Библиографическое описание:

Тясто А. А., Куимова М. В. К вопросу использования учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 562-564.

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.

Петроний

Отличительной характеристикой образования, как и обучения иностранным языкам, является информативность. Обучающихся нужно не только информировать, но и учить самостоятельному, критическому мышлению. Одним из источников информации является Интернет.

Применение компьютерных технологий предоставляет новые возможности получения знаний, повышает эффективность преподавания, предоставляет аутентичную информацию, создает условия для знакомства с культурным разнообразием страны изучаемого языка, способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся [7]. В общем, используя ресурсы Интернета, преподаватель может обеспечить:

-          активизацию деятельности обучающихся;

-          организацию индивидуальной / групповой работы;

-          развитие навыков самостоятельности;

-          развитие навыков исследовательской деятельности;

-          формирование информационной культуры;

-          формирование способностей к межкультурному взаимодействию [3, 6, 7].

Кроме традиционных средств обучения иностранному языку можно использовать следующие ресурсы Интернета:

-          электронные словари и энциклопедии;

-          международные проекты / телекоммуникационные проекты;

-          интерактивные мультимедийные программы;

-          вебквесты;

-          электронные учебные пособия;

-          электронную почту;

-          чаты;

-          форумы;

-          аудио / видео и т. д.

Отбирая ресурсы для работы на занятии, следует принимать во внимание:

-          современность, актуальность материалов;

-          соответствие изучаемой теме;

-          соответствие уровню подготовки обучающихся;

-          наличие социокультурной информации.

В зарубежной литературе рассматривается пять видов учебных Интернет-ресурсов:

1)        хотлист (hotlist) — список Интернет сайтов по изучаемой теме. Их сознание предполагает:

-          определение темы;

-          просмотр релевантных сайтов;

-          распределение сайтов на категории;

-          написание краткой аннотации к сайтам;

-          обсуждение полученных результатов.

2)        трежа хант (treasure hunt) — содержит не только ссылки на сайты, но и вопросы по их содержанию. Используя вопросы, преподаватель может направлять деятельность обучающихся. Как правило, в заключении трежа ханта задается общий вопрос на понимание темы / фактического материала [2].

3)        сабджект сэмпла (subject sampler) — содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы (фотографии / картинки, графическую информацию, аудио, видео и т. д.) и предполагает обсуждение [8].

Используя данный ресурс, обучающиеся не просто знакомятся с фактическим материалом, но и учатся высказывать свое мнение, аргументировать свои ответы, слышать своих собеседников, правильно вести диалог, вступать в дискуссию, развивают риторические способности.

4)        мультимедиа скрэпбук (multimedia scrap-book) — коллекция мультимедийных ресурсов (ссылки на тексты, фотографии / картинки, аудио, видео и т. д.). Отбирая ресурсы для скрэпбука нужно учитывать:

-          аутентичность материалов, их воспитательный, развивающий, культурный потенциал;

-          соответствие целям занятия / уровню подготовки обучающихся;

-          информативность ресурсов;

-          жанровое разнообразие [5].

5)        вебквест (webquest) — организация проектной деятельности обучающихся с использованием Интернет-ресурсов. Вебквест применим к различной изучаемой тематике, предполагает разноуровневые проблемные задания, развивает умения устной и письменной речи [1].

Данная технология развивает аналитические, поисковые, речевые навыки и умения, учит обобщать информацию; прогнозировать, выявлять, формулировать проблему [4]. Как правило, вебквест включает следующие компоненты:

-          вступление;

-          задание;

-          список ресурсов;

-          процесс работы с вебквестом;

-          заключение, обсуждение полученных результатов.

Таким образом, Интернет создает благоприятную среду для обучения иностранному языку, активизирует поисковую, познавательную деятельность обучающихся, развивает социкультурную и коммуникативную компетенции.

 

Литература:

 

1.         Драгунова А. А. Использование учебного Интернет-ресурса «Вебквест» на практических занятиях по английскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 5–2 (23). С. 60–62.

2.         Драгунова А. А., Мохова И. Н. Использование учебных Интернет-ресурсов трежа хант на занятиях по практическому курсу английского языка // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 3. С. 97–101.

3.         Куимова М. В. Интернет-технологии в организации самостоятельной работы студентов (на примере дисциплины «Иностранный язык») // В мире научных открытий. 2013. № 11.8 (47). С. 345–347.

4.         Никеева М. М. Новые Интернет-технологии обучения иностранным языкам в вузе // Перспективы развития информационных технологий. 2013. № 14. С. 107–112.

5.         Никитина Ю. М. Использование учебного Интернет-ресурса «Мультимедиа скэпбук» как средство формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 4. С. 102–105.

6.         Петрашевская Е. Г. Об использовании Интернет ресурсов в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам // Научный вестник МГИИТ. 2013. № 1 (21). С. 127–134.

7.         Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре // Язык и культура. 2008. № 2. С. 100–110.

8.         Шевченко А. И. Интернет-ресурсы как средство формирования социокультурной компетенции студентов неязыкового профиля // Международный академический вестник. 2014. № 1. С. 18–20.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle