Библиографическое описание:

Волков В. А. Влияние СМИ на формирование культурных ценностей: аксиологический аспект // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 913-915.

Ключевые слова: СМИ, аксиология, ценности, коммуникация, аудитория.

 

Обращение к исследованию влияния средств массовой информации в рамках культурологии в настоящее время является актуальной и перспективной задачей, ввиду того, что в условиях перманентной глобализации, основным каналом распространения массовой информации являются электронные СМИ. Важнейшим качеством является их массовое распространение, из-за чего трансформируется сама система духовного воспроизводства. Учитывая дуальную природу СМИ, они служат, по мнению Ж. Дерриды архивом культуры» [3, с. 319], так и средствами манипуляции, формируя как культурные, так и антикультурные ценности. Принимая во внимание эти стороны СМИ нам представляется актуальным концептуализировать их аксиологический аспект при формировании культурных ценностей.

О сущности изменений, вызванных влияниями новыми коммуникативными технологиями в своих трудах отражали такие исследователи как Э. Тоффлер, У. Ньюман, Б.Бекер, М. Паэтау, А. Крокер, М. Вайнштейн и др.

В основе описания процесса формирования ценностно-нормативных механизмов, по мнению исследователей, лежат такие критерии как потребности, интересы, ценности как механизмы регуляции в обществе. Подобные критерии, по Т. Парсонсу, выступают в роли «посредников интеракции людей и социальных групп» [5, с. 34], что отражает понимание СМИ, как средства трансляции культуры.

В современном информационном обществе, познание реального мира, в значительной степени, происходит за счет переживания определённых медиа-образов, поскольку СМИ осуществляют социально-преобразующую репрезентацию реальности. В результате чего, происходит процесс рецепции культурных ценностей современного медиапространства: мода, виртуальные услуги, знания, благодаря которым, у человека конструируется некий культурный эталон, которому должен соответствовать современный человек. Рассмотрим на материалах эмпирических исследований основные характеристики трансформации ценностей аудитории СМИ. В рамках культурологических исследований формирования ценностно-нравственных ориентаций молодежи, российский социолог Д. Пьяных акцентирует внимание на таких видах ценностей тиражируемых посредствам СМИ, как искусство — музыка, литература, мода; прикладные — коммуникация, образование; эстетические; доверие; материальные — благосостояние.

Анализируя эмпирические данные, мы считаем возможным вывить особенности аксиологической рецепции средствами СМИ современного медиапространства: новостные сайты, телевидение, медиа-ресурсы, поскольку, большинство их пользователей — молодежь, вполне обоснованно рассматривать именно данную категорию. Нами установлено, что музыкальные предпочтения молодежи, активно пользующихся развлекательными ресурсами, концентрируется вокруг тяжелой рок музыки. Такое положение во многом направлено на нивелирование существующих социокультурных институтов, таких как власть и образование, выполняющих важную роль в поддержании нынешнего социального порядка, согласуюсь с видением теоретика масс-медийной культуры Понамерёва: «Стремление к самовыражению в тяжелой рок-музыке — это борьба за право быть услышанным и за место в публичной сфере. Возможность собирать большие аудитории молодежи и публично излагать свое резко критическое видение социальных отношений» делают рок феноменом социально-культурной жизни» [6, с 91].

Так же особенностью данного направления музыки является то, что она популярна среди молодежи среднего класса, с одной стороны, и коммерциализация медийного пространства, превращает рок-культуру с ее идеологической составляющей в продукт массовой культуры, давая возможностью выразить социальный протест. Так же это свидетельствует о способности СМИ, в значительной степени, к формированию массовой молодежной культуры.

Выявляя роль СМИ, мы исходим из того, что немаловажную роль в динамике социокультурных ценностей имеет такая ценность, как доверие. Эта позиция позволяет интерпретировать доверие как «категорию нравственного характера» [7, с. 115], выражающую определенные социальные взгляды и мнения в качестве инструмента анализа.

Анализ теоретических аспектов СМИ показывает, что их влияние несколько повышает значение материального успеха. Для людей следящих активно за событиями в стране и мире, необходимость обеспечить себя материально превалирует. У лиц, которых степень доверия к СМИ выше, такие ценности, как дружба и профессионализм почти также важны, как и материальный успех, так как все эти три составляющие довольно тесно связаны между собой, в то время, как у не доверяющей СМИ части населения, значение дружбы снижается. Это указывает на то, что жизненная позиция у доверяющих СМИ более активна. Следовательно, можно вполне обоснованно констатировать, что под влиянием СМИ несколько изменяется структура ценностей. Для тех, кто доверяет СМИ и не доверяет, первенство трех основных ценностей таких, как материальный успех, дружба и знания в связке с профессионализмом, не меняется, однако их существенное значение для доверяющих возрастает.

Культуротвочреские возможности СМИ во многом раскрываются при формировании личностной самоактуализации через категорию доверия в процессе формирования жизненных позиций и стратегий. Во-первых, значение всех перечисленных ценностей повышается под влиянием СМИ. Это свидетельствует о том, что СМИ побуждают к определению более конкретных жизненных позиций. Они выполняют функцию достраивания реальности и являются отправной точки конструирования собственной жизни.

Во-вторых, СМИ усиливают влияние, как традиционных, так и современных ценностей. В-третьих, воздействие СМИ на сознание проявляется крайне противоречиво. Так, нельзя не заметить высокую значимость общей культуры, особенно коммуникативной под влиянием СМИ. Одновременно с этим СМИ формируют явную материальную ориентацию молодежи, однако немаловажное значение занимает такая современная ценность как профессионализм и мастерство. В то же время другая значимая ценность — трудолюбие снижается под воздействием СМИ, но повышается рефлексивная потребность.

Таким образом, аудитория реагирует на современные СМИ медиапространства, что подтверждает, с одной стороны, ее собственную открытость любому влиянию, с другой — культуротворческий потенциал СМИ как агента социализации, способного менять направленность социокультурных процессов.

В настоящее время аксиологическое осмысление важности образования выступает в качестве методологического компонента изучения социокультурной динамики: «Будучи одним из важных понятий современной социокультурной мысли, оно используется в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного» [2, с. 338].

Последние исследования в области взаимовлияния СМИ на ценность образования указывают на то, что потребность в получении знаний может быть актуализирована средствами СМИ. Терминальная ценность образования у аудитории, активно использующих электронные СМИ, несколько выше. Это может говорить о том, что СМИ влияют на потребность приобретения образования. Если сравнить суммарное значение терминальной ценности образования, то мы поймем, что и это значение немного выше у доверяющих СМИ людей. На основе этого можно считать, что современные СМИ позитивно влияют на получение образование как ценность.

Одним из ярчайших признаков переориентации сознания в процессе социокультурных изменений, вызванных современными процессами глобализации, является отношение современного социума коммуникации и общению, занимающие лидирующие позиции в мотивации деятельности. Ценность общения определяется набором следующих смысловых значений: потребность, удовольствие от общения, долг. Хотя до массового распространения интернета ценность общения, определяла его смысл как «средство реализации других целей, либо как вынужденную необходимость [1, с 252], но не как первостепенную самоцель».

Исследователь медийных коммуникаций И. А. Ильина утверждает, что специфика современных СМИ кардинальным образом трансформирует ценности и подходы коммуникаций, поскольку ими могут является даже социальные сети и их структуры. Фокус ценностной составляющей общения базируется на проявлении гедонистической функции СМИ — получение удовольствия от общения с друзьями и близкими через социальные сети или через общение с другими людьми в процессе обсуждения какой-либо актуальной темы на форумах. Это указывает, что при влиянии масс-медиа, в частности Интернета, количество общающихся возрастает, а само общение как ценность приобретает статус необходимости. Необходимость общения является средством сопутствующим трудовой деятельности людей. Естественно, у аудитории использующей СМИ эта потребность выше благодаря применению новых технологий связи. Здесь важно отметить, и тенденциозное негативное свойство: в процессе виртуального общения может развиваться зависимость. Отсутствие себе подобных для общения, рождает цель общения через Интернет и средства связи.

Делаем вывод, что СМИ значительно влияют на виртуальное общение с помощью новых технологий.

Воздействие СМИ предполагает их влияние на эстетические ценности и увеличение потребности в них. Исходя из этого, увеличиваются и способы производства этих ценностей, открывая новые возможности воздействия. Особенностью рецепции эстетических ценностей через СМИ является степень информированности о конкретных фактах и явлениях искусства. Одним из основных показателей меры приобщения к ценностям культуры выступает широта информативных знаний личности. У доверяющих СМИ увеличивается количество способов достижения эстетической ценности через инкультурацию.

Таким образом, на основе вышесказанного считаем, что анализ данных исследований продемонстрировал заметное влияние СМИ на процесс формирование актуальных ценностей. Концептуализация аксиологического компонента СМИ, конкретизируется их активным воздействием на изменения ценностных и нормативных ориентации пользователя, с одной стороны и динамичным участием в формировании и ретрансляции новых культурных образцов — ценностей, образцов поведения и способов взаимодействия как отдельных индивидов так и общественных групп. Так же немаловажной особенностью аксиологической составляющей СМИ, является усиление интереса к воспроизводству как традиционных ценностей так и современные.

 

Литература:

 

1.      Библер, В. С. М. М. Бахтин или поэтика культуры / В. С. Библер. — М.: Гнозис, 1991. –176 с.

2.      Виндельбанд, В. Философия культуры: избранное / В. Виндельбанд. — М.: ИНИОН, 1994. — 350 с.

3.      Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида.– М.: Marginem, 2000.– 512 с.

4.      Каган, М. С. Философская теория ценности / СПб.: Наука, 1997.– 136 с.

5.      Парсонс, Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня: Проблемы и перспективы. — М.: Прогресс, 1965. — с.25–67.

6.      Пономарев, Н. Ф. Стратегии и технологии медиалегитимации власти / Н. Ф. Пономарев. — Пермь.: Вече, 2010.– 192 с.

7.      Штомпка, П. М. Доверие: социологическая теория / П. М. Штомпка // Социологическое обозрение. — 2002. Т. 2. № 3.– С.112–119

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle