Депрессорные присадки на основе низкомолекулярного полиэтилена и изучение механизма их действия на дизельные топлива | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Депрессорные присадки на основе низкомолекулярного полиэтилена и изучение механизма их действия на дизельные топлива / С. Ф. Фозилов, С. О. Нарзиева, Р. С. Рузиева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15112/ (дата обращения: 20.04.2024).

Изучение влияния депрессорных присадок на дизельные топлива и их свойства, имеет теоретическое и практическое значение для целенаправленного синтеза присадок и их рационального использования. Имеются многочисленные исследования и существуют различные теории, но всё, же нет единого общепринятого взгляда на механизм действия депрессорных присадок.

Все нефтепродукты, в том числе и дизельные топлива (ДТ), являются дисперсными системами, так как для них характерны свойства, присущие классическим дисперсным системам: гетерогенность и дисперсность. И поэтому на сегодняшний день ДТ также называют топливными дисперсными системами (ТДС). Более 50-ти лет для повышения качества ТДС используют различные присадки. В то же время, принцип действия присадок в ТДС до сих пор пока не полностью ясен [1–4].

В цитируемых работах не учитывается адсорбционный характер ПАВ, а именно [3,4]:

-          в процессе фильтрации совместно с парафином и без адсорбции на парафине могут частично выделяются поверхностно активные вещества в виде дисперсной фазы, а также вследствии гетерокоагуляции;

-          возможность совместной кристаллизации молекул парафина и молекул присадок;

-          адсорбции неактивных соединений, присутствующих в технических присадках.

В итоге механизм адсорбции депрессоров на парафине из его дисперсий пока ещё не установлен.

В настоящей работе представлены экспериментальные результаты, доказывающие механизм действия присадок в ТДС на основе низкомолекулярного полиэтилена (НМПЭ). На межмолекулярных взаимодействий (ММВ) в растворах ТДС с присадками однозначно указывают следующие факты:

1)        обнаруженные методом УФ — спектроскопии новые полосы поглощения, отсутствующие в спектрах отдельных компонентов;

2)        независимость кинематической вязкости ТДС от концентрации присадок различной химической природы;

3)        удельная электропроводность сополимеров — депрессоров, не являлась суммой электропроводностей компонентов, выбранных для их синтеза. Именно ММВ, вероятно, способствуют формированию сополимера с развернутой конформацией.

Некоторые физико-химические показатели ДТ и нефтепродуктов, предусмотренные по ГОСТу 305–82 и ТУ 38.101889–00, представлены в табл. 1.

Эффективность депрессорных присадок дизельных топлив оценивали по изменению температуры застывания и помутнения ДТ, при содержании присадок 0,05–0,50 % масс. Температуры застывания и помутнения ДТ определяли по ГОСТу 20287–91 и 5066–91, соответственно. Для иллюстрации эффективности депрессорных присадок в дизельных топливах, в табл.2. представлены данные по максимальному изменению температуры застывания ДТ и нефтепродуктов.

Сопоставление полученных данных показывает, что чем ниже исходная температура застывания ДТ, тем выше эффект уменьшения температуры застывания дизельных топлив, причём наблюдаемый эффект мало зависит от химического строения присадок.

Полученные результаты позволяют предположить, что процесс взаимодействия присадок с ТДС происходит по адсорбционному механизму. Для подтверждения этого, мы исследовали зависимость поверхностного натяжения на границе раздела фаз ТДС (σ) от концентрации различных присадок на основе НМПЭ (депрессорно-диспергирующих и многофункциональных).

Таблица 1

Физико-химические показатели дизельных топлив

Наименование показателей

Значения показателей для образцов ДТ и нефтепродуктов

1

2

3

4

5

6

Температура помутнения, 0С

-8,0

-6,0

-6,0

-6,0

+1,0

+4,0

Температура застывания, 0С

-18

-17

-15

-12

-8,0

+1,0

Плотность при 200С, кг/м3

814

837

836

838

825

855

Вязкость при 200С, мм2

2,39

4,12

5,23

5,02

3,97

-

Анилиновая точка,0С

66,8

63,6

67,3

67,4

69,4

76,6

Фракционный состав:

Выкипает при температуре,0С

50 %

221

264,9

278

279

280

325

96 %

356

352,7

362

353

375

361

Содержание н-парафинов, образовавших комплекс с карбамидом СП, %масс.

5,9

9,8

2,4

6,8

4,4

8,6

Содержание н-алканов от их суммы, % масс.

С12–15

58,92

55,25

38,04

45,93

24,72

5,74

С16–21

35,12

41,36

53,53

48,35

64,91

78,17

С³22

6,13

3,43

8,55

5,78

10,37

16,12

 k1 = С12–15³22

9,61

15,87

4,44

7,94

2,38

0,35

k2 = k1П

1,63

1,62

1,85

1,16

0,54

0,041

1 — компонент ДТ Бухарского НПЗ; 2 — летнее ДТ Бухарского НПЗ; 3 — летнее ДТ Ферганского НПЗ; 4 — зимнее ДТ Бухарского НПЗ; 5 –компонент ДТ Ферганского НПЗ; 6 — Бухарского ДТ утяжеленного фракционного состава.

 

Оказалось, что с повышением концентрации присадок, «σ» ТДС уменьшалось, причем тем больше, чем большей поверхностной активностью обладали присадки. Это, во-первых, доказывало принадлежность исследованных присадок к классу ПАВ, а во-вторых, свидетельствовало о повышении стабильности ТДС в присутствии присадок.

Таблица 2

Эффективность депрессорных присадок в дизельных топливах

Образцы ДТ

Максимальная депрессия температуры застывания Δtз (0С) в дизельных топливах в присутствии 0,05–0,5 % масс. депрессорных присадок:

ДП-НМПЭ

ДП-НМПЭ-ПБОО

ДП-НМПЭ-ПБОТ

ДП-НМПЭ-ПБТО

ДП-НМПЭ-ПБТТ

БНПЗ Keroflux-6100

1

22

25

26

27

29

4,0

2

27

23

25

28

31

3,0

3

16

17

18

18

19

4,0

4

31

22

23

25

27

11

5

28

13

14

15

17

3,0

6

12

4,0

6,0

8

10

2,0

 

Действие депрессорных присадок, по-видимому, заключается:

-          в их способности в момент формирования дисперсной фазы в парафинсодержащих системах совмещаться с дисперсными частицами твердых углеводородов путем адсорбции или внедрения в структуру кристаллов твердых углеводородов;

-          в изменении размеров, формы и строения (молекулярной структуры) частиц дисперсной фазы, а в некоторых случаях в повышении растворимости твердых углеводородов;

-          в создании на поверхности частиц твердой фазы энергетического барьера за счет сил отталкивания той или иной природы, который препятствуют в определенных условиях притяжению и коагуляции частиц дисперсной фазы [5–6].

Таким образом, полученные нами экспериментальные данные дают основание считать, что все присадки — НМПЭ работают в ТДС по единому механизму. Суть механизма состоит в повышении стабильности ТДС, о чем свидетельствует уменьшение значений «σ» на ее границе раздела фаз в присутствии присадок.

 

Литература:

 

1.         Тертерян Р. А. Депрессорные присадки к нефтям, топливам и маслам –М., Химия, 1990. -238 с.

2.         С. Г. Агаев, А. М. Глазунов, С. В. Гультяев, Н. С. Яковлев. Улучшение низкотемпературных свойств дизельных топлив: монография. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. — 145 с.

3.         С. Ф. Фозилов, О. Б. Ахмедова, Ш. Б. Мавлонов, Ш. М. Сайдахмедов, Б. Н. Хамидов. Синтез и исследование свойств депрессорных присадок на основе гетероциклических эфиров полиметакриловых кислот. Узбекский журнал нефти и газа. -Тошкент.: 2010. № 4 — с. 41- 42

4.         Фозилов С. Ф., Хамидов Б. Н., Ахмедова О. Б., Мавлонов Ш. Б., Содиков У. М. Способ получения депрессорной присадки на основе низкомолекулярного полиэтилена с метиловым эфиром метакриловой кислоты. «Актуальные проблемы инновационных технологий химической, нефтегазовой и пищевой промышленности» Респуб. науч.техн.конф., Тошкент-Кунград. 2010. -с.43–44.

5.         Fozilov S. F., Ahmedova O. B., Mavlonov Sh.B., Saydaxmedov Sh.M., Hamidov B. N. Mahalliy chiqindilar asosida dizel yoqilgilari uchun depressor prisadkalar olish texnologiyasni yaranish. Kimyo va kimyo texnologiyasi jurnali 2011 yil № 1. 46–48 b.

6.         Фозилов С. Ф., Ахмедова О. Б., Каландаров Ж. А., Мавлонов Ш. Б., Ҳамидов Б. Н.. Получение и изучение свойств депрессорных присадок на основе отходов производства полиэтилена. Международной научной конференция «Пластмассы со специальными свойствами», посвященной 90-летию профессора, заслуженного деятеля науки и техники Анатолия Федоровича Николаева. — Санкт-Петербург: 17–19 октября 2011, -с. 271–273.

Основные термины (генерируются автоматически): присадок, дисперсная фаза, топливо, граница раздела фаз, повышение стабильности, присутствие присадок, температура застывания.


Похожие статьи

Влияние цетаноповышающих присадок на работу двигателей...

Предельная температура фильтруемости, не выше. для холодного климата. % -20.

Недостатками присадок на основе пероксидов являются присущая им невысокая стабильность и повышенное смолообразование содержащих их топлив [6].

Исследование влияния депрессорно-полимерных присадок на...

Испытание депрессорных присадок при введении в дизельные топлива с целью улучшения низкотемпературных свойств производилась ЦЗЛ «Ферганский НПЗ». Рис. 1. Зависимость температура застывания дизельных топлив от содержания присадки.

Местное сырьё — основа для получения депрессорных присадок...

Реакция полимеризации метакрилатов осуществляется непрерывно в аппарате (5) в присутствии инициатора — перекиси

Исследовано влияние природы синтезированных депрессорных присадок на температуру застывания дизельного топлива Dts 989:20 01.

Способы улучшения эксплуатационных свойств дизельного...

В основном присадки изменяют свойства дизельных топлив с помощью некоторых химических веществ.

Акустические воздействия на дисперсные системы приводят к структурным превращениям компонентов дисперсной фазы, изменению размеров ассоциатов, степени...

Влияние применения присадок на стабильность ЭТЭ

Также сохраняется общая тенденция эмульсий к увеличению стабильности с увеличением концентрации присадки.

Это объясняется приближенными плотностями дисперсной среды и разделяющейся фазы [16–29].

Математическое моделирование низкотемпературных свойств...

где: у — температура застывания дизельного топлива; х — концентрация присадки

Суть этого принципа состоит в повышении стабильности ДТ. Литература: 1. С. Ф. Фозилов, О. Б. Ахмедова, Ш. Б. Мавлонов, Ш. М. Сайдахмедов, Б. Н. Хамидов.

Исследование депрессорных присадок к дизельным топливам...

дизельное топливо, противоизносная присадка, присадок, топливо, метакриловая кислота, серная кислота, температура застывания, граничная пленка, реакционная среда, элементный анализ.

Изучение депрессорных свойств многофункциональных полимеров...

- создание нефтяных дисперсных систем с заданными свойствами и разработка принципов их регулирования с целью наилучшей организации технологических

Рис. 2. Зависимость температуры застывания дизельных топлив от содержания депрессорных присадки.

Обзор применения водно-топливных эмульсий в ДВС

Это обусловлено большой разницей температур кипения топлива (200…360°С) и воды (100°С).

− низкая седиментационная устойчивость (недостаток устраняется при использовании специальных присадок или поверхностно-активных веществ).

Влияние цетаноповышающих присадок на работу двигателей...

Предельная температура фильтруемости, не выше. для холодного климата. % -20.

Недостатками присадок на основе пероксидов являются присущая им невысокая стабильность и повышенное смолообразование содержащих их топлив [6].

Исследование влияния депрессорно-полимерных присадок на...

Испытание депрессорных присадок при введении в дизельные топлива с целью улучшения низкотемпературных свойств производилась ЦЗЛ «Ферганский НПЗ». Рис. 1. Зависимость температура застывания дизельных топлив от содержания присадки.

Местное сырьё — основа для получения депрессорных присадок...

Реакция полимеризации метакрилатов осуществляется непрерывно в аппарате (5) в присутствии инициатора — перекиси

Исследовано влияние природы синтезированных депрессорных присадок на температуру застывания дизельного топлива Dts 989:20 01.

Способы улучшения эксплуатационных свойств дизельного...

В основном присадки изменяют свойства дизельных топлив с помощью некоторых химических веществ.

Акустические воздействия на дисперсные системы приводят к структурным превращениям компонентов дисперсной фазы, изменению размеров ассоциатов, степени...

Влияние применения присадок на стабильность ЭТЭ

Также сохраняется общая тенденция эмульсий к увеличению стабильности с увеличением концентрации присадки.

Это объясняется приближенными плотностями дисперсной среды и разделяющейся фазы [16–29].

Математическое моделирование низкотемпературных свойств...

где: у — температура застывания дизельного топлива; х — концентрация присадки

Суть этого принципа состоит в повышении стабильности ДТ. Литература: 1. С. Ф. Фозилов, О. Б. Ахмедова, Ш. Б. Мавлонов, Ш. М. Сайдахмедов, Б. Н. Хамидов.

Исследование депрессорных присадок к дизельным топливам...

дизельное топливо, противоизносная присадка, присадок, топливо, метакриловая кислота, серная кислота, температура застывания, граничная пленка, реакционная среда, элементный анализ.

Изучение депрессорных свойств многофункциональных полимеров...

- создание нефтяных дисперсных систем с заданными свойствами и разработка принципов их регулирования с целью наилучшей организации технологических

Рис. 2. Зависимость температуры застывания дизельных топлив от содержания депрессорных присадки.

Обзор применения водно-топливных эмульсий в ДВС

Это обусловлено большой разницей температур кипения топлива (200…360°С) и воды (100°С).

− низкая седиментационная устойчивость (недостаток устраняется при использовании специальных присадок или поверхностно-активных веществ).

Похожие статьи

Влияние цетаноповышающих присадок на работу двигателей...

Предельная температура фильтруемости, не выше. для холодного климата. % -20.

Недостатками присадок на основе пероксидов являются присущая им невысокая стабильность и повышенное смолообразование содержащих их топлив [6].

Исследование влияния депрессорно-полимерных присадок на...

Испытание депрессорных присадок при введении в дизельные топлива с целью улучшения низкотемпературных свойств производилась ЦЗЛ «Ферганский НПЗ». Рис. 1. Зависимость температура застывания дизельных топлив от содержания присадки.

Местное сырьё — основа для получения депрессорных присадок...

Реакция полимеризации метакрилатов осуществляется непрерывно в аппарате (5) в присутствии инициатора — перекиси

Исследовано влияние природы синтезированных депрессорных присадок на температуру застывания дизельного топлива Dts 989:20 01.

Способы улучшения эксплуатационных свойств дизельного...

В основном присадки изменяют свойства дизельных топлив с помощью некоторых химических веществ.

Акустические воздействия на дисперсные системы приводят к структурным превращениям компонентов дисперсной фазы, изменению размеров ассоциатов, степени...

Влияние применения присадок на стабильность ЭТЭ

Также сохраняется общая тенденция эмульсий к увеличению стабильности с увеличением концентрации присадки.

Это объясняется приближенными плотностями дисперсной среды и разделяющейся фазы [16–29].

Математическое моделирование низкотемпературных свойств...

где: у — температура застывания дизельного топлива; х — концентрация присадки

Суть этого принципа состоит в повышении стабильности ДТ. Литература: 1. С. Ф. Фозилов, О. Б. Ахмедова, Ш. Б. Мавлонов, Ш. М. Сайдахмедов, Б. Н. Хамидов.

Исследование депрессорных присадок к дизельным топливам...

дизельное топливо, противоизносная присадка, присадок, топливо, метакриловая кислота, серная кислота, температура застывания, граничная пленка, реакционная среда, элементный анализ.

Изучение депрессорных свойств многофункциональных полимеров...

- создание нефтяных дисперсных систем с заданными свойствами и разработка принципов их регулирования с целью наилучшей организации технологических

Рис. 2. Зависимость температуры застывания дизельных топлив от содержания депрессорных присадки.

Обзор применения водно-топливных эмульсий в ДВС

Это обусловлено большой разницей температур кипения топлива (200…360°С) и воды (100°С).

− низкая седиментационная устойчивость (недостаток устраняется при использовании специальных присадок или поверхностно-активных веществ).

Влияние цетаноповышающих присадок на работу двигателей...

Предельная температура фильтруемости, не выше. для холодного климата. % -20.

Недостатками присадок на основе пероксидов являются присущая им невысокая стабильность и повышенное смолообразование содержащих их топлив [6].

Исследование влияния депрессорно-полимерных присадок на...

Испытание депрессорных присадок при введении в дизельные топлива с целью улучшения низкотемпературных свойств производилась ЦЗЛ «Ферганский НПЗ». Рис. 1. Зависимость температура застывания дизельных топлив от содержания присадки.

Местное сырьё — основа для получения депрессорных присадок...

Реакция полимеризации метакрилатов осуществляется непрерывно в аппарате (5) в присутствии инициатора — перекиси

Исследовано влияние природы синтезированных депрессорных присадок на температуру застывания дизельного топлива Dts 989:20 01.

Способы улучшения эксплуатационных свойств дизельного...

В основном присадки изменяют свойства дизельных топлив с помощью некоторых химических веществ.

Акустические воздействия на дисперсные системы приводят к структурным превращениям компонентов дисперсной фазы, изменению размеров ассоциатов, степени...

Влияние применения присадок на стабильность ЭТЭ

Также сохраняется общая тенденция эмульсий к увеличению стабильности с увеличением концентрации присадки.

Это объясняется приближенными плотностями дисперсной среды и разделяющейся фазы [16–29].

Математическое моделирование низкотемпературных свойств...

где: у — температура застывания дизельного топлива; х — концентрация присадки

Суть этого принципа состоит в повышении стабильности ДТ. Литература: 1. С. Ф. Фозилов, О. Б. Ахмедова, Ш. Б. Мавлонов, Ш. М. Сайдахмедов, Б. Н. Хамидов.

Исследование депрессорных присадок к дизельным топливам...

дизельное топливо, противоизносная присадка, присадок, топливо, метакриловая кислота, серная кислота, температура застывания, граничная пленка, реакционная среда, элементный анализ.

Изучение депрессорных свойств многофункциональных полимеров...

- создание нефтяных дисперсных систем с заданными свойствами и разработка принципов их регулирования с целью наилучшей организации технологических

Рис. 2. Зависимость температуры застывания дизельных топлив от содержания депрессорных присадки.

Обзор применения водно-топливных эмульсий в ДВС

Это обусловлено большой разницей температур кипения топлива (200…360°С) и воды (100°С).

− низкая седиментационная устойчивость (недостаток устраняется при использовании специальных присадок или поверхностно-активных веществ).

Задать вопрос