Библиографическое описание:

Ибрахимов Б. Б. Общественно-философская мысль в Средней Азии (XVI–XVII в.) // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 1002-1005.

В рассматриваемый период, как и в предыдущие века, в Средней Азии продолжали развиваться литература, многоотраслевая наука, архитектура и изобразительное искусство. Высокого уровня достигла поэзия, о чем свидетельствует ее онтологии: «Музакир ул-ахбоб»Хасана Бухари Нисари(1566) и «Тазкират ул-шуар»(1604–1605), содержащие имена многих сотен деятелей литературы, живших и творивших в Самарканде, Бухаре, Ташкенте и других городах и селениях Средней Азии.

Пользуются известные труды среднеазиатских историков XVI-XVII вв., многие из которых до сих пор не утратили своей ценности и представляют значительный интерес для изучения данной эпохи. Немало таких трудов, хранящихся в многочисленных книжных и рукописных фондах Узбекистана и других стран, еще ожидают своих последователей.

В XVI в. сложном положении оказалась наука. В эту эпоху уже не творили такие выдающиеся ученые, как Улугбек и его соратник Али Кушчи. С конца первой половины XVII в. все более проявляются отставание и упадок феодального общества Средней Азии. Общественно-философская мысль развивалась в основном на почве традиций предшествующих веков. В целом она представлена в виде комментариев и примечаний на крупнейшие труды классического периода, хотя нельзя отрицать появление целого ряда оригинальных трактатов.

Одной из главных особенностей рассматриваемого периода в развитии общественно-философской мысли Средней Азии является то, что, начиная с XVI в., оно происходило в двух главных направлениях.

1.      Развитие в самой Средней Азии.

Здесь следует выделить два этапа: развитие общественно-философской мысли в XVI-XVII вв. и в XVIII — первой половине XIX в.

Эти два этапа отличаются друг от друга. Первый представлен крупными философами своего времени, такими как Мирзаджан Ширази, Юсуф Карабаги, Мухаммад Шариф Бухари, Иноятулла Бухари и ряд других. Они являются авторами ряда трудов по философии, истории, языкознанию и других сочинений, а так же множества комментариев и примечаний философского характера [1, C.55].

Одним из известнейших философов Средней Азии второй половины XVI в. является Хабибулла Мирзаджан аш-Ширази — учитель Юсуфа Карабаги автора — знаменитого «Трактата о скрытом».

В этот период многие представители науки и культуры Ирана были подвергнуты гонению в результате провозглашения там шиизма в качестве религии официального толка. Среди них оказался и Ширази. В поисках условий для занятий науками Мирзаджан вместе со своим учеником после долгий скитаний перебирается в Среднюю Азию. Формирование многих таких беженцев из Ирана как крупных ученых происходило уже в Средней Азии на почве ее богатых научных в частности, философских традиций. Особое место среди ученых — беженцев занимал Мирзаджан Ширази, получивший известность под именем «новоявленного муллы» [2, C.31].

Мирзаджан занимался в Ширазе преподаванием и имел множество учеников, стекавшихся к нему из разных районов Персии. Из них многие завоевывают известность на педагогическом и литературном поприще, избрав предметом своего пера философию и истолкование философских произведений живших до них авторов [3, C.138].

Другой крупный представитель общественно-философской мысли Средней Азии XVII в. Ибн Мухаммаджан Юсуф ал-Карабаги являлся выходцем из Азербайджана. Несмотря на всю сложность социально-политической обстановки он сумел достойно продолжить некоторые прогрессивные взгляды и тенденции предшествовавших ему великих мыслителей.

Что касается его творческого наследия, то перу Карабаги принадлежало множество трудов, большинство из которых было широко известно в Средней Азии.

Юсуф Карабаги представляет мир единым телом, все органы которого закономерно связаны друг с другом. «Мир,- писал он, — является единым телом, и все существующие вещи являются его членами. Чтобы ни происходило в мире, все это отражается в теле» [4, C.251].

По утверждению Карабаги, все вещи мира находятся между собой в причинно-следственных отношениях. Так, всякое следствие имеет причину, «если утверждается отсутствие причины, то обязательно отсутствует и следствие».

Философские взгляды Юсуфа Карабоги явились отражением, в основном, прогрессивных идей его эпохи. Одним из важнейших выводов, который может быть сделан из анализа его философских воззрений, является то, что перепатеизм на Востоке в той или иной степени находил свое продолжение, по крайней мере, до XVII в. Он внес большой вклад в общее развитие общественно-философской мысли как в Азербайджане, так и в Средней Азии, в частности, в Узбекистане.

Заслуживает внимания в творчестве мыслителя освещение вопроса о непрерывности. Интересно, что он рассматривает эту проблему в виде восходящей спирали. В его представлении, на каждый прерывный круг — «ступень» -становится другая ступень. В результате появляются так называемые «вышестоящие» и «нижестоящие», ступени, т.е мы имеем дело с периодичностью, необходимой предпосылкой существования которой является последовательность. Непрерывное повторение восходящих по спирали ступеней в цепи последовательности приводит, по мнению Бухари, к бесконечности.

Второй этап развития общественно-философской мысли в Средней Азии характеризуется появлением отдельных комментариев, примечаний и редких философских трактатов. В области философской мысли мы уже не встречаем крупных авторов. Наблюдается возрастание влияния суфизма. Встречаются поэты, чьи произведения не лишены были идей социально- политического, этического характера.

Второе направление — это развитие философской мысли в Индии среднеазиатскими мыслителями, оказавшимися в государстве Бабура. Трехсотлетнее существование империи Бабуридов оставило глубокий след не только в культурной жизни Индии, но и Средней Азии и других прилегающих стран. Несмотря на свое географическое местонахождение духовная жизнь государства Бабура и Бабуридов всегда оставалась частью среднеазиатской, так как Бабур и его потомки всегда были верны ее традициям, духу и продолжали развивать эту культуру на чужбине в лучших ее чертах.

В развитии общественно-философской мысли в Индии важную роль играли персидский язык и персоязычная литература, которые, несмотря на свою территориальную ограниченность, были весьма обширны. Образование империи Бабура явилось качественно новым этапом в последующем развитии персоязычной литературы. Наряду с персидским, языками урду и хинди, староузбекский язык играл заметную роль в развитии общественно-политической и культурной жизни Индии XVI в. [5, C.95].

Таким образом, важным фактором развития науки и культуры в Средней Азии и Индии явились установившиеся прочные культурные связи этих стран, а так же их отношения с другими государствами, что способствовало «культурному взаимовлиянию нородов Средней Азии и народов Китая, Индии, Ирана и Византии» [6, C.97].

В XVI-XVII вв. с развитием государства Бабура и Бабуридов культурное общение этих государств приобретает новые черты. Съехавшиеся из многих прилегающих стран передовые люди знакомили индийцев с научными и культурными достижениями своей страны, а те в свою очередь — с трудами видных индийских ученых, поэтов, их образом жизни и т. д.

В рассматриваемый период одним из величайших произведений остаются мемуары «Бабур-наме», обладающие замечательными литературными достоинствами [7, C.41].

Среди философов можно назвать немало ярких имен, таких как Муборак Нигори, Джалалиддин Танисари и другие; в числе историков: создатель трехтомного «Извлечения из истории», доведенного до времени правления Акбара-шейха Абдулкадыр Бадаюни; автор известного труда «Акбаровы разряды» Низамутдин Гератский; Нурулхакк, автор «Семи климатов»; Амин Ахмад Рази и другие.

Наиболее крупной фигурой в литературе в этот период был поэт Абдул Файзи. Его философские взгляды, шедшие вразрез с традиционной ортодоксией, послужили причиной того, что в официальных мусульманских религиозных кругах его часто объявляли безбожником.

Высоко оценивая роль Файзи в развитии персоязычной литературы в Индии, исследователи отмечают: «Если принято говорить, что период классической (X-XV вв.) персидско-таджикской литературы, составляющей эпоху ее всемирной славы, завершается в Хорасане творчеством Абдурахмана Джами (1414–1490), то в Индии он кончается поэзией Абулфайза Файзи» [8, C.94].

Таким образом, в Индии в эпоху првления Бабуридов, вплоть до начала XVIIIв., жили и творили оригинальные по своему мышлению ученые. Творчество каждого из них представляет большой интерес с точки зрения установления уровня развития общественно-философской мысли в Индии и Средней Азии.

Существенное различие в этот период наблюдалось между идеологами калама и представителями передовой общественно-философской мысли. В формировании мировоззрения прогрессивных ученых важную роль играли богатое наследие среднеазиатских мыслителей, таких как Фараби, Ибн Сина, Беруни и другие, а также духовные достижения соседних стран.

Значительным явлением по своему философскому содержанию был восточный перепатетизм, возникший IX в. Главой восточной перипатетической школы, разработавшим в систематизированном виде ее фундаментальные принципы, следует считать Абу Насра ал-Фараби. Именно к его философскому наследию приводят нас поиски потоков тех или иных теорий и концепций, выдвигающихся в трудах позднейших перипатетиков Востока, в том числе и мыслителей эпохи позднего феодализма в Средней Азии.

Кроме того, видным общественно-философским направлением, оказавшим большое влияние на мировоззрение мыслителей рассматриваемого периода, был пантеизм.

Важной предпосылкой развития науки и культуры в XVI-XVII вв явились научные достижения великих ученых естествоиспытателей прошлого, особенно Средней Азии, и основанные на них стихийно-материалистические воззрения. Однако решающим фактором здесь были благоприятная обстановка, сложившаяся в эпоху правления Улугбека, и его астрономическая школа. Философские и естественнонаучные взгляды о существовании объективного мира и возможностях познания его закономерностей, несомненно, сыграли роль в дальнейшем развитии общественно-философской мысли.

Важным идейным течением явились также гуманистические взгляды передовых мыслителей XV в., в частности великого узбекского поэта и мыслителя Алишера Навои.

Немаловажным явлением и идеологической жизни, оставившим глубокий след в произведениях почти всех средневековых мыслителей данного периода, является суфизм.

Таким образом, идейную борьбу изучаемого периода можно назвать борьбой идей между представителями идущего к разложению феодального общества и передовой мыслью, которая являла собой отзвуки Восточного Ренессанса.

Несомненно, духовную жизнь, развитие культуры этого периода нельзя сравнивать с огромными достижениями науки и философии, культуры и литературы предшествующих эпох — периода развития феодализма в Средней Азии IX-XI или XIV-XV вв. Все же благодаря их широкому использованию и в рассматриваемый период были достигнуты определенные успехи.

 

Литература:

 

1.         Нуритдинов М. Н. Источники по истории культуры и общественной мысли Средней Азии из фонда ИВ АН УзССР//ОНУ. 1985.№ 6. С.55.

2.         Тухфат ад-заирин (Подарок посетителей). ИВ АН РУ. Литография, инв. № 207. С.31.

3.         Семенов А. А. Забытый среднеазиатский философ XVII в. и его «Трактат о сокрытом»//Известия Общества для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами. Т.1.Ташкент, 1928. С.138.

4.         Карабаги. Ханегаховское. ИВ АН РУзб. Литография, инв. № 11555.С. 251.

5.         Кариева Н. С. Представители культуры Средней Азии и Индии во второй четверти XVI в. Ташкент, 1986. С.95.

6.         Григориян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М. 1966. С. 97.

7.         Азимджанова С. А. «Бабур-наме» как источник по истории культуры народов Востока//Из истории культурных связей народов Средней Азии и Индии. Ташкент, 1986. С.41.

8.         Алиев Г. Ю. Персоязычная литература в Индии. М, 1968. С.94.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle