Библиографическое описание:

Борисенко Н. А. Художественный аспект профессиональной подготовки будущих учителей технологий в высших учебных заведениях Украины // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 728-731.

В статье рассматривается проблема необходимости художественной подготовки будущих учителей технологий в высших учебных заведениях Украины. Раскрывается сущность и важность художественно-творческой деятельности будущих учителей технологий, анализируется учебный план профессиональной подготовки студентов специальности «Технологическое образование».

Ключевые слова: художественный компонент, профессиональная подготовка, учитель технологий, художественно-творческая деятельность.

 

The problem of artistic training of future teachers of technology in higher educational institutions of Ukraine are considers in the article. The essence and importance of artistic and creative activity of future teachers of technology are revealed by author, the curriculum of professional training students of the specialty «Technology education» are examines in the article.

Keywords: artistic component, vocational training, teacher of technology, art and creativity.

 

В Концепции развития педагогического образования в Украине и ее интеграции в европейское образовательное пространство отмечается, что коренные сдвиги в социально-экономическом, духовном развитии государства требуют подготовки учителя новой генерации [2, 26–27]. На это указывают и требования к учебному процессу современной школы, направленные на целостность педагогических процессов, преобразование содержания образования в механизм системного развития творческой личности ученика, реализации его творческого потенциала.

Трудовая подготовка в общеобразовательных школах Украины теперь должна базироваться не только на формировании определенных знаний и трудовых умений, но и, прежде всего, на развитии личности школьника, на формировании умений чувствовать прекрасное, ориентироваться в произведениях искусства, созданных человеческим трудом, знании истории развития традиционных для своих региона и страны ремесел, развитии ассоциативных связей и понимании внутренних интегративных механизмов между различными искусствами в процессе их становления и развития [6, 61].

Поэтому одной из приоритетных задач высшего педагогического образования в Украине и других странах мира выступает развитие творческих способностей будущих педагогов, в частности учителей технологий.

Национальная доктрина развития образования в Украине, Государственная программа «Образование» (Украина XXI века), Концепция педагогического образования, Закон Украины «О высшем образовании», Национальная государственная комплексная программа эстетического воспитания, а также концепции эстетического воспитания ориентируют высшее образование Украины на осуществление комплекса мер по приобщению молодежи к художественно-эстетической культуре, к различным видам искусства, к развитию способностей творческого усвоения социокультурного опыта общества [2, 27].

Художественная культура личности в системе профессионального образования, как справедливо отмечает И. А. Зязюн, предусматривает гармонизацию личности профессионала, развитие его духовности; обеспечение целостности его субъективной картины мира; наполнение гуманистическим содержанием его профессиональных знаний, формирование у него профессионально значимых эстетических качеств и художественных способностей; повышение уровня его общей и профессиональной культуры, выработку не потребительского, а активного творческого отношения к окружающей действительности, способности самостоятельно находить прекрасное в жизни и профессиональной деятельности, стремление сохранять и приумножать его [3, 88].

Развитие эстетических чувств у будущих учителей технологий в процессе практической деятельности предопределяет совершенствование их интеллектуальных способностей, поскольку, «формы созерцания», и «формы мышления», − как отмечает известный философ Э. В. Ільєнков, − ни в коем случае не могут быть унаследованы физиологически, то есть вместе с анатомией органов мышления и восприятия. Они каждый раз воспроизводятся в индивидууме путем упражнений этих органов и унаследываются особым путем − через формы предметов, созданных человеком для человека, через формы и организацию предметно-человеческого мира. Культура, созданная трудом человека, ее предметные характеристики, духовное содержание, а также человеческое сообщество являются материальными носителями форм ощущение мира и форм мышления, посредством которых они передаются от одного поколения к другому [3, 88]. Будущие учителя технологий овладевают такими формами через различные способы трудовой деятельности, общение, через игру и обучение.

Вопросу профессиональной подготовки будущего учителя трудового обучения уделяют значительное внимание многие ученые (Г. Альтшуллер, В. Андрияшин, И. Волощук, А. Выхрущ, В. Гедвилло, В. Гетт, Г. Гуревич, А. Коберник, В. Мадзигон, В. Моляко, Е. Милерян, В. Сидоренко, В. Стешенко, Г. Терещук, В. Титаренко, Д. Тхоржевский О. Щербак и др.).

В частности различным вопросам содержания и методики подготовки учителей трудового обучения посвящены труды В. Васенка, Н. Корца, Т. Кравченко, В. Назаренко, Б. Прокоповича, Г. Разумной, Л. Тархан и др. [5, 146].

Влиянию искусства, художественного творчества в эстетическом, нравственном и трудовом воспитании детей и молодежи, формировании творческой личности посвящены исследования психологов и педагогов, среди которых такие российские научные деятели, как А. А. Аронов, Г. С. Альтшулер, В. Г. Злотников, М. С. Каган и другие, а также украинские исследователи И. А. Зязюн, В. И. Мазепа, Л. М. Масол, Н. Г. Ничкало, Л. О. Новак, Е. Н. Отич, В. О. Радкевич, О. П. Рудницкая, В. П. Тименко и другие.

Дидактическое обоснование введения в учебный процесс элементов художественного конструирования и технической эстетики освещены в работах Е. Антоновича, О. Гервас, Ю. Катханової, Б. Нешумова, Л. Оршанского, В. Тименка, В. Титаренко, Л. Шпак и др. [5, 146].

Проанализированные работы ученых-исследователей как правило направлены на изучение вопросов технического творчества будущих учителей, их технико-конструкторской деятельности, методики проведения занятий. В то же время недостаточно раскрыта роль художественной подготовки будущих учителей технологии для будущей профессиональной деятельности, развития их художественно-технических способностей. Недостаточно внимания уделяется формированию эстетического отношения будущих учителей технологий к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы, творческие продукты.

Значительным потенциалом развития личности владеет художественно-творческая деятельность, привлечение к которой способствует формированию важных качеств человека, о нехватке которых сегодня с тревогой говорят многие ученые Украины и России. Речь идет об эмоциональности, художественно-образной выразительности, эстетической восприимчивости, художественном мышлении, эмпатии, воображении и прочем.

Художественно-творческая деятельность — это организованное взаимодействие человека с художественными объектами, в процессе которого он созидает, познает эстетический образ мира, преобразует этот мир [1].

Художественный компонент — это неотъемлемая часть профессиональной подготовки будущих учителей технологий, которые должны хорошо знать содержание и сущность декоративно-прикладного искусства, значимость художественного образования и его роль в развитии личности человека, механизм воздействия искусства на развитие учащихся, должны научиться методически правильно выстраивать урок, то есть иметь хорошую художественно-эстетическую подготовку [6].

Формирование креативной, духовной, культурной личности всегда происходило под влиянием искусства. Важную роль играет в этом художественно-техническая подготовка. Поэтому подготовка специалиста, способного к продуктивной педагогической и художественной деятельности, должна стать одной из приоритетных задач современного технологического образования.

На данный момент в Украине действует ступенчатая система подготовки педагогических специалистов, в частности учителей технологий, которая охватывает учебные заведения всех уровней аккредитации: І ступень − младший специалист (подготовка осуществляется в инженерно-педагогических техникумах, І у. а.; педагогических колледжах, ІІ у.а.), II ступень − бакалавр (высшее базовое образование получают в институтах и университетах, ІІІ-IV у. а.), III ступень − специалист (высшее образование получаемое в институтах, университетах, ІІІ-IV у. а.), IV ступень − магистр (полное высшее образование обеспечивают учебные заведения IV уровня аккредитации).

Учебным планом профессиональной подготовки студентов специальности «Технологическое образование» предусмотрены такие дисциплины, как «Художественная обработка материалов» (вышивка, вязание, украинские народные ремесла, изготовление куклы-мотанки и др.), «Техническое творчество», «Технологический практикум», «Основы дизайна», «Ручная обработка дерева», «Ручная обработка металла» «Механическая обработка дерева», «Механическая обработка металла», «Конструирование и моделирование швейных изделий» и другие, в процессе изучения которых предвидится: выполнение эскизов изделий, изучение истории народных ремесел, ознакомление с правилами композиционного решения изделий, конструированием, техникой художественной обработки изделий и т. д.

Преподавание основ украинского декоративно-прикладного искусства решает основные дидактические задачи: приобретение теоретических знаний, овладение профессиональными навыками и умениями, усовершенствование художественных умений будущих учителей технологий, развитие творческих художественно-технических способностей студентов. Большое воспитательное значение различных видов декоративно-прикладного искусства объясняется тем, что они основаны на народном творчестве, сочетающей в себе эстетическое начало с промышленной технологией и ручным трудом.

Полученные знания находят применение при выполнении курсовых и дипломных работ. Формирование художественно-технических умений происходит на практических занятиях. Здесь органично сочетается решение творческих задач с овладением приемами работы, практическими навыками.

Рассмотренная проблема требует глубокого и внимательного анализа научных деятелей, дополнительных всесторонних исследований, которые последнее время стали все чаще проводиться в Украине.

Итак, современный учитель технологий должен быть образцом воспитанности, компетентности и культуры; эстетическое сознание будущего специалиста формируется в процессе изучения профессионально-ориентированных и эстетически-направленных курсов, воспитательное значение которых усматривается в том, чтобы способствовать усвоению тех знаний, тех элементов духовной, художественно-эстетической культуры, которые имеют непосредственное значение для формирования сознания, интеллекта, морали, профессиональных качеств и взглядов будущих учителей технологий; основы профессионального мастерства специалистов технологического направления закладываются в процессе художественно-творческой деятельности.

 

Литература:

 

1.         Адеева Э. Художественно-творческая деятельность как основа развития младшего школьника [Электронный ресурс]: Проблеми та перспективи розвитку науки на початку третього тисячоліття у країнах СНД. URL: http://oldconf.neasmo.org.ua/node/550 (дата обращения: 15.12.2014)

2.         Андрощук І. Концептуальні засади формування естетичної культури майбутніх викладачів спеціальних дисциплін професійних навчальних закладів швейного профілю / І. Андрощук // Професійно-художня освіта України: зб. наук. праць / редкол.: І.А. Зязюн, В. О. Радкевич, Н. М. Чепурна та ін. — Київ; Черкаси: Видавництво «Черкаський ЦНТЕІ», 2008. — Вип.V. — 162 с.

3.         Висоцька Л. Художня культура як провідний чинник формування професійної майстерності кондитера // Професійно-художня освіта України: зб. наук. праць / редкол.: І.А. Зязюн, В. О. Радкевич, Н. М. Чепурна та ін. — Київ; Черкаси: Видавництво «Черкаський ЦНТЕІ», 2008. — Вип.V. — 162 с.

4.         Рукасова С., Полякова С. Вивчення основ дизайну як передумова отримання дизайн-освіти майбутніми вчителями технологій // Проблеми підготовки сучасного вчителя. — Ч. 1. — 2013. — № 8. — С. 147–148.

5.         Сидоренко О. Д. Розвиток художньо-творчих умінь і навичок майбутніх учителів трудового навчання в процесі професійної підготовки: дис.... канд. пед. наук: 13.00.02 − К., 2006. − 235 с.: іл.

6.         Шашина Л. Ю. Художественно-эстетическая подготовка будущих учителей начальных классов на основе метода проживания произведений искусства [Електронний ресурс]: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.08 − Йошкар-Ола, 2012. − 24 с. − URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/hudozhestvenno-jesteticheskaja-podgotovka-buduwih-uchitelej-nachalnyh-klassov-na.html. — Назва з екрана (дата обращения: 02.11.2014)

 

References:

 

1.         Adeeva E. Artistic and creative activities as a basis for the development of primary school children [Electronic resource]: Problems and prospects of development of science in the beginning of the third Millennium in the CIS. − URL: http://oldconf.neasmo.org.ua/node/550 (date of access: 25.12.2014)

2.         Аndroschuk I. Conceptual basis for the formation of aesthetic culture of future teachers of special subjects vocational schools sewing profile // Professionally-art education of Ukraine: collected scientific articles / editorial board.: I. A. Sasun, V. O. Radkevich N. M. Tchepurna − Kyiv, Cherkasy: Publishing house «Cherkasy CNTEI», 2008. − P.V. − 162 p.

3.         Vysotskaya L. Artistic culture as the leading factor in the formation of professional skills of a pastry chef // Professionally-art education of Ukraine: collected scientific articles / editorial board.: I. A. Sasun, V. O. Radkevich, N. M. Tchepurna − Kyiv, Cherkasy: Publishing house «Cherkasy CNTEI», 2008. − P.V. − 162 p.

4.         Rukasova S., Polyakov S. The study of the fundamentals of design as a prerequisite for obtaining design education for future teachers of technology // The Problems of modern teacher training. − P. 1. − 2013. − № 8. − P. 147–148.

5.         Sidorenko, O. D. Development of artistic and creative abilities and skills of future teachers of career education in the process of professional preparation: dis.... cand. ped. sciences: 13.00.02 − K., 2006. − 235 p.: pic.

6.         Shashina L. Y. Aesthetic training of future primary school teachers on the basis residence of works of art [Electronic resource]: abstract of thesis.... of candidate of pedagogical Sciences: 13.00.08 − Yoshkar-Ola, 2012. − 24 p. − Mode of access: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/hudozhestvenno-jesteticheskaja-podgotovka-buduwih-uchitelej-nachalnyh-klassov-na.html. − Title from the screen. (date of access: 02.11.2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle