Библиографическое описание:

Дегтярева О. В., Акутина С. П. Проблема подготовки воспитанников детского дома к семейной жизни // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 758-761.

В статье исследуется проблема подготовки воспитанников детского дома к семейной жизни. Экспериментальным путем доказывается, что дети-сироты в условиях детского дома недостаточно подготовлены к будущей семейной жизни за стенами учреждения.

Ключевые слова: подготовка, дети-сироты, детский дом, семейная жизнь

This article is totally dedicated to the studying of the family integration problems in parentless children. We are brought in special institutions, thus their integration to a family life may represent evident stumbling points. Living within the institute walls they are not ready to run their family in the future.

Key words: parentless children, educational institute for parentless children, family life, problematic integration.

 

В современном мире, в связи с условиями нестабильной экономики и политики в стране было выявлено, что у большинства граждан РФ уровень жизни заметно понизился, особенно это стало явно выражено с увеличением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из большинства научно-практических исследований, проанализированные нами, показывают, что большинство выпускников детских домов плохо подготовлены к жизни современного социума, к выбору будущей профессии, образу жизни за стенами детского дома, к созданию собственной семьи. Дети-сироты привыкли к тому, что о них постоянно заботятся: покупка одежды, приготовление еды и уборка помещения — все это выполняет персонал детского дома. Поэтому по выходу из детского дома дети-сироты часто неспособны даже на то, чтобы просто поухаживать за собой, не приучены к уборкам, приготовлению пищи и часто не способны что-то для себя купить, так как раньше не имели дело с деньгами и не знают, как правильно их реализовывать. Так же вступив в самостоятельную жизнь, без детского учреждения дети теряются в жестких жизненных условиях. Статистика показывает, что браки, заключенные воспитанниками детских домов, чаще распадаются, именно из-за неумения правильно организовать свою жизнь совместно с другими людьми и неумением ухаживать за собой и поддерживать семейный очаг; так же среди тех матерей, что оставляют своих детей в роддоме, чаще встречаются именно матери из числа детей-сирот. Вследствие этого можно сказать, что подготовка воспитанников детского дома к жизни в современных условиях оставляет желать лучшего, и это серьезная и глобальная проблема по всей стране, значимость которой не снижается.

Еще одна проблема, ухудшающая полноценную подготовку детей-сирот к будущей жизни, по мнению Ю. Б. Шапиро, заключается в недостатке хорошо обученного персонала, целенаправленная подготовка которого не ведется в высших учебных заведениях [6].

По мнению Л. Б. Шнейдера, воспитание вне семьи является главной причиной неготовности к самостоятельной жизни и порождает проявление личностной депривации. Потому что постоянное общение с множеством детей и взрослых ведет к непониманию как воспринять себя как личность, проявляются нарушение в обдумывании своей жизни вне учреждения. Такие дети не понимают, как они будут жить одни, где искать друзей и как провести свободное время [8].

Л. М. Шипицына, считает, что в старшем школьном возрасте наиболее остро стоит проблема выбора профессии. Абсолютно каждый человек думает найти достойную работу. Представление об этом у всех разное. Так как при жизни в детском учреждении у детей не было своих собственных денег, то любая сумма для них была огромной в качестве зарплаты. Подростки не знают реальной стоимости жизни. При условиях, что дети-сироты проживают на полном государственном обеспечении, соответственно эти дети не представляют, как зарабатывать себе на жизнь, чтоб хватало на все необходимое, и зачастую ведут иждивенческий образ жизни [7].

Как показывают проанализированная нами литература дети-сироты, находящиеся в детском доме, по ряду психологических характеристик, отличны от детей, воспитывающихся в семьях. Такие дети, как правило, не видели нормальной семьи, и не знают, как правильно взаимодействовать между её членами. Духовно-ценностная составляющая развития воспитанника детского дома находится на низком уровне [3]. У таких детей не было взрослого авторитетного человека, на который каждый ребенок равняется и подражает ему. Из-за этого у детей, воспитывающихся в детском доме, наблюдается нарушение половой идентификации, зачастую неразвиты навыки межличностного общения, они необщительны, замкнуты, привыкли рассчитывать только на себя и не способны сопереживать и быть внимательными к другим людям, не умеют любить. Как показывали исследования М. А. Калининой, М. Е. Проселковой, М. В. Шакуровой и др., дети из детских домов часто не справляются с усвоением школьной программы, не стараются овладеть знаниями, которые пригодятся в будущей профессии. Они с трудом воспринимают нормы и правила поведения принятые в обществе, не устойчивы перед криминальными установками среды и зачастую легко поддаются правонарушениям [5]. Так же отличительными особенностями самосознания личности детей-сирот, по мнению С. Д. Леонова, состоят в том, что воспитанники детских домов часто не понимают и не знают, как принять себя как личность, из-за сформированных неадекватных социальных отношений эти дети как правило, привыкли показывать себя через агрессию, физическую силу и асоциальные формы поведения. У детей-сирот не развито правильное распределение своего времени, привыкли жить по групповому признаку, ориентироваться на групповое мнение и действия, что неблагоприятно сказывается на самосознании детей [2]. По мнению Ю. В. Орсага, для положительного процесса воспитания в детских домах необходимо использование таких форм и методов работы персонала, которые бы отражали освоение детьми различные виды социальной деятельности, включение их в эту деятельность, самоутверждение в ней и через неё в обществе, что к конце концов благоприятно сказывалось на социализации личности [4]. Эффективной идеей воспитания в детском доме является идея воспитания социально-активной личности. Вследствие чего для усовершенствования воспитательной работы в детских домах необходимо, активно искать, рассматривать, раскрывать, разрабатывать и внедрять такие программы и технологии работы, которые направлены на развитие общения с другими людьми, на повышение успешной социализации в обществе, личностное и духовно-ценностное саморазвитие каждого ребенка. Профилактическая работа специалистов с воспитанниками может осуществляться по следующим направлениям: «изучение и выявление причин адаптации детей к условиям интернатного учреждения, предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности; организация специальной психологически и педагогически выверенной деятельности с безнадзорными, выходящими в группу риска; взаимодействие с другими специалистами и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий» [1,c.139].

На данный момент времени наиболее распространена проблема неготовности детей-сирот к семейной жизни. В статье представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения социально-педагогических аспектов подготовки воспитанников детского дома к семейной жизни.

Задачи исследования: раскрыть проблему подготовки к семейной жизни в отечественной и зарубежной литературе; обосновать социально-педагогические причины неготовности воспитанников детского дома к семейной жизни; выявить формы и методы работы социального педагога по подготовке воспитанников детского дома к семейной жизни; разработать программу работы социального педагога по подготовке воспитанников детского дома к семейной жизни.

Для изучения данной проблемы мы подобрали диагностический инструментарий и провели экспериментальной исследование на базе ГКОУ «Большемурашкинский детский дом» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящийся в Нижегородской области р. п. Б-Мурашкино. В экспериментальную группу вошли 9 воспитанников-подростков данного детского дома. Диагностическое исследование мы начали с проведения методики «Смысложизненные ориентации» (адаптирована Д. А. Леонтьевым). С помощью данного теста рассматриваются представления подростков о будущей жизни по таким характеристикам: наличие или отсутствие целей в жизни, осмысленность жизненной перспективы, интерес к жизни, удовлетворенность жизнью, представления о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей решения и контролирующей свою жизнь. Для проведения данной методики детям-сиротам предлагались пары противоположных утверждений. Задача была выбрать одно из двух утверждений, которое, по мнению детей больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1,2,3, в зависимости от того, насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны). Остановимся подробнее на полученных результатах методики.

Вывод о сформированности представлений о жизни можно сделать по 3 уровням: высокий уровень представления наблюдается у 11 % (1 человек). Эти результаты показала — Света Д. Наличие высокого уровня было видно даже по поведению, девочка быстро отвечала на вопросы, не задумываясь, была активна и общительна; средний уровень представления наблюдается у 56 % (5 человек). Эти результаты показали — Кирилл С., Павел С., Тамара Б., Анастасия Д, Екатерина В. Наличие среднего уровня также соответствовало поведению этих детей: они долго думали над вопросами, не зная, что ответить, высказывали сомнение; низкий уровень представления наблюдается у 33 % (3 человека). Эти результаты показали — Дмитрий Д., Андрей Л., Александр П. Эти дети вообще не думали над ответами, а отмечали те или иные параметры не задумываясь, лишь бы скорее закончить работу. Итак, можно увидеть, что преобладают результаты детей по средним и низким показателям. Из этого следует, что дети-сироты имеют смутное представление о жизни за стенами детского дома.

Для проведения дальнейшего диагностического исследования мы использовали методику «Личностный дифференциал», которая адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений. Интерпретация результатов реализуется через три фактора исследования самооценок: фактор Оценки: высоких результатов нет ни у одного ребенка; средние результаты показали 33 % (3 человека); и низкие результаты показали 67 % (6 человек). Это говорит о том, что большинство детей-сирот критически относятся к самому себе, не принимают себя как личность, негативно относятся к собственному поведению и отчужденному поведению к сверстникам и воспитателям; фактор Силы: высоких результатов не было выявлено ни у одного ребенка; средние результаты показали 78 % (7 человек); и низкие результаты показали 22 % (2 человека). Это говорит о том, что большинство детей-сирот считают себя независимыми, привыкли рассчитывать только на себя, и в тоже время недостаточно могут контролировать свои возможности; фактор Активности: высоких результатов не было выявлено ни у одного ребенка; средние результаты показали 44 % (4 человека); и низкие результаты показали 56 % (5 человек). Это говорит о том, что дети-сироты с одной стороны общительны и импульсивны, а с другой стороны пассивны. Подводя итоги результатов по данной методике, можно сказать, что большинство воспитанников относятся к себе критично, иногда неспособны контролировать себя, зависимы от внешних обстоятельств и оценок окружающих, имеют определенную пассивность.

Мы продолжили наше исследование с помощью опросника по изучению маскулинности-фемининности для диагностики психологического пола и определения степени андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Методика была предложена Сандрой Бем в 1974 году. Методика разработана для измерения степени, в которой индивид проявляет черты или поведенческие особенности, традиционно связываемые с мужскими и/или женскими полюсами полоролевой идентификации. Воспитанникам предлагалось ответить на 60 утверждений «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. По шкале маскулинность было выявлено 45 % (4 человека). Это все мальчики, что говорит о наличие у них мужских качеств личности. По шкале андрогинность 22 % (2 человека). Эти результаты проявились у Кирилла С. и Тамары Б. Это говорит о наличие у них и мужских и женских качеств личности. По шкале фемининность 33 % (3 человека). Это все девочки, что говорит о наличии у них женских качеств личности. Подводя итоги методики, можно сказать, что у всех детей были выявлены правильные качества личности, соответствующие гендерным представлениям, и у двух детей были выявлены как мужские, так и женские что впрочем является нормальным показателем, так как такие люди легче понимают противоположный пол, быстрее и успешнее находят общий язык в общении с представителями обоих полов.

Таким образом, проведенное нами исследование доказывает, что у большинства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях детского дома, наблюдается неготовность детей к выходу за пределы учреждения, к созданию собственной семьи. Часто дети-сироты не способны контролировать себя и свои возможности, зависимы от внешних обстоятельств и мнения окружающих, так же дети-сироты не знают, что такое семья, каковы её функции и как нужно себя вести с противоположным полом для создания благополучных межличностных отношений, чтобы создать и не разрушить отношения между членами семьи. Следовательно, для дальнейшей работы по решению проблемы подготовки к семейной жизни воспитанников детских домов, нам необходимо продумать программу коррекционно-развивающих занятий, что и планируется в перспективе дальнейшей работы по данной теме исследования.

 

Литература:

 

1.      Акутина С. П. Направления психолого-педагогической поддержки детям и подросткам, проживающим в условиях интернатного учреждения в контексте герменевтического подхода/ С. П. Акутина, М. В. Маркеева // Школа будущего, 2012.- № 1.- С. 137–144.

2.      Леонов С. Д. Личностное самоопределение подростков в условиях детского дома // Детский дом. — 2008. — № 1. — С. 46–48.

3.      Образование и духовность в современном российском обществе /научн. ред. С. П. Акутина.- М.: Перо, 2012, 144 с.

4.      Орсаг Ю. В. Стимулирование профессионально — личностного роста воспитанников детского дома // Школа и производство. — 2007. — № 3. — С. 18–24.

5.      Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. — М., 2008. — 272 с.

6.      Шапиро Ю. Б. Половое воспитание, сексуальное образование и подготовка к семейной жизни // Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. /Под ред. А. М. Панова и Е. И. Холостовой. — М.: Институт социальной работы, 1997. Т. 2. С. 131–137

7.      Шипицына Л. М. Психология детей-сирот: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во С — Петерб. ун-та, 2005. — 628.

8.      Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle