Библиографическое описание:

Вакарчук В. М., Куимова М. В. К вопросу развития умений иноязычной письменной речи (на примере написания статьи) // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 500-501.

Письменные упражнения шлифуют речь, а упражнения в речах оживляют письменный стиль

Марк Фабий Квинтилиан

В условиях глобализации и информатизации общества высоко ценится способность действовать, принимать решения, самостоятельно мыслить; умение добывать профессионально важную информацию; изъясняться в устной и письменной форме, как на родном, так и на иностранном языке. Таким образом, задача подготовки выпускников, умеющих выражать свои мысли в письменной форме, адекватно использовать разнообразные языковые средства на иностранном языке является актуальной.

Обучая умениям письменной речи, формируются не только иноязычные компетенции, но и развиваются умения логически и четко строить письменные высказывания, которые необходимы как на иностранном, так и на родном языке. Письменная речь требует соблюдения более высоких языковых критериев, наличия разнообразных конструкций, стилистической точности. В обучении письменной речи следует моделировать условия и задания, которые были бы реальны, интересны для обучающихся, использовать доступные источники информации [3]. Одним из таких источников является текст, который способствует развитию умений:

-        выделять главную информацию в тексте;

-        обобщать идеи из нескольких источников;

-        грамотно формулировать свои мысли [4].

Выполняя письменные задания, у обучающихся появляется возможность для построения самостоятельного, произвольного высказываний в соответствии с правилами и нормами изучаемого языка, формируются компетенции необходимые для коммуникации на иностранном языке [1, 5, 6].

На занятиях по обучению письменной речи, преподавателю следует делать акцент на развитии умений критически мыслить, высказывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию; культуре письменной речи; содержании и структурной организации письменного сообщения [7].

Обучая иноязычной письменной речи, преподаватель формирует следующие компетенции:

-        лингвистическую (знание языка и правил его функционирования в процессе иноязычной коммуникации);

-        коммуникативную (способность воспринимать и порождать иностранную речь);

-        лингвострановедческую (знание характерных социокультурных особенностей страны изучаемого языка и умение реализовывать письменную коммуникацию согласно этим особенностям).

Развитие умений письменной речи должно быть постепенным и постоянным, совместно с развитием других умений речевой деятельности. Преподавателю следует развивать умения создавать различные типы и жанры письменных сообщений [2]. Письменные задания могут оформляться в виде: официального письма, аннотации, тезисов, эссе, доклада, резюме, рецензии, реферата, статьи и т. д.

Обучая написанию статьи, следует уделять внимание структуре, языковым средствам, объему и содержанию.

В общем, статья пишется для того чтобы:

-        представить мнение;

-        дать совет / предложение;

-        описать события / место / опыт;

-        сравнить / предоставить информацию и т. д.

Для статьи характерна следующая структура:

1)      заголовок:

-        Are you one of those people who …?;

-        Have you ever …?

2)      введение:

-        To start with / At first …;

-        The point of this article is to …;

-        It is often said / claimed that …;

-        In order to decide whether … or not …;

-        The trend nowadays is towards ….

3)      основная часть:

-        The first thing to be considered is …;

-        The first step to be taken would be to …;

-        Let me exemplify this concept by / with …;

-        Another point worth mentioning is …;

-        What is more / Furthermore / Moreover / In addition to …;

-        There is some doubt that …;

-        There are many advantages to + “ing” …;

-        However, it cannot be denied that …;

-        Contrary to the above ideas …;

-        What is clear, is that …;

-        Whereas …;

-        It is widely believed that ….

4)      заключение:

-        To come to a close I am undoubtedly sure …;

-        All of this leads me to the conclusion …;

-        In the light of these …;

-        There can be little doubt that …;

-        To sum up...;

-        In conclusion …;

-        To summarize ….

Критериями оценки статьи могут быть лексико-грамматическая правильность; разнообразие языковых средств с учетом норм иностранного языка; целостность, связность; соответствие теме и ее раскрытие; объем (120–180 слов).

Таким образом, обучение иноязычной письменной речи как виду речевой деятельности развивает умения критического, творческого мышления, активизирует познавательную деятельность, способствует личностному развитию.

 

Литература:

 

1.         Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. 336 с.

2.         Ильина Е. А. Развитие умений письменной речи учащихся средней школы на уроках английского языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 11 (127). С. 195–198.

3.         Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Красанд, 2010. 216 с.

4.         Поторочина Г. Е. К проблеме обучения иноязычной письменной речи студентов — будущих специалистов иностранного языка // Вестник педагогического опыта. 2008. № 28. С. 14–16.

5.         Сорокина И. Г., Цветкова Т. К. Обучение письму как компонент подготовки по иностранному языку // Вопросы филологии. 2010. № 1. С. 102–113.

6.         Тетерина Н. Н. Иноязычное письмо как феномен культуры // Педагогическое образование и наука. 2011. № 6. С. 98–101.

7.         Тутатчикова И. Н. Компетентностный подход к обучению учащихся иноязычной письменной речи // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 17. С. 165–166.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle