Библиографическое описание:

Будаева Т. А. Организация исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы как один из факторов повышения качества знаний // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 731-735.

То, что я хочу познать — это яблоня, что я познаю — это ветвь яблони, то, что я передам ученику — это яблоко, то, что он возьмет от меня — это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!

Д. С. Лихачёв

 

Не надо на самом деле быть лингвистом, чтобы догадаться от какого слова в русском языке образовалось слово «исследование». Найти след, рассмотреть следы, разобраться, что они собой представляют, куда и зачем ведут, — вот задача любого, кто хочет понять неизвестное, прояснить скрытое, получить новые знания, продвинуться в осознании событий и явлений нашего постоянно меняющегося мира.

Исследовать — значит подвергнуть научному изучению, то есть «по следам», восстановить некий закон, порядок вещей, установленный природой или обществом. Воспитывать исследовательскую культуру у обучающихся, может быть, сегодня одна из главных задач образования, потому что истинный исследователь, на мой взгляд, всегда созидатель. Мы исследуем, чтобы понимать, совершенствовать и совершенствоваться.

Жажда исследования заложена в человеке на уровне инстинкта, и, пока она у него есть, ему интересно жить. Нам, преподавателям, необходимо эту жажду в растущем человеке утолять и поддерживать.

Конечно, учёными становятся единицы. Да и не стоит такая задача перед учителем — воспитывать учёных, а вот формировать у детей заинтересованное, неравнодушное отношение к окружающему миру, стремление его познавать и осваивать, определять своё место в нём, по возможности позитивно влиять на ход событий — это чрезвычайно важно. В значительной мере способствует этому процессу в техникуме организация исследовательской деятельности.

Учение и исследование сегодня по своей сути — синонимы. Исследовательские методы позволяют сделать учебный процесс более индивидуализированным и, безусловно, повышают его качество.

С каждым годом, да что там, буквально с каждым днём растёт объём информации об окружающем нас мире. Для наших обучающихся становится всё более актуальным умение её верно воспринимать и перерабатывать, вычленять главное, отсекать лишнее, переводить на язык собственного понимания. Общепризнанный факт, что формируется это умение значительно быстрее и эффективнее, если вовлекать студентов в исследовательскую деятельность, призванную инициировать их к познанию того, что известно другим, а им пока нет, но интересно и важно было бы узнать, совершая самостоятельные открытия.

Стоит отметить, что формирование исследовательских компетенций начинается еще в школьный период, когда ученики выполняют несложные лабораторные работы, решают творческие задачи, выполняют экспериментальные домашние задания исследовательского характера, занимаются проектной деятельностью, участвуют в различных конференциях и олимпиадах.

Однако, несмотря на это, анализ показывает, что большинство первокурсников техникума характеризуются несформированностью творческого мышления и потребностью к творческой интеллектуальной деятельности, т. е. имеют средний, а зачастую, и низкий уровень развития исследовательских компетенций. Они испытывают трудности при работе с книгой, им сложно выделять главное, правильно фиксировать прочитанное и т. д. То есть возникает необходимость проведения целенаправленной работы по вовлечению студентов в исследовательскую деятельность.

Исследовательская деятельность, используемая как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) или как самостоятельная деятельность, позволяет решить многие задачи, стоящие перед современным образованием.

Это проблемное введение в тему занятия, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на занятии, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, коллективная рефлексия и др. В процессе работы над темой включаются экскурсии, социальные акции, работа с различными текстовыми источниками информации, подготовка практически значимых продуктов и их общественная презентация.

На первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектную или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать и в групповых, и в индивидуальных формах работы. Важно, чтобы результат такой работы был представлен публично, имел социальное и практическое значение, был близок пониманию подростков, укреплял в них желание учиться и продолжать заниматься исследованиями.

Студенты-первокурсники ведут исследовательскую деятельность в области самоопределения. Она является мощным средством углубления знаний в избранной предметной области, поэтому студенты экономического отделения охотно включаются в неё и относятся к ней творчески.

Новые ФГОСы требуют развития критического мышления, аналитических способностей. Смена парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную» определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий. А одной из основных задач современного образовательного процесса является подготовка специалиста, востребованного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией.

Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в специалисте как личности творчески саморазвивающейся, способной реализовать свои индивидуальные запросы, усваивать новые знания и способы деятельности. Выпускник профессионального образовательного учреждения должен владеть исследовательскими компетенциями, которые лежат в основе исследовательской деятельности и, по мнению А. И. Савенкова, включают в себя:

-        умение видеть проблемы;

-        умение использовать технику формулировки вопросов;

-        умение формулировать гипотезы;

-        умение давать определение понятиям;

-        умение классифицировать;

-        умение наблюдать и проводить эксперимент;

-        умение работать с текстом и делать выводы;

-        умение доказывать и защищать свои идеи [4, с. 11].

Что, как не исследование развивает эти способности? И не важно, что мы исследуем. Главное — желание познавать новое, неизведанное.

В подростковом возрасте происходит совершенствование таких познавательных процессов как память, речь и мышление. Они уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом, относительно свободно рассуждают на нравственные, политические и другие темы. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста — это умение оперировать гипотезами. И очень важно именно в этот момент создать для них соответствующие условия — возможность проводить исследовательскую деятельность и презентовать свои наработки.

Эта форма работы предполагает создание таких условий, при которых студенты самостоятельно ставят учебные цели, намечают пути их реализации, контролируют и оценивают свои достижения. Она может использоваться как на занятии, так и во внеурочное время.

Применение исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования. Поисковая активность — одно из условий, позволяющих воспитывать у студентов жажду знаний и стремление к открытиям. Как преподаватель-словесник ставлю перед группой и перед собой проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании не только ради упражнения, но и ради поисков истины. И студентам важно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений.

Так, например, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.

Смысл данной работы заключается в том, чтобы планировать исследовательскую деятельность, добывать необходимую информацию по определённой теме, её фиксировать с помощью пиктограмм, схем, таблиц, анализировать добытые сведения и, на начальном этапе, готовить небольшой доклад-сообщение. Это расширяет кругозор обучающегося, открывают простор для развития критического мышления и речи. Создаются условия для самостоятельного исследования самых разных проблем. Здесь же формируются познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Любой доклад на занятии заканчивается обсуждением. Надо дать слушателям возможность задать вопросы. По итогам защиты поощряю не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы.

Некоторые из этих докладов перерастают в исследовательские работы, которые студенты дебютируют на техникумовской и областной научно-практической конференции. Ведь не важно, что содержание материала может показаться простым и понятным с точки зрения взрослого человека, важно то, что на данном этапе формируются ценнейшие качества творческой личности.

Публичная защита исследовательских работ есть не что иное, как коммуникативная практика. Следует помнить, что общественное признание для учащегося имеет очень большое значение и служит важным стимулом в учении. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов, однако и критика полезна начинающему исследователю, она позволяет ему более объективно оценивать результат собственного труда, исправлять ошибки и не останавливаться на достигнутом.

Очень важно, что в результате проведённого исследования, обучающиеся получили не только определённые знания, но и пережили личный опыт, побывали в ситуации успеха, социального признания, повысилась мотивация достижения.

Сами исследовательские работы могут быть как эмпирические, так и теоретические. Трудность работы над теоретическим исследованием заключается в том, чтобы проанализировав нужную литературу, суметь доказать или опровергнуть свою гипотезу, не превратив работу в реферат.

Некоторые студенты очень любят творческие работы, где необходимо рассуждать о прочитанном, опираясь на текст.

Довольно эффективным средством организации исследовательской деятельности и развития исследовательских компетенций является ведение читательского дневника, в котором интегрируется связь литературы с другими предметами гуманитарного цикла. Теоретические сведения, включенные в читательский дневник студентов, излагаются в строгой логической системе, проиллюстрированы и подкреплены основательным практическим материалом, соответствующим общеобразовательной программе. Необходимо отметить, что работа студентов в читательских дневниках направлена и на развитие самостоятельной практической творческой деятельности.

Есть темы, трудные для обучающихся — умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы.

Мы учимся не только формулировать проблему, но и определять причины возникновения проблем, а также планируем пути их решения.

Большую трудность вызывает работа с источниками информации, с текстом, умение отделять главное от второстепенного.

Большие возможности по формированию исследовательских компетенций предоставляет внеаудиторная самостоятельная работа студентов.

В нашем техникуме не первый год действует Литературная гостиная, где каждый студент может проявить свои творческие способности. В прошлом учебном году было проведено 3 заседания Литературной гостиной:

Мысль «семейная» в романе Л. Толстого «Война и мир»

Символика цвета в лирике С. Есенина.

Душа обязана трудиться, по творчеству Ю. Друниной.

В заседаниях Литературной гостиной приняли участия 67 студентов. Хочется отметить, что каждый год количество участников Литературной гостиной возрастает.

Рис. 1. Количество участников Литературной гостиной (с 2011 по 2014 г)

 

Как следствие формирования исследовательских компетенций является участие студентов-первокурсников в подготовке статей в студенческий журнал «Лови волну». В 2012 году журнал занял 3 место во всероссийском конкурсе студенческих печатных изданий.

Для отслеживания результатов работы мною используется наблюдение за обучающимися, отмечается их активность, самостоятельность, участие в научно-исследовательских конференциях разных уровней, их достижения. Кроме того, существует 3 уровня развития исследовательской компетентности, которыми я пользуюсь в своей работе:

-          1 уровень — нейтральное отношение к исследовательской деятельности; не видит проблему; слабо ориентируется в справочной литературе; плохо выражает свои мысли, не умеет задавать вопросы по существу; выполняет только те задачи, которые поставил педагог; слабый самоконтроль выполнения действий;

-          2 уровень — положительное отношение к исследовательской деятельности; не всегда видит проблему, может выдвинуть гипотезы, умеет делать выводы; умеет ориентироваться в справочной литературе, пользоваться ресурсами Интернета; умеет выражать свои мысли, задавать вопросы; проявляет самостоятельность при постановке задач; самоконтроль проявляется не на всех этапах исследовательской деятельности; испытывает потребность в консультации преподавателя на большинстве этапов работы;

-          3 уровень — положительное отношение к исследовательской деятельности; ориентирован на активное приобретение дополнительных знаний; принимает к решению самостоятельно поставленные задачи; умеет видеть проблему, выдвигать гипотезы, делать выводы; умеет ориентироваться в справочной литературе, пользоваться ресурсами Интернета; выражать свои мысли, задавать вопросы; проявляет самостоятельность при составлении доклада по теме исследования, в работе над презентацией; консультации необходимы на начальном и завершающем этапах работы.

В настоящий момент в исследовательскую деятельность вовлечены студенты экономического отделения группы ОС-1301, которые находятся на разных ступенях овладения исследовательскими компетенциями.

Организация исследовательской деятельности — процесс очень трудный. Есть в этой работе неоспоримые плюсы: развитие поисковых умений обучающихся, их творческой активности, развитие самостоятельности и самоорганизации, познавательной мотивации, расширение кругозора, умение работать с большими по объёму источниками информации, приобретение опыта в составлении докладов, сообщений, презентаций, опыта публичных выступлений. Но есть и очевидные минусы: большая предварительная работа, не всегда успешный результат, дополнительная нагрузка (физическая и эмоциональная) на преподавателя и студента. Преподаватель, который берётся за организацию исследовательской деятельности, должен обладать знаниями по теме, которую выбирает студент. Ведь темы могут быть самыми разнообразными. Необходимо увлечь учащихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Это, несомненно, дает положительные результаты в повышении уровня обученности и качества знаний по предметам.

Рис. 2. Качество знаний по русскому языку

 

Рис. 3. Качество знаний по литературе

 

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. И наша задача совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Исследовательская деятельность обучающихся важна в не меньшей степени и для педагога, который получает стимул для профессионального самосовершенствования, самообразования и признания.

Занимаясь исследованиями, наши студенты встают на новую ступень своего личностного развития, самостоятельно открывают новое в мире и в себе. А в этом и заключается, на мой взгляд, главная цель современного образования, нашей общей школьной и студенческой жизни.

 

Литература:

 

1.         Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru, 2008.

2.         Грабовский, А. От компетентности учителя к профессиональной культуре коллектива/ А. Грабовский// Народное образование. — 2009. — № 4. — С. 209–212.

3.         Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] /А. Н. Поддъяков. — М., 2000.

4.         Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]/А. И. Савенков//Школьные технологии. 2008.- № 1. — С. 11–20.

5.         Середенко, П. В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам [Текст]/П. В. Середенко — М.: МПГУ, 2011. — 186 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle