Библиографическое описание:

Султонов А. И., Джумаева Н. И. Воспитание молодежи в духе патриотизма, толерантности в преподавании социально-гуманитарных дисциплин // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 853-855.

Большие требования предъявлены сегодня к преподавателям социально-гуманитарных дисциплин. Одной из главных задач профессорско-преподавательского состава, работающих в этой сфере, является качественное преподавание этих дисциплин, краеугольным моментом которого должен стать процесс воспитания молодежи в духе толерантности относительно представителей других наций и народностей, а также патриотизма и любви к своей Родине.

Общая цель воспитания, как указывает Саттарова М. А., предполагает решение конкретных задач, составляющих его содержание. Развитие духовно-нравственного потенциала личности в современном меняющемся обществе создаёт условие для устойчивого и стабильного развития общества на основе способностей и потребностей индивидов в ответственном, сознательном и целенаправленном поведении, в творческом конструировании социальной реальности (4).

Государство регулирует систему образования, определяя уровень требований к содержанию образования и его объему. Сегодня подготовка специалистов с высшим образованием в Республике осуществляется в 66 высших учебных заведениях — университетах, институтах. Программы, по которым ведутся преподавания в ВУЗах республики, предусматривают в 1 блоке до 25 % социально-гуманитарных дисциплин. Такой процент данных дисциплин отвечает требованиям проводимых в стране реформ, согласно Национальной Программе по подготовке кадров.

Огромное значение приобретает в связи с этим воспитание у студентов практических навыков, выработки идеологического иммунитета, гражданского осознанного поведения, опираясь на духовные нормы и общечеловеческие ценности современного мира.

Чтобы стать гражданином свободного, справедливого, демократического общества этому необходимо учиться, овладевать определенными способностями, это прежде всего: коммуникабельностью, аналитическим мышлением, толерантностью по отношению к окружающим, самостоятельностью, предприимчивостью, инициативностью и т. д. Долг преподавателей социально-гуманитарных наук — обучить студентов общечеловеческим ценностям, которые придают нашей многогранной жизни определенную осмысленность.

Актуальным сегодня является вопрос, — каким образом необходимо «преподавать» духовные ценности? Ответом на этот вопрос является выделение главных, приоритетных методов преподавания. Эффект приобретают прежде всего те методы, которые достигают поставленных целей.

Важно констатировать, что новые педагогические технологии и современные методы в преподавании социально-гуманитарных дисциплин призваны буквально, заставлять студентов критически мыслить, выдвигать свои точки зрения, смотреть на ситуацию через призму общечеловеческих ценностей и норм. Красной нитью через весь процесс преподавания должна проходить идея трансляции фундаментальных ценностей, их усвоение в процессе обучения.

«Сегодня, — как подчеркнул Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, — на пути строительства нового демократического государства, справедливого общества, использования нашего огромного потенциала, развития экономики и повышения духовности, одним словом, достижения процветания страны, создания благоприятных условий для живущих на этой священной земле людей ярко демонстрируется созидательная деятельность нашего народа» [1].

В системе гражданского общества духовное возрождение граждан занимает ключевую позицию, т. к. духовность совершенствует национальную государственность, на первый план, выдвигая задачу анализа исторического опыта, возрождение национальных и общечеловеческих ценностей в процессе построения нового справедливого демократического, правового, светского общества с устойчивой рыночной экономикой. Таким образом, коренные изменения в суверенном Узбекистане, вызвали к жизни возрождение национального самосознания, духовно-нравственного потенциала, что определяется конкретными шагами по построению гражданского общества, в основе которого лежат интересы каждого его гражданина.

Построение гражданского общества требует действенного функционирования всех сторон жизни общества, а это возможно лишь с учетом накопленного исторического опыта. История Узбекистана богата историческими примерами, когда строительство централизованного сильного государства могло осуществляться только при духовном обогащении народа. Поэтому развитие просвещенного общества в Узбекистане — это процесс сочетания опыта традиционных структур и поиска новых демократических форм. При углублении процесса демократизации в нашей стране учитывают национальные традиции и конкретный исторический опыт.

В основе добрых устремлений, высоких начинаний лежат присущие нашей нации, нашему народу великодушие и благородство, а также изменившееся за годы независимости мировоззрение наших соотечественников, действенность и эффективность проводимой работы по воспитанию и духовному совершенствованию, в первую очередь подрастающего поколения. [1]

Коренные изменения в суверенном Узбекистане, вызвали к жизни возрождение национального самосознания, духовно-нравственных ценностей. В этом процессе, как подчеркивал глава нашего государства исключительно важное место «…занимает историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа» [2].

Все это предопределило настоятельную потребность, с позиций идеологии национальной независимости, осмысления того, как развивается и обогащается духовная сфера жизни нашего общества. И в частности, как преподаются социально-гуманитарные дисциплины в ВУЗах Республики.

Глава Республики Президент И. А. Каримов, глубоко осмыслив закономерности современного прогресса, заложил фундамент духовного развития при строительстве демократии в нашем государстве. Социально-гуманитарные дисциплины обоснованы в произведениях Президента. Для изучения и пропаганды основных понятий и принципов духовного развития, толерантности было принято распоряжение о внедрении в систему высшего образования нашего государства новых дисциплин, среди которых: Основы духовности и просветительства, Национальная идея, теория и практика построения демократического общества в Узбекистане и т. д.

Целью данных дисциплин является разъяснение сущности и содержания понятий: толерантность, духовность, просветительство, суверенитет, демократия, их исторические разновидности, сущности картины мира и процессов глобализации, смысла и содержания понятий ценности, возрождения, гражданской ответственности. Приоритетных принципов нашего общества, сущности «узбекской модели», основополагающей цели, основных идей и специфики идеологии национальной независимости, путей и средств ее внедрения в души и сердца наших соотечественников.

Главными задачами изучаемых дисциплин является формирование основ нового мировоззрения и идеологического иммунитета, навыков самостоятельного мышления у молодежи, путем внедрения в сознание студентов всех понятий и принципов духовной сферы, недопущение появления так называемого, духовного вакуума, среди молодого поколения. Одним словом, должна решаться благородная задача по воспитанию в духе патриотизма своей страны здорового и совершенного молодого поколения, имеющего творческое мировоззрение и живущего прогрессивными идеями человечества.

За прошедшие годы независимого пути развития в нашем обществе был накоплен определенный опыт, как теоретический, так и практический по формированию и развитию социально-общественной жизни, который строился, и впредь будет строиться на демократических принципах и ценностях, учитывая собственную культуру, историю и менталитет многонационального состава населения Республики Узбекистан.

Социальные дисциплины является составной частью современного гуманитарного образования, и дают студентам, всем ее изучающим гражданам необходимую базисную подготовку по теории и методологии анализа духовной жизни, вырабатывает мировоззренческие ценностные критерии оценки общественных событий, умение связывать просветительские знания с духовной практикой.

Изучение социально-гуманитарных дисциплин, предоставляют возможность студентам научиться государственному мышлению и подходам к актуальным вопросам современности, высоким морально-этическим требованиям к политике, реально представлять возможности, достижения и просчеты людей по устройству и созиданию правового социального государства, гражданского общества.

Таким образом, социально-гуманитарные дисциплины помогают объективно освещать проблемы духовного развития и просвещения нашего общества. Практической значимостью изучения общественно-гуманитарных дисциплин является то, что они не только прививают чувство толерантности, духовно возвышают молодого человека, но и помогают расширить наше представление об истории края, и могут быть использованы при разработке конкретных вопросов политики государственной независимости, построения демократического общества.

 

Литература:

 

1.                  Каримов И. А. Приветствие Президента Ислама Каримова на торжествах, посвященных 9 годовщине Независимости Республики Узбекистан.// Народное Слово, 2000, 1 сентября.

2.                  Каримов И. А. Наша главная цель — неуклонно следовать курсом построения свободного общества и благополучной жизни. — Народное Слово — 8 декабря 2007г.

3.                  Каримов И. А. Узбекистан на пороге ХХ1 века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса.-Т., Узбекистон, 1997, с.134.

4.                  Сатторова М. А. Роль интериоризации ценностей в формировании гармонично развитой личности. // Молодой ученый. 2014. № 9. стр.514.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle