Библиографическое описание:

Камолов И. Б. К вопросу о психолого-педагогических условиях профессиональной подготовки мастера-ювелира при изучении основ композиции // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 780-783.

Психологические проблемы творчества всегда были в центре внимания ученых. Еще Абу Али ибн Сина в своем трактате «Тадбиру Манзил» определял творческое мышление как «особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вечности здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели» [1, с.47]. Этой проблемой занимались многие психологи и педагоги, в частности, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. А. Мелик-Пашаев, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и другие. Они отмечают интегративный характер творчества, основанный на неразрывности творческого, эмоционального, интеллектуального и личностного начала.

Ю. В. Рождественский, перекликаясь с приведенным выше мнением Абу Али ибн Сины, утверждает, что художественное творчество является «умственным трудом, продуктом которого являются особые знаки» [4], т. е., он убежден, что в основе творчества заложена умственная деятельность («умственный труд»). Отсюда следует, что целью творческого развития, в частности обучения композиции, становится обучение учащихся такому образу мысли, чтобы в результате получались новые произведения искусства, осуществлялось их творческое развитие.

В педагогических исследованиях выделяют два блока, связанных с творческим развитием обучающихся в процессе освоения композиции ювелирного искусства. Первый из них выражает психологические аспекты, является результатом эстетического воздействия на учащегося. Второй, педагогический, связан с конкретными организационно-дидактическими принципами, приобретающими в условиях преподавания композиции ювелирного искусства специфическое содержание.

Весь учебный процесс учащихся творческих профессий направлен на создание новых проектов, связанных с их профессиональной подготовкой в области ювелирного искусства. Такая подготовка базируется на творческой или комбинирующей деятельности мозга, которую психологи называют воображением или фантазией, которая, в свою очередь, возникает не на пустом месте, а строится, как считает Л. С. Выготский, из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека [2, с.8].

Но само по себе воображение не имеет ничего специфически художественного, а становится таковым лишь тогда, когда облекается в образ, раскрывающий суть эстетического переживания, которое наиболее полно выявляется в творческой деятельности, первоосновы ее, по мнению А. А. Мелик-Пашаева создаются по мере того, как человек осваивает эту деятельность. «Способность к музыке, живописи, математике ребенок приобретает, занимаясь музыкой, живописью, математикой. Не проявляет, не развивает, а именно впервые приобретает» [1,с.47]. Отсюда следует, что главная задача преподавателя развить способности учащегося так, чтобы он реализовал свое творческое начало, заложенное в нем от природы. В нашем случае речь идет о том, чтобы в результате профессионального образования получился художник-ювелир, специалист со своим индивидуальным лицом, творческим почерком. Задача педагога состоит в том, чтобы видеть «в каждом ученике уникальную личность, с существующими изначально качествами, которые можно развить, обогатив ее новыми знаниями, умением создавать образы на основе реалий» [7] и собственной фантазии.

«Основу художественных способностей, по мнению А. А. Мелик-Пашаева, составляют не отдельные качества, нужные для занятия живописью, музыкой и другими видами искусства, а особое отношение художника к окружающей жизни в целом, и к любому явлению, которое становится предметом его внимания и изображения» [5,с.32]. Отсюда следует, что выявившиеся у ребёнка художественные способности не являются достаточным основанием для того, чтобы считать, что он в дальнейшем станет художником, так как для того, чтобы стать художником, у него должен возникнуть интерес к художественной деятельности, появилась мотивация к занятиям, которая со временем перерастет в потребность. Подчеркнем, что говоря о способностях, мы имеем в виду индивидуальные психологические способности (качественные и количественные) т. е. то, чем один человек отличается от другого.

Отсюда следует, что восприятие нового учебного материала происходит полнее и глубже, если при его усвоении используются уже имеющиеся знания и опыт учащихся вкупе со средствами наглядности: эмоциональным изложением материала педагогом, использующим паузы, различные интонации и другие средства для выделения самого существенного. Об эмоциональности речи учителя говорил еще Улугбек, отмечая, что она должна быть аргументированной, доступной и живой. Отметим, что, если речь педагога монотонна, то учащиеся не будут вовлечены в творческий процесс и, соответственно, не проявят интереса к выполнению задания. С другой стороны, увлеченность преподавателя, его азарт передаются учащимся, побуждая их включиться в активное восприятие действительности, задавать вопросы, анализировать и обобщать воспринятое и всячески проявлять свой интерес к увиденному и услышанному.

Известный ученый гуманист Насир ад-Дин Туси в своём трактате «О воспитании обучающихся» утверждал, что учитель берет на себя ответственность за воздействие на разум учеников, поэтому он должен вести диалог аргументированно, соблюдать культуру речи, логику изложения и широту кругозора. Несдержанность учителя, по его мнению, может навредить ученику [8].

Художнику необходимо воспитывать память, особенно зрительную, выполняя специальные задания, такие как зарисовка по памяти ювелирных изделий и их элементов и воспроизведение по памяти в цвете различной огранки драгоценных и поделочных камней, а также зарисовки запомнившихся ювелирных изделий из просмотренных каталогов или после посещения выставки или музея. Очевидно, что чем богаче накопленный опыт, тем лучше учащийся освоит материал.

Эмоции проявляются в реакции на разнообразные жизненные явления и выражаются в радости и грусти, во зле и добре. Эмоционально окрашены и линии в ювелирных изделиях. Так, линии и формы, идущие по нисходящей, создают унылое настроение, а праздничное настроение передают линии, устремленные вверх. Кроме того, в ювелирных изделиях отражаются художественный стиль и эпоха, что находит свое воплощение в применении тех или иных материалов (металлы, камни и др.), в использовании определенной технологии обработки материалов, орнаментов, в преобладании тех или иных форм, ритмов, мотивов. А так как ювелир - это человек, живущий в социуме, то в своих работах он отражает запросы социума, ориентируясь на эстетические вкусы и потребности современников. «Творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него и опирается на те возможности, которые существует вне его» [29. С.25]. Подтверждает все сказанное и А. А. Мелик-Пашаев, утверждая, что при отсутствии эстетического отношения к жизни, ни одно качество не является художественной способностью в точном смысле слова, т. е. восприятие и память «оказывают влияние на художественно-творческое развитие, но не являются ее качественными характеристиками» [5,с.34]. Опираясь на вышеизложенные идеи, выделим динамичные компоненты творчества. Это такие элементы, как эмоциональный опыт, способность к ассоциациям, поиск художественного образа, соответствующего эстетическим переживаниям. В число компонентов творчества входят также художественные интересы, мотивы, потребности вкупе с памятью, художественным воображением и фантазией.

Однако отдельные теоретические вопросы развития декоративно-прикладного искусства, в том числе композиции в ювелирном искусстве, остаются неразработанными. В. А. Фаворский в пояснении к курсу «Теория композиции» справедливо заметил, что «термин «композиция» редко используется теоретиками искусствоведения и гораздо чаще — художниками, практиками, это термин рабочий, творческий. Можно говорить о композиции пространства, композиции листа, композиционном чутье, композиции пятен, линий, цвета — и один художник поймет другого» [6,с.74]. При выполнении курсовых проектов, учащиеся затрудняются именно с вопросами композиции. Цель получения знаний и умений по предмету «Основы композиции» - пробудить творческие силы и художественные способности обучающихся. Сделать так, чтобы личные переживания и особенности восприятия учащегося определяли своеобразие его работ. Постепенно учащиеся должны избавиться от условностей и научиться работать самостоятельно. Прежде всего, они должны ознакомиться с основами художественной композиции, без чего нельзя стать профессионалом. Изучая законы формы и цвета, открывая мир объективных начал искусства, учащиеся должны постепенно научиться сочетать в своих произведениях субъективное и объективное в решении проблем формы и цвета. В решении задач актуальных для художественного образования, особую роль играет среда, которую необходимо максимально использовать в воспитательных целях, сформировав интерес учащегося, чтобы выявить его готовность к творческой деятельности. После чего преподавателю останется только руководить и направлять эту деятельность.

Основываясь на мнении ученых, на данных литературных источников,  на собственных наблюдениях и исследованиях, мы считаем возможным выделить психолого-педагогические условия успешной подготовки художника-ювелира, которые включают три модуля: содержательный, психологический и материальный.

Содержательный модуль - это учебные планы и программы, учебники и учебные пособия, учебные задания и формы контроля, любые формы информации. В учебный план входят предметы общего образования, специальные художественные дисциплины и дисциплины специализации. Художественное образование представляют учебные предметы: академический рисунок, живопись, скульптура. Именно эти предметы дают возможность судить о способностях учащегося, умении создавать предметы малых и миниатюрных объемных форм или графические рисунки с мелкой проработкой, о готовности к профессиональной деятельности, где особенно важны такие качества, как умение точно передавать пропорции, пластику линии и формы, ориентироваться в передаче светотеневой моделировки формы в живописном решении, а также хорошо развитый глазомер, конструктивное мышление, тонкий художественный вкус.

Все перечисленные навыки и специальные знания учащиеся получают, изучая основы композиции, макетирования, проектирование ювелирных изделий, материаловедение и спецтехнологии ювелирного производства, историю ювелирного искусства. Для овладения композицией особо важно содержание таких образовательных дисциплин, как история государства, прикладное искусство, а также история орнамента, стилей, костюма.

 Психологический модуль — это эмоциональный фон, на котором учащиеся овладевают знаниями, а именно доступность знаний, уверенность в своих знаниях и умениях, привлекательность форм и методов занятий. Эмоционально комфортная среда — это взаимопонимание между учащимися и преподавателем, толерантные отношения между учащимися одной группы, (курса, кафедры, колледжа в целом), а также атмосфера сопереживания и поддержки. Сюда стоит добавить доступность изложения материала педагогом, индивидуальный подход и учет психологических особенностей учащихся. Следует обратить внимание на поэтапное знакомство учащихся с ювелирными изделиями. Вначале это эмоциональное внимание, оценка изделия, затем аналитический разбор и наконец, содержательный анализ созданного образа произведения и средств его выразительности, а также технологии изготовления. Обязательная составляющая психологического модуля — доступные, вызывающие интерес формы и методы занятий.

Материальный модуль — это оборудованные мастерские, комплекты инструментов, необходимые материалы — металлы, камни, полировочные пасты и другие образцы ювелирных изделий, таблицы, плакаты, книги, каталоги, альбомы по истории и технологии ювелирного искусства, медиаоборудование. В материальный модуль входит также наличие оснащенной всем необходимым учебной аудитории для работы над композицией и мастерской — хорошо освещенного, оснащенного вытяжкой, и необходимым оборудованием (вальцы, наковальня, горелка и т.д) помещения. Кроме того, у учащихся должен быть личный инструмент, перечень которого зависит от специализации подготовки ювелира. Это, как правило, молотки, пинцеты, напильники, надфили, ножницы и пилочки по металлу, штихели и др. Резюмируя, отметим, что основными педагогическими условиями развития творческого воображения учащихся при изучении композиции являются: среда, способствующая развитию интереса к художественному познанию и творческой деятельности; тренировка визуальной памяти; расширение эмоционального опыта и кругозора; формирование комбинаторных художественных способностей, а также способностей к ассоциациям и переносу информации (резонансу); преобразование способностей в художественную деятельность на основе активного восприятия и художественной переработки реально увиденного в художественный образ, т. е. изучение и освоение окружающего мира в его реальности и многочисленных нюансах.

Именно это есть арсенал интеллектуального, эмоционального, мировоззренческого опыта учащегося, который позволяет на основе ассоциаций, моделировать новые формы. Основная задача педагога — научить будущего художника выбирать из всего многообразия мира особенный единственный мотив, который наилучшим образом выразит его замысел, отсекать лишнюю информацию, выбирать самое важное для передачи собственной идеи, чтобы придать ей художественную форму. Отказаться от лишнего — главный принцип работы над композицией, поскольку в ювелирном деле для исполнения задуманного имеется небольшой арсенал составляющих. Именно этот постулат является не только основой избирательной деятельности художника-ювелира, его индивидуальности, но и закономерностью художественно-творческого процесса ювелирного искусства.

 

Литература:

 

1.      Абу Али ибн Сино Тадбиру Манзил. Ташкент.Укитувчи, 1994-с.47

2.      Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. -93 с.

3.      Художественно- педагогический словарь / Сост. Н. К. Шабанов О. П. Шабанова и др. М.: Академический Проект: Трикста, 2005. 480с.

4.      Рождественский Ю. В. Словарь терминов. Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. М.: Флинта: Наука 2003. — 108с.

5.      Мелик-Пашаев А. А. Способности человека — к художественному творчеству //Искусство в школе. 1996. № 4. — С.ЗО-34.

6.      Строгановская школа композиции. — М.: МГХПУ- им. С. Г. Строганова, 2005–351с.

7.      Шадиев Р. Д. Методолого-дидактические основы анализа учебных текстов. Ташкент.: ФАН, 2004. -105с.

8.      www.superinf.ru

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle