Библиографическое описание:

Маркова Ю. В. Аудиовизуальные технологии как неотъемлемое средство формирования общекультурных компетенций у студентов вышей школы // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 805-808.

Современные тенденции развития информационных технологий диктуют необходимость расширения форм, методов и средств обучения за счет широкого использования современных электронных информационно-коммуникативных подходов — телевидение, видео, средства мультимедиа. Их применение в учебно-воспитательном процессе позволяет значительно повысить эффективность наглядности в обучении, полнее и точнее информировать учащихся об изучаемом объекте или явлении, расширить арсенал методических приемов педагога в учебном процессе изложения знаний.

Ключевые слова: аудиовизуальные средства обучения, эффективность обучения, общекультурные компетенции, современная методика преподавания.

 

Активные процессы глобализации и интеграции все больше проявляются и укрепляются во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в области высшего образования. От каждого выпускника вуза требуется усвоение обширного набора компетенций, знаний и умений, что влечет за собой необходимость ориентирования системы высшего образования на формирование мультикультурной личности, конкурентоспособного специалиста.

Новые образовательные стандарты по различным специальностям включают от восьми до двадцати четырех и более общекультурных компетенций (ОК). Например, владение культурным мышлением, способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения, способностью анализировать философские, мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы; способность понимать сущность и значение информации в развитии общества, готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, умение работать с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях, соблюдение основных требований информационной безопасности и многое другое. Важнейшей целью высшего образования является успешное формирование данных компетенций, таким образом педагогу необходимо как можно более доступно представлять материал обучающимся.

На протяжении всей своей жизни человек взаимодействует с окружающим миром, принимая информацию о нем и от него с помощью своих пяти органов чувств. Современный мир — это визуально ориентированный мир, мир информационных технологий и виртуальных возможностей. Вследствие этого телевидение и видео начали привлекать аудиторию не только как развлечение, но и активно использоваться с когнитивной целью во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании.

Активное развитие средств массовой информации изменило дидактический ландшафт, ученическую аудиторию: повысился общий интеллектуальный уровень обучаемых. Нынешние студенты — это поколение, полностью воспитанное под воздействием информационных технологий. Вне зависимости от наших желаний, на данный момент школа высшего образования в большой мере уступает средствам массовой информации в формировании естественнонаучной картины мира. Любая перспективная система образования уже не может ссылаться только на преподавателя — как единственного источника академической информации. Сегодня его роль заключается, прежде всего, в организации учебного процесса, многогранном становлении учащихся. Новейшие тенденции развития информационных технологий предписывают необходимость расширения методов, форм и средств обучения за счет масштабного использования современных электронных информационно-коммуникативных подходов — телевидение, видео, мультимедийные средства. Их использование в образовательном процессе делает возможным значительно улучшить эффективность наглядности в образовательно-воспитательном процессе, полнее и точнее информировать студентов о рассматриваемом объекте или явлении, расширить многообразие методических систем педагога в образовательном процессе изложения информации. [2, с. 168]

«Информационная картина мира представляет собой свод информации, позволяющей адекватно воспринимать окружающий объективный мир и взаимодействовать с ним, выбирать собственное информационное пространство и личную информационную среду, через которую с помощью системы прямых и обратных информационных связей влиять на природу и общество, решать массу проблем, включая глобальные». На данном этапе становления общества любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их дальнейшего исполнения.

Вопросы, касающиеся эффективного представления образовательной информации, являются одними из первостепенных проблем обучения. Особое значение они получили в настоящий период, в связи с широким применением информационных технологий в системе высшего образования.

Посредством проведения экспериментов, было выявлено, что при устном изложении материала обучающийся за минуту воспринимает и может переработать до одной тысячи условных единиц полученной информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч подобных единиц, в связи с тем, что при единовременном влиянии нескольких раздражителей образуются временные связи между самими анализаторами, возникает ассоциация восприятий, что приводит к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности.

Так высокая эффективность использования аудиовизуальных средств, основанных на зрительном и слуховом восприятии материала, в обучении студентов высших школ совершенно очевидна.

«Аудиовизуальные средства обучения (другими словами — «слухозрительные» от лат. audire — слышать и visualis — зрительный) — это особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в образовательном процессе, включающая экранные и звуковые пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации». [1, с. 8]

Эти образовательные средства подразделяются на (по классификации Ляховицкого):

-          визуальные средства (зрительные видеограммы), которые представляют собой рисунки, таблицы, схемы, репродукции с произведений живописи, транспаранты, диафильмы, диапозитивы;

-          аудитивные средства (слуховые фонограммы), т. е. грамзапись, магнитозапись, радиопередачи;

-          сами аудиовизуальные средства (зрительно-слуховые видеофонограммы), которыми являются кино-, теле- и диафильмы со звуковым сопровождением, программы для ЭВМ.

Существует еще одна классификация аудиовизуальных средств обучения. Она содержит экранные, звуковые и экранно-звуковые средства (по классификации Зельманова).

Также аудиовизуальные средства обучения могут быть:

1)        учебными, специально предназначенными для занятий языком и включающими в себя методически обработанный учебный материал, а именно наглядные пособия;

2)        учебными, созданными для занятий по другим дисциплинам, но еще и привлекаемыми в качестве учебных материалов по языку, т. е. средства наглядности;

3)        естественными средствами массовой коммуникации, заключаемыми в учебный процесс. [4, с.105]

Аудиовизуальные средства обучения играют особую роль среди других методов обучения и оказывают наиболее сильное обучающее воздействие, благодаря тому, что гарантируют образное восприятие преподносимого материала и его наглядную конкретизацию в форме наиболее доступной для восприятия и запоминания; являются единством точного научного изложения фактов, принципов, событий, явлений с элементами искусства, «поскольку отображение жизненных явлений совершается художественными средствами (кино- и фотосъемка, художественное чтение, живопись, музыка и др.)».

Дидактические особенности аудиовизуальных средств обучения следующие:

-         высокая информационная насыщенность;

-         совершенствование преподнесения научной информации;

-         отображение изучаемых явлений в развитии, динамике;

-         реальность показа действительности.

Внедрение аудиовизуальных средств обучения способствует реализации принципа целенаправленности, принципа связи с жизнью, принципа наглядности, положительному эмоциональному фону образовательного процесса.

Аудиовизуальные средства обучения являются результативным источником улучшения качества обучения студентов высших школ, благодаря яркости, выразительности и информативной значимости визуально-слуховых образов, отражающих ситуации общения и окружающую действительность.

В современной методике преподавания принято различать аудиовизуальные средства обучения (пособия для занятий) и технические средства обучения (технические приспособления для демонстрации пособий).

К аппаратуре относятся кино-, диа- и графопроекторы, электропроигрыватели, радиоприёмники, магнитофоны, телеприёмники, видеомагнитофоны и видеопроигрыватели, школьные радиоузлы, теле и видеостудии. Особую группу составляют лингафонные устройства, которые представляют собой языковые лаборатории, а также обучающие машины и компьютеры.

Аудиовизуальные средства образования на современном этапе развития включают в себя:

1.         Фонограммы: все разновидности фоноупражнений, фонотесты, фонозаписи текстов, рассказов, аудиоуроки и аудиолекции.

2.         Видеопродукция: видеофрагменты, видеоуроки, видеофильмы, видеолекции, тематические слайды и транспаранты.

3.         Компьютерные учебные пособия: электронные учебники, самоучители, пособия, справочники, словари, прикладные обучающие контролирующие программы, тесты и учебные игры.

4.         Интернет: сетевые базы данных, видеоконференции, видеотрансляции, виртуальные семинары, телеконференции на специальных тематических форумах, телекоммуникационные проекты.

С момента своего возникновения интернет стал бесценным инструментом в жизни современного человека. Мало кто из людей современности может представить себя без интернета. Доступ в глобальную сеть дает возможность беспрестанного виртуального контакта с миром и окружающей действительностью. Интернет с его сетевыми ресурсами имеет важнейшее предназначение в современном образовании студентов. Огромное количество электронных библиотек предоставляет возможность прочитать практически любую книгу, статью или научный журнал, не выходя из дома.

Интернет с его огромными информационными и дидактическими возможностями способен оказать исключительно ценное содействие образованию:

-          в самостоятельной познавательной активности учащихся (поиск информации; изучение, углубление первого или второго изучаемого языка, устранения пробелов в знаниях, умениях, навыках; подготовка к сдаче экзамена, зачета);

-          в учебной деятельности в процессе дистанционного обучения;

-          в учебно-воспитательном процессе на уроке и во внеурочной деятельности, особенно в системе дополнительного образования. [1, с. 56]

В образовательной сфере все чаще прибегают к проведению онлайн конференций, олимпиад, лекций и семинаров. Это позволяет стереть границы между странами и обогатить свои познания, посредством вступления в разнообразные международные сообщества. Эта онлайн практика ценна и для самих педагогов, так как позволяет делиться своим опытом и черпать новые методы обучения у своих коллег из любой точки мира.

Важно отметить, что активное использование аудиовизуальных средств обучения положительно сказывается на организации всего учебного процесса в целом, дает ему большую ясность и целенаправленность, влияет на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студента.

Общая специфика человеческого восприятия различной информации определяется особенностями функционирования пяти органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, сенсорики. И ввиду того, что мир сегодня — это визуально ориентированный мир, мир виртуальных возможностей и информационных технологий, то аудиовизуальные средства — кинематограф, телевидение, видео, мультимедиа — обретают особое значение в решении задач воспитания и образования. Они дают чрезвычайно наглядный пример исключительной по размаху и скорости системы распространения аудиовизуальной информации.

 

Литература:

 

1.         Воронин, Ю. А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие / Ю. А. Воронин. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001. — 135 с.

2.         Золотухина В. П. Обучение студентов неязыковых специальностей устному научно-техническому переводу / В. П. Золотухина // Ученые записки КнАГТУ. Науки о человеке, обществе и культуре. — Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», 2011. — № I — 2 (5). — С. 30–32.

3.         Ильина, Ю. В. Роль подготовки студентов технического вуза к иноязычной коммуникации // Дальний Восток России: историко-культурное наследие и социально-культурное развитие. Чтения, посвященные памяти профессора Л. Н. Долгова: материалы Международной науч.-практ. конференции, Комсомольск-на-Амуре, 17 марта 2–14 г. / редкол.: Я. С. Иващенко (отв. ред.) [и др.] — Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2014. — 201 с.

4.         Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. — М.: Аcademia, 2001. — 256 с.

5.         Носкова, Т. Н. Аудиовизуальные технологии в образовании / Т. Н. Носкова. — СПб.: СПбГУКиТ, 2004. — 197 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle