Библиографическое описание:

Гугушвили Н. С. Влияние занятий хореографией на человека // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 893-895.

Жизнь современного человека полна стрессов и переживаний. Наши предки на раздражение или переживанием реагировали действием. Убегает добыча — нужно догнать, нападает противник — нужно защищаться. Все эмоции и переживания можно отобразить в действии. В связи с этим появляется возможность рассмотреть такой вид последовательных движений, как танец и как он влияет на человека.

Для людей, которые заниматься хореографией, понятия танца свое, каждый испытывает разные эмоции, когда танцует. Но в нашем исследовании вслед за В. В. Козловым мы используем, такое понятие танца и в вкладываем в него следующий смысл: Вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции. [3,с. 85]

Проанализировав данное понятие можно увидеть, что танец и его составляющая понимается только через эмоции. В связи с этим появляться интерес углубиться в изучения, как танец влияет на человека и что человек испытывает.

Знаменитая танцовщица Айседора Дункан считала главным в танце не технику исполнения, а его эмоциональную составляющую. Я с ней полностью согласна, ведь в танец вовлекается личность — тело, интеллект, душа, ведь все это составляет единое целое. Не секрет, что, глядя на человека, который двигается можно понять, какие у него душевные болезни, но это не всегда просто. А. Дункан, говорила, что танец душевно заболевшего человека, кардинально отличается от здорового, и многие считают, что с помощью движений можно танцевальной терапии можно вылечиться. [4, с. 56]

Танцы официально и довольно давно признаны лекарством. Ведь им не только под силу поднимать настроение, но и избавлять от многих серьезных недугов. Еще Айседора Дункан задолго пред тем, как появился термин «психофизика», говорила, что внутренние состояния человека связаны с его телом. Если говорить другими словами, если двигаться в определённом направлении, т. е. танцевать, можно расслабиться и излечиться от душевного неравновесия. «Люди, прижмите руки к сердцам и прислушайтесь к своим душам — тогда вы поймете, как нужно танцевать», — говорила она, искренне веря, что даже самые большие печали, страхи и негативные мысли покидают человека во время танца.

Сила танца имеет собственный ритм, нормализует энергетику человека. Только в середине XX века терапевтическое воздействие танца нашло научное подтверждение. Одним из первых танцевальных терапевтом была Мериан Чейз. Она заметила, что в процессе танцев пациенты с различными физическими и психологическими проблемами испытывают эмоциональную закрепощенность и входят в состояние гармонии [7, с. 11].

Физиологи, психологи и психиатры Украины также начали изучать причину такого положительного влияния танцев на самочувствие человека. В 2007 году основана общественная организация под названием Украинская ассоциация танцевально-двигательной терапии, директором которой является Светлана Липинская, профессиональный хореограф и психолог, танце терапевт, руководитель первого центра психологии танца в Украине. [8, с. 2]

Основные задачи танцевальной терапии — сначала выплеснуть эмоции наружу через танец, пережить заново некоторые моменты, которые оставили неприятные воспоминания, вспомнить забытые эмоции и чувства и высказать это вслух. Иногда во время танца возникают свободные ассоциации, мысли, образы [5, с. 4].

После анализа литературы стало понятно, что конкретно изучали и изучают ученые с помощью танца, эмоциональное и духовное состояние человека. Но помогает ли танец вообще человеку и в чем?

Доктор А. В. Штор считает, что любые танцы, хоть вальс, хоть ламбада, хоть рок-н-ролл — мощное оружие против, комплексов, стрессов. Часть моторной коры головного мозга, которая отвечает за нашу двигательную активность, расположена близко к тем структурам, которые управляют нашими чувствами. Изменения в моторной коре дают и изменения в чувствах. У спортсменов, после удачно проведенной тренировки возникает чувство так называемой «мышечной радости»... Когда мы танцуем, у нас выделяют «гормоны радости» — эндорфины. Они и выгоняют грусть и тоску.

Такие ученые, как А. Гиршон, К. Витакер, В. Бамберри, считают, что танец улучшает работу нервной системы. Вырабатывает большое количество веществ, которые отвечают за нервные волокна. Улучшается мозговая деятельность обоих полушарий: одно регулирует работу за образным мышлением, которое активизируется при импровизации, второе отвечает за логику движений. Такое улучшение способствует повышению у танцора координации движений и ловкости.

Было проведено исследования целью которого являлось выделить как влияет занятие хореографии на разные возрастные группы. Для проведение сравнительного анализа была использована методика М. Люшера “Цветовой тест Люшера”, которая позволяет с помощью цвета определить состояние человека после занятия танцами. Данное исследование проводилась в пяти хореографических коллективах города Томска. Выборка составила 73 человека (20 детей в возрасте от 3 до 5 -один коллектив), 33 человека в возрасте от 17до 19 лет- два коллектива; 20 человек от 19 до 25 лет- два коллектива). Так же со старшими участниками исследования было проведено интервью.

Испытуемому предлагается выбрать из 8ми разложенных перед ним табличек со цветами самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент.

На основе данного теста можно сделать вывод по каждой из пяти групп.

Дети от 3 до 5 лет отличается большой энергичностью и активностью. Так как дети маленькие к ним нужен индивидуальный подход. Каждый из них пройдя тест Люшера, не задумывался, что каждый цвет может что-то означать. Практически у всех в после занятие переходит на первый план фиолетовый цвет-это фантазии детей, и этому есть свое объяснение. Во время занятий, многие упражнения проводятся через игру. Для разминки используется игровая форма “В лесу”, где обычные наклоны интерпретируются, как поход за грибочками, для того что бы потянуться, детки машут солнцу. Для разминки на полу мы представляем, что являемся куклами марионетками и т. д.

Детским фантазиям нет границ, они представляют себе картинки и уходят от реального мира, в игровую форму, это объясняет почему у многих детей уходит на задний план синий цвет-взаимодействие с другими детьми.

Группа в возрасте 17–19 лет, данная группа занимается уже довольно большое количество времени и каждый стремиться достичь определенных результатов. Все стремятся занять солирующую роль в коллективе. В данной группе процветает соперничество, такой вывод можно сделать на основе теста Люшера, т. к. на передний план выходит серый цвет-скрытность, участники как-то не хотят не как общаться и так же взаимодействовать с другими участниками коллектива, этот вывод можно сделать на основе того, что значительно изменился синий цвет.

Следующая группа также в возрасте от 17–19 лет, данный коллектив танцует в стиле джаз-модерн, где все движения происходят через чувства и эмоции, в зачастую они танцую композиции, в которых нужно представить, что-либо, чувства мечты, дождя, снега и поэтому фантазия занимающихся после занятия значительно выходит вперед. Так же у многие их занимающихся понижается серый цвет, это можно объяснить так, что скрытность у них появляется в результате ухода в другую реальность, в мир танца, в эмоции той композиции, которую они танцевали.

Дальше следует старшая группа в возрасте 19–25 лет участники данного коллектива танцуют вместе уже довольно давно, они как одна большая семья, если что-то случается в коллективе они переживают это все вместе. На момент проведения теста, я была свидетелем ссоры руководителя коллектива с участниками, на профессиональной почве, и это объясняет то что на понижение идет серы и синий цвет, испытуемые не хотят взаимодействовать с друг другом и появилась скрытность. Можно сделать вывод, что влияет не только занятие танцами на эмоциональную обстановку, но и какие-то другие побуждающие действия.

Последняя группа 19–25 лет, люди, которые заниматься в данном коллективе, уже приходят на тренировки с работы, т. к. многие уже имеют свою семью и занимаются ради себя, для поддержания своей формы, красный цвет идет на понижение у большинства участников, можно сделать вывод, что уходит активность, может играет особую роль усталость. Так же идет на повышение фиолетовый цвет. Возможно люди живут в мире иллюзий и во время тренировок думают совершенно не о том.

Проанализировав результаты теста Люшера можно сделать вывод, что каждый человек чествует танец по-разному. Влияние хореографии может быть, как положительно, так и отрицательное. В танце человек чувствует, то чего он не может почувствовать в обычном мире, он уходит в другую реальность. Что касается влияние танца на разный возраст, детей от 3 до 5 лет можно сравнить с подростками, которые занимаются по 10 лет (17–19 лет), фантазия проявляется в зависимости от стиля танца, от образа в котором танцует человек. Так же на танец может влиять недавно случившаяся ситуация. Т. к. эмоциональный выброс идет именно во время занятия.

Проведенное интервью с некоторыми участниками теста помогло мне убедиться, что танец — это способ выразить свои эмоции, так же для многих — это хорошая физическая подготовка. Многим Танец дает возможность реализовать себя, свои творческие идеи, радоваться каким-то маленьким достижениям и просто отдыхать от загруженности повседневных дел.

Танец — это средство выражения прекрасного, один из видов искусства, поэтому он дает возможность приобщиться к культуре и искусству, научить понимать прекрасное в обычном.

 

Литература:

 

1.      Апледжер Д. Телесно-эмоциональное освобождение. За гранью, 2008. — 544 с.

2.      Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте, 2001. — 152 с.

3.      Гиршон А. Истории, рассказанные телом, 2008. — 128 с.

4.      Козлов В. В. Интегративная Танцевально-Двигательная Терапия, 2006. -545 с.

5.      Козлов В. В. Психология дыхания, музыки, движения, 2005. — 602 с.

6.      Левин К. Динамическая психология, 2001. -568 с.

7.      Мастерс Р. Телесное осознание. Психофизические упражнения, 2006. — 288 с.

8.      http://webcache.googleusercontent.com/search?

9.      http://www.siluet-dance.com/index.php?page=dance_zdorovie

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle