1982. — № 3.

11.              Реан А. А. Психология подростка [Текст] / А. А. Реан — СПб.: «прайм-еврознак», 2003. — 480 с.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle