Библиографическое описание:

Бойбекова Ш. А., Дустмурадов Ж. Д. Процесс глобализации и национальная идентичность // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 998-1000.

С первых шагов по пути независимости в республике Узбекистан придается большое значение возрождению и дальнейшему развитию духовности, совершенствованию системы национального образования, укреплению его национальной основы, повышению их до уровня мировых стандартов в гармонии с требованиями времени (3). Глобализация резко обострила проблему национально-культурной идентичности, которая сегодня превратилась в одну из важнейших проблем. Проблема идентичности остро встает как перед отдельно взятыми индивидами, так и разного рода сообществами, этносами, народами, государствами. Особенно остро эта проблема ощущается в странах, вставших на путь создания независимых государств, возрождения культуры.

Под национальной идентичностью принято понимать некий целостный образ, который индивид составляет о самом себе, неизменный во всех жизненных ситуациях, в которых осознаёт себя индивид. Люди, живущие в едином социокультурном и политико-культурном пространстве, нуждаются в некоем комплексе общих для всех них ценностей, норм, установок и т. д. Этот комплекс, определяющий содержание и направленность общественного сознания, общественной и политико-философской мысли, включает в себя основополагающие представления об обществе, государстве и составляет мировоззренческую инфраструктуру. Именно на основе мировоззренческой инфраструктуры формируется национальная и геополитическая идентичность народа и представляющего его государства. Национальная идентичность формируется на пересечении национально-исторической, социально-психологической, социокультурной, политико-культурной и др. сфер. В её содержание входят установившиеся особенности национальной культуры, этнические характеристики, обычаи, верования, мифы, нравственные императивы и т. д. Она теснейшим образом связана с понятием «национальный характер». Здесь речь идёт о представлениях людей о себе, о своем месте в мире. Как отмечал А. Тойнби, «ни одна нация или же национальное государство Европы не может продемонстрировать историю, которую можно было бы объяснить из нее самой» (2). Национальная и геополитическая идентичность включает множество компонентов, таких как мировоззрение, национальное самосознание и менталитет, национальный характер, историческая память, этнонациональные образы, национальные традиции, мифы, символы и стереотипы поведения и др. Немаловажными составляющими идентичности являются исторически сформировавшиеся, относительно формализованные и зачастую конкурирующие между собой представления о месте страны в мире, её культурно-цивилизационной принадлежности, национальных интересах, геополитических приоритетах и т. д.

Для правильного понимания природы и предназначения идентичности необходимо иметь соответствующее представление обо всех этих аспектах и измерениях. То, чего хочет и делает, чего добивается и к чему стремится тот или иной народ, как он определяет и оценивает свое место и миссию в мире, помимо всего прочего, определяется также тем наследием, которое этот народ получил от своего прошлого. Он обретает свой специфический портрет, образ через свою историю и, поэтому, понимание идентичности достигается через проникновение в эту историю. Именно истории объясняют нам историческую индивидуальность систем, позволяющую их идентифицировать. Очевидно, что чрезвычайно важным фактором сохранения идентичности является память о прошлом, поскольку ею во многом питается сознание отдельно взятого человека, коллектива, общества. В силу того, что личностная самостоятельность человека формируется в процессе социокультурной и политико-культурной социализации, забвение прошлого затрудняет понимание собственной идентификации с соответствующим сообществом. Видение и оценка себя и окружающего мира — это в значительной степени продукт национальной истории и культуры, передающийся из поколения в поколение. Они складываются как результат синтеза взглядов, установок, позиций различных слоев населения, политической и интеллектуальной элиты, научного, и образовательного, экспертного сообществ, творческой интеллигенции, общества в целом. Соответственно, идентичность сообщества, народа, государства конституируется историческими традициями, сформировавшимися в течение многих поколений, веков, а то и тысячелетий национальными мифами, символами, стереотипами поведения и т. д. Кризис идентичности в разных странах может вызвать такие явления, как потеря памяти об историческом прошлом, в крайней форме выражающейся в своего рода манкуртизме, отрицании национальных символов, утрате веры в национальный идеал или миссию национального государства, разрыв между реальным и должным, обесценение ценностей, прерывность в истории и др. Очевидная причина кризиса идентичности — это, несомненно, комплекс факторов, в числе которых ключевое значение имеют глобализация важнейших сфер общественной жизни, грандиозный скачок в развитии транспорта и сферы информационно-телекоммуникационных технологий, нарастающие потоки миграции населения во всех регионах земного шара и др. Особенность современного этапа мирового развития состоит в том, что процесс изменений и сдвигов наряду со сферой экономики глубоко затронул политическую, социокультурную и духовную сферы, идеи и образы мысли, сферы экологии. Весь мир в целом и отдельные регионы в частности стали в беспрецедентной степени изменчивыми и динамичными. Соответственно на международной арене народы и государства сталкиваются с более неустойчивыми, неопределенными и непредсказуемыми проблемами, чем в любой из прежних исторических периодов. Создалось новое положение, характеризующееся несоответствием традиционных идейно-политических установок и ориентаций реальным проблемам современности. Наблюдается все более четко проявляющаяся тенденция к интенсификации трансграничных экономических, политических, социальных, культурных и иных связей.

В силу новых, доселе невиданных возможностей и открытости неизменными спутниками глобализации, как бы ее оборотными сторонами стали фрагментация и дифференциация. Иначе говоря, оборотной стороной глобализации является возрождение национализма, различных форм фундаментализма, приверженностей традиционным, религиозным ценностям и т. д. Если глобализация способствует размыванию национально-государственных границ, и, соответственно, национально-государственной идентичности, фрагментация, наоборот, стимулирует возрождение, во всяком случае, в сознании людей воображаемых границ разного рода субнациональных этнических, конфессиональных, культурных, языковых и иных общностей, подпитывая соответствующие идентичности. Другими словами, глобализация усиливает процессы фрагментации, многообразие возможностей, самоопределение в отсутствие авторитетов и стандартизированное поведение и т. д. Накладываясь друг на друга, они создают условия для дробления единой национальной идентичности на несколько или множество идентичностей.

На первый взгляд парадоксом выглядит тот факт, что в условиях глобализации одновременно с универсализацией культуры наблюдается тенденция к возрастанию культурных различий в обществе.

При всем сказанном, на глобальном уровне можно найти некоторые культурные универсалии или унифицированные культурные явления, такие как мода, туризм, образование и т. д., вместе с тем проявляющиеся на фоне огромного культурного, этнического, национального многообразия, разных уровней развития. В условиях глобализации сохраняются территориальные и культурные границы стран, историческая память отдельных обществ, но возрастает общность культурных стандартов, возможность стать членом объединенной системы, растет взаимозависимость. Вместе с тем возникает расхождение между ощущением своей национальной принадлежности и гражданства, тогда как прежде речь шла о национально-государственной принадлежности. Глобализация социокультурной сферы осуществляется в меньшей мере, чем глобализация экономических отношений, информации. Поэтому социокультурная специфика сохраняется при всех взаимодействиях, как путем сохранения локальных культур своих отечеств, «малой родины», так и путем сохранения культурных предпочтений на глобальном уровне. В этом контексте для граждан Узбекистана особую значимость приобретает проблема национальной идентичности, вопрос о самоидентификации, определении ее роли и места в мировом сообществе, её предназначения, миссии.. Геополитическая идентичность в современных реалиях выступает в качестве своеобразного индикатора, позволяющего судить о судьбах, предназначении и миссии государства, характере и магистральных направлениях его политической стратегии. Поэтому в отечественных социальных науках она должна стать одним из приоритетных направлений научного анализа.

 

Литература:

 

1.                  Каримов И. А. Наша главная цель — неуклонно следовать курсом построения свободного общества и благополучной жизни. — Народное Слово — 8 декабря 2007г.

2.                  Эркаев А. Духовность и развитие. Т.: Маънавият. 2008.

3.                  Джумаева Н. Э. и др. «Национальная программа подготовки кадров» — основа реформирования системы образования в Узбекистане. // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3, март. стр.171.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle