Библиографическое описание:

Артыкбаева С. Ж. Особенности развития туристского рынка Кыргызской Республики и его перспективы // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 909-913.

В статья предпринята попытка обоснования показателей и уровней профессиональной компетентности менеджеров туризма как специфического вида путешествий; освещены вопросы его психологической привлекательности для людей; раскрыта сущность и основные направления; туризм видится, прежде всего, как системное социально-экономическое явление общественной жизни, рассмотрение которого возможно на основе субъектно-объектного анализа составляющих его элементов.

Ключевые слова: туризм, социально-экономическое положение, менеджер

 

Актуальность. Значение туризма в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в торговле услугами. Туризм оказывает благотворное влияние на развитие отраслей народного хозяйства, соответствующих территорий страны, ускорения формирования и развития инфраструктуры и т. д. [1,2]. Туризм стал одним из прибыльных видов бизнеса в мире. Значение туризма в мире постоянно растет, что связано с его усиливающими влиянием на экономику отдельной страны. Помимо явной прибыльности, туризм является мощным фактором усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. Он оказывает благотворное влияние на развитие инфраструктуры, способствуя более равномерному размещению производительных сил и развитию сферы обслуживания не только в обжитых и высокоразвитых районах, но и на экономически слаборазвитых территориях, создавая дополнительные рабочие места для местного населения. Система туризма представляет собой совокупность и единство отношений и явлений, происходящих в туристской отрасли и ее взаимодействие с внешней средой. Туристская система это сложное образование, но в отношениях с окружающими ее макросредами: политико-социальной, экономической, технологической и экологической она предстает как целое. Внешний мир активно воздействует на систему развития туризма. Но воздействие это проявляется как положительно так и отрицательно: может благоприятствовать развитию туризма, открывая перед ним хорошие перспективы, а может и тормозить, замедлять, препятствовать, даже угрожать развитию. Чтобы выжить и эффективно работать, система туризма вынуждена приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении, варьируя свои отношения с каждой из макро сред [3,4,5]. После приобретения республикой суверенитета, с началом политических и демократических преобразований стало возможным интенсивное развитие туризма. Он объявлен приоритетной отраслью развития экономики. Привлекательный ландшафт, красивейшие горные вершины и озера, быстрые реки и расположение Кыргызстана вдоль древнего Великого Шелкового пути, обеспечивают большие возможности для туризма и отдыха.

Целью исследования работы является, анализ потребительского поведения туристов, выезжающих в туристические поездки на отдых.

В качестве метода исследования был выбран количественный опрос по заранее разработанной формализованной анкете (вопросника).

Сегодня мы имеем 416 учреждений отдыха и организаций туризма. Из них 148 — специализированные средства размещения (66 пансионатов отдыха, 26 детских оздоровительных комплексов, 18 санаториев, из них 5 детских, 9 домов отдыха, 10 санаториев — профилакториев, 7 турбаз, 6 баз отдыха, 4 спортивно-оздоровительных лагеря, 2 пансионата с лечением), а также 146 гостиниц, 87 турфирм и туроператоров, 10 природных парков и заповедников, и других предприятий туризма [6].В 2013 г. от экспорта туристских услуг из стран СНГ и дальнего зарубежья в республику поступило 513,9 млн. долл. США, а импорт 338,6млн. долл. США.

Однако, несмотря на это, удельный вес сферы туризма в валовом внутреннем продукте на протяжении последних лет оставался незначительным. Так, по предварительной оценке, в 2013г. Валовая добавленная стоимость в сфере туризма составила 15667,0 млн. сомов или 4,5 процента к ВВП. В республике именно въездной туризм считается основным источником поступления иностранной валюты, создателем дополнительных рабочих мест представлены в таблице 1. Рис 1,2.

Международные туристские потоки и экспорт, импорт туристских услуг [(поездки)] (миллионов долларов США)

Таблица 1

Наименование

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Экспорт

239,7

147,8

347,1

410,8

513,9

Страны СНГ

196,3

11,5

295,9

360,3

449,4

Страны вне СНГ

43,4

36,3

51,2

50,5

64,5

Импорт

137,1

136,9

233,4

333,4

338,6

Страны СНГ

94,0

95,0

169,0

226,1

233,4

Страны вне СНГ

43,1

41,9

64,4

107,3

105,2

Всего

753,6

469,4

116,1

2649,2

1705,5

 

Рис.1. Экспорт туристских услуг за 2009–2013 гг.

 

Рис 2. Импорт туристских услуг за 2009–2013 гг.

 

Под экспортом туристических услуг, по данным Нацстаткома КР [7], следует понимать как услуги, предоставленные иностранным гражданам на территории Кыргызской Республики: плата за проживание, питание, выручка за предоставление платных услуг за иностранным туристам, предоставление транспорта внутри республики, продажи театральных билетов, сувениров и других услуг.

По оценочным данным, в 2013г в Кыргызскую Республику прибыло из стран дальнего и ближнего зарубежья 3,1 млн. человек, что больше уровня 2009г. в 2,2 раза, причем основная доля туристических прибытий приходится на Иссык-Кульскую область. До последнего времени в этой зоне развивался преимущественно пляжный туризм. Отдыхающих привлекает тёплый климат и солнечная погода на протяжении всего года. Вдоль голубого Ыссык-Куля располагается огромное количество пансионатов, гостиниц и разнообразных зон отдыха. Мягкий климат также многим приходится по душе — здесь более прохладно, и немного повышена влажность воздуха. В последнее время отмечена тенденция повышения спроса на культурно-познавательные туры, которые отличаются насыщенностью экскурсионной программы и осмотром достопримечательностей. Для любителей экзотики предлагается возможность посетить самые необычные фестивали, подчёркивающие богатство традиционной кыргызской культуры. Ежегодно в Иссык-Кульской области отмечается более 100 красивых, весёлых и оригинальных праздников, имеющих туристическое значение. Из стран СНГ в республику прибыло 2,9 млн. человек и из стран вне СНГ — 152,8 тыс. человек. Основной поток иностранных туристов отмечался из России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Турции, Китая, Германии, и США. Выбирая то или иное туристическое агентство для покупки путевок, туристы доверяют прежде всего неформальным источникам информации: более трети наших туристов при выборе агентства полагаются на рекомендации друзей и знакомых 57(19 %). Молодежь и туристы старшего поколения зачастую полагаются на выбор родственников, друзей или знакомых 28(49,1 %). Немаловажную роль в выборе туристические фирмы играет и известность компании, повышающая доверие к ее услугам. Этот момент оказывается более важен для людей с доходом до 750 долл. США, в высокодоходной группе его значимость существенно падает. А вот удобство расположения агентства оказывается малозначащим фактором для всех категорий на это будущие туристы обращают внимание в последнюю очередь. Для полноты картины отметим, что в случае, если вопрос наиболее удобного места покупки путевки все же поднимается, то женщины значительно чаще предпочитают те агентства, которые расположены ближе к дому. При поиске подходящих предложений по туризму туристы чаще всего обращаются к Интернету 78(26 %), к печатным изданиям 6(18 %). Судя по результатам исследования, представлены в таблице 2 находит отклик также по радио 11(3,7 %) и в то же время телеэкране 67(22,3 %), а по путёвкам 24(8 %).

Получения информации о туризме, в абсолютное число и в %

Таблица 2

Название

Годы

Всего

2011

2012

2013

абс. ч

в %

абс.ч

в %

абс.ч

в %

абс.ч

в %

Интернет

25

26,8

27

25,1

26

25,2

78

26

Телевидение

13

13,9

15

14,4

17

16,5

45

15

Журналы

6

6,5

7

6,8

5

4,9

18

6

Реклама

19

20,4

23

22,1

25

24,2

67

22,3

Радио

3

3,3

5

4,9

3

2,9

11

3,7

По путевки

4

4,4

9

8,7

11

10,6

24

8

Через знакомых

23

24,8

18

17,3

16

15,5

57

19

Итого

93

100,0

104

100,0

103

100,0

300

100,0

 

Примерно столько же ответивших говорят о том, что в первую очередь они постараются обратиться в то агентство, услугами которого они уже пользовались и остались довольны. Такой подход позволяет снизить риск остаться обманутым или недовольным страх, который достаточно широко распространен среди потенциальных туристов. Результаты исследования показали также, что мужчины проявляют большую активность в поиске и выборе предложений 57 %. Они чаще, чем у женщины, предпочитают делать это самостоятельно. Самостоятельно ищут туры люди средних возрастов. А выбор турфирмы, расположенной недалеко от места работы, в большей степени характерен для людей с высшим образованием и/или с высоким уровнем дохода, рабочий график которых, судя по всему, достаточно интенсивен. С каждым годом поступления средств из других стран имеют положительную тенденцию из-за увеличения численности иностранных туристов. Перспективы развития туризма — с каждым годом прогрессивно увеличивающийся поток туристов в республику. Этому способствует определенный интерес к Великому шелковому пути, проекту Всемирной туристической организации «Steak Road Tourism Promotion Project», в котором участвуют национальные туристические администрации региона. Перспективными туристическими направлениями Кыргызстана являются разнообразные рекреационные ресурсы и курортно-оздоровительные учреждения на озере Иссык-Куль, Сон-Куль, Сары-Челек, ущелье Ала-Арча и др. немаловажное значение имеет туристический продукт –историко-культурное наследие и традиции кочевых народов, расположенных на Великом шелковом пути. Исходя из эффективности туристического бизнеса в Кыргызстане, на перспективу можно успешно развивать следующие виды туризма: курортно-рекреационный туризм; туризм на Великом шелковом пути; горно-приключенческий туризм и др. Основная цель развития туризма в Кыргызстане заключается в том, чтобы формировать высокорентабельную, конкурентоспособную, экологически и социально-ориентированную туристическую индустрию, удовлетворяющую потребности туристов в разнообразных туристических услугах, в то же время приносящий всевозрастающую доходы Кыргызстану. Для предоставления туристам разнообразных туристических услуг требуется создать современную систему подготовки и переподготовки кадров и повышения их квалификации через различные системы семинаров республиканского и международного характера. В то же время для эффективного развития туризма необходимо в республике реконструировать и вести строительство важнейших туристических объектов, таких, как гостиницы малой и средней вместимости, развивать транспортные коммуникации, системы связи, сооружать автостоянки, киоски по продаже печатной продукции, создавать службы гидов-экскурсоводов, рекламной продукции и т. д. Все это, естественно, требует больших сумм инвестиций как из государственного бюджета, так и частного капитала, но эти затраты быстро окупятся и принесут для республики большие доходы. Оценка туристского потенциала Кыргызстана предопределяет формирование и развитие таких видов и разновидностей туризма, которые имеют потенциальные преимущества для развития в соответствии с природными и культурными ресурсами, рабочей силой, материально-технической базой, а также исторически сложившимися народным опытом, методами и традициями, и образуют непосредственно кыргызскую нишу на мировом рынке туризма, могут стать особым продуктом экспорта экзотического характера в международном разделении труда. Остановимся на некоторых из них. Горный рельеф Кыргызстана, прежде всего, арена спортивного туризма–альпинизма, спелеотуризма, горнолыжного туризма, сплава по рекам, конного туризма и т. п. Притом разные виды спортивно-туристических соревнований можно организовать во всех регионах и высотных поясах территории республики в зависимости от их сложности. Так, высокогорный пояс территории республики с множеством вершин и пиков разной высоты и доступности, перевалов, каньонов, ледников создает объективные предпосылки для развития альпинизма и горного туризма национального и международного значения. Большое число и разнообразия по генезису и расположению пещер и гротов на территории Кыргызстана служат естественной базой развития спелеотуризма, являющегося перспективным видом отечественного туристского дела. Экологический туризм, называемый еще «мягким», «зеленым», природным, «хлорофилльным», становится самым популярным видом современного туризма с организацией локальных экомаршрутов (например, в пределах городских парков) вплоть до глобальных экотуров. Кыргызстан, как страна с соответствующей этнической общностью, интересен с точки зрения этнографического туризма. Познание специфики материальной и духовной культуры кыргызского народа, проникновение в особенности его быта и традиций, прошлый кочевой образ жизни являются уникальной статьей экспорта. Особенностью этнографического туризма в экономическом отношении считается то, что для привлечения этнотуристов не требуется громоздкая материальная база. Повседневная жизнь местного населения раскроется на семейных торжествах, в дни народных праздников, в знакомстве продукцией народно-художественных промыслов, на театрализованных представлениях, устраиваемых в различных местах (на ипподромах, в селах, на полях и др.). Курортный туризм — основа развития как национального, так и иностранного туризма в нашей стране, где имеются соответствующие природные факторы: разнообразные в физико-химическом отношении минеральные воды, лечебные грязи, благоприятные климатические и ландшафтные условия. Такое сочетание курортных факторов, по сравнению с другими районами Центральной Азии, достаточно оригинально, что предопределяет предложение самого широкого спектра курортных услуг населению. Традиционно проводятся бальнео, пелоидо и климатотерапевтические процедуры в сочетании с физиотерапевтическими методами. Существующая специализация санаторно-курортного обслуживания курортов остается доминирующей в перспективе. Это обусловливает интенсификацию использования курортных ресурсов путем строительства новых и расширения вместимости существующих объектов с разветвленной сетью сервиса. В территориальном отношении регионы республики характеризуются разной степенью развития промышленного и сельскохозяйственного производства, социальной инфраструктуры, соответственно, туристской. При туристском районировании учитываются: природно-географическая обособленность района, его общеэкономический уровень развития, характер природы, наличие и разнообразие туристских ресурсов, возможность и удобство их использования, уровень развития инфраструктуры, в том числе туристской, экономическая роль туризма для района (место туризма в пополнении местного бюджета, занятости населения, его мультипликативный эффект).

Заключение: таким образом, выход Кыргызской Республики на международную арену как самостоятельного государства создает благоприятные условия для развития туризма. В свою очередь туризм — один из важных путей интеграции Кыргызстана в мировое сообщество.

 

Литература:

 

1.      Шубаева В. Г. Проблемы рынка туризма и специфика применения маркетинга //Труды академии туризма: сб. науч. тр. Выпуск № 4. СПб.: «Невский Фонд», 2002. -С.73–76.

2.      Чичкина С. Крылья родины в пролете//Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004.- № 2. — С.26–27.

3.      Соловьев В. Н., Гаврильчук И. Н. Туризм- определяющий фактор модернизации экономики и стабилизации социальной сферы // Труды академии туризма: сб. науч. тр. Выпуск № 5. СПб.: «Невский Фонд», 2003.- С. 18–27.

4.      Савельев В. Гулливеры и лилипуты. Российские и западные туроператоры выступают в разных весовых категориях//Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004.- № 2. — С.14–15.

5.      Морозов В. А. Проблемы развития туризма в российских регионах// Туристские фирмы. Выпуск № 32,- СПб.: «Невский Фонд», 2004. С.309–313.

6.      Туризм в Кыргызстане 2009–2013гг

7.      Туризм Кыргызстана сборник статей № 2/2006

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle