Библиографическое описание:

Вьюнов В. Н., Нур Ф. И., Пискарев А. Е., Иванова Т. А., Самсонова М. А., Сидельникова А. А. Евразийская интеграция: сложный и длинный путь // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 258-260.

В настоящий момент в рамках кафедры Современные торговые операции Север-Юг в МГУПП ведутся значительные глубинные исследования по вопросам международных взаимоотношений. Одним из подтверждений этому служат научные статьи по данной тематике за последний период [1–7]. Настоящая работа всего лишь одна из указанного блока.

В период перехода Таможенного союза в ЕврАзЭС, а в дальнейшем в Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) следует обратиться к истокам возникновения самой идеи создания мощного межгосударственного союза на постсоветском пространстве.

С чего же все начиналось? Каковы были предпосылки создания разных институциональных форм евразийской экономической интеграции?

Таможенный союз — наиболее распространенная форма международной интеграции наряду с политической, военной и в широком смысле экономической. Целью любого ТС выступает формирование общей таможенной территории и совместной тарифной и торговой политики участников. Интеграция стран в ХХ-ХХI вв. развивалась путем постепенного перехода к более высокой фазе сотрудничества, взаимного дополнения, взаимосвязи.

26 декабря 1991 года произошел распад СССР, после которого образовались 15 отдельных государств, строящих хозяйственные отношения внутри страны и на внешней арене самостоятельно. Одни страны стали ориентироваться на Евросоюз и интеграцию в единое таможенное пространство ЕС, другие тяготели к сотрудничеству с азиатскими странами и Китаем как крупнейшим региональным промышленным торговым партнером.

Для решения экономических и политических трудностей стран бывшего СССР был подписан ряд соглашений и договоров. В январе 1993 года был принят Устав СНГ. Достигнут определенный прогресс в формировании и развитии организационной структуры СНГ. Принципиальное значение для укрепления сотрудничества имеет Договор о создании экономического союза от 24.09.1993 г. К сожалению, реального и полноценного союза на основе процесса интеграции участников так и не получилось. Например, в 1993 г. в СНГ вошла Грузия, а уже в 2009 г. покинула СНГ. Украина и Туркменистан так и не подписали Устав СНГ. Формат СНГ — далеко не строго позитивный в каждый период, часто противоречивый и драматичный, с явными откатами, противостоянием участников. Попыткам евразийской интеграции стран СНГ в 90-е годы противостояла многосторонняя борьба центростремительных и центробежных сил, тенденций, ресурсов, воль элит Как отмечает советник Президента РФ академик С.Глазьев, «…в силу сочетания разных объективных и субъективных факторов процесс затянулся и становится проблемой, которую нужно анализировать, обсуждать и решать». [8]. К примеру, только около 10 % договоров в рамках СНГ было реализовано.

Первые предложения о создании Таможенного союза стали выдвигаться в начале 1995 года, когда состоялось подписание соглашения между Россией и Республикой Беларусь. Несколько позже к ним присоединилась и Республика Казахстан, в 1996 году — Кыргызстан, который в 1998 году перешел в ВТО. Задача этого этапа формирования Таможенного союза — правовое оформление сближения таможенной политики, ликвидация таможенных ограничений во взаимной торговле, переход к единому таможенному регулированию в отношении третьих стран [9].

26 февраля 1999 году был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Это привело к формированию четкой концепции построения новой системы отношений в экономической, особой таможенно-тарифной, социальной, правовых сферах участников ТС; началу создания функционирующей единой таможенной территории, согласованию применения новых единых ставок таможенных платежей и технологии формирования общей тарифной и торговой политики участников ТС [10].

Предусмотрено, что ЕЭП формируется поэтапно. Первый этап имеет целью завершение формирования ТС и единой таможенной территории. Второй этап предполагает создание Единого экономического пространства, включающего формирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда, проведение общей экономической политики и создание единой инфраструктуры, завершение гармонизации законодательства сторон, обеспечивающего функционирование Единого экономического пространства. На последующих этапах экономического сотрудничества стороны будут стремиться к согласованию параметров основных макроэкономических показателей [11].

10 октября 2000 года Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС). Цель создания ЕврАзЭС — эффективное продвижение процесса формирования договаривающимися сторонами ТС и ЕЭП на основе свободного перемещения ресурсов, содействия структурной перестройке экономик, проведения согласованной социально-экономической политики участников ЕврАзЭС [12].

16 августа 2006 года главы Государств Беларуси, Казахстана и России приняли решение о формировании в рамках ЕврАзЭС нового Таможенного союза, в дальнейшем открытого для других государств-членов ЕврАзЭС.

На 19 заседании Межгоссовета ЕврАзЭС 6 октября 2007 г. главами трех государств Сообщества подписаны документы, являющиеся ключевыми для функционирования таможенного союза, формирующие его институциональную структуру и определяющие механизм присоединения к таможенному союзу других государств:

-          Договор о Комиссии таможенного союза;

-          Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза;

-          Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним [13].

Новый рубеж развития евразийской интеграции — 18.12.2011 г., когда главы участников ТС приняли Декларацию о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в рамках которого с 1 января 2012 г. 17 базовых соглашений по интеграции призваны обеспечить свободу движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. В 2012 г. создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) как надгосударственный орган экономического управления и координации.

29 мая 2014 г. Договор о создании ЕАЭС подписали Россия, Беларусь и Казахстан.

В октябре 2014 г. Президенты России, Беларуси и Казахстана подписали национальные законы о ратификации Договора о создании ЕАЭС. Следует подчеркнуть, что ЕврАзЭС прекратило существовании де-юре, но реально возрождается и развивается, обогащается уже в рамках ЕАЭС. В рамках ЕврАзЭС было подписано более 250 разносторонних соглашений, т. е. создана фундаментальная договорная и законодательная база дальнейшего сотрудничества.. Договор о создании ЕАЭС вступил в силу с 1 января 2015 г., призван обеспечить интенсификацию интеграционных процессов участников и является открытой моделью сотрудничества [14].

Как отмечают российские специалисты, в рамках ЕЭП пока не происходит серьезных структурно-технологических и инвестиционных изменений в производственном секторе экономики, рост взаимного товарооборота в 2011–2012 сменился заметным снижением темпов. Например, отношение взаимной торговли членов ТС к общему ВВП стран-участниц в 2012 г. составило 1,8 %, а в СНГ — 3,4 %,, в мире — около 20 %, в ЕС — 25,7 % [15, 16].

 

Литература:

 

1.                  Мастихин А. А., Савина Е. А., Попов К. А., Стригина М. О., Филиппова М. Г., Скляренко С. А. Последствия вступления в ВТО для отечественной фармацевтической промышленности// Молодой ученый. 2014. № 6(65). С.453–455.

2.                  Скляренко С. А., Нечаев Б. П., Тимошина А. В., Перегудова Е. П., Моргунова Т. Д. Роль таможенных органов в системе государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности ввозимой пищевой продукции// Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 332–333.

3.                  Юссуф А. М. Природно-климатические и социально-экономические условия развития АПК республики ЧАД// Инженерный вестник Дона. 2012. Т.23. № 4–2 (23). С.34.

4.                  Юссуф А. М. Состояние промышленного производства республики ЧАД// Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С.280–283.

5.                  Рокотянская В. В., Юссуф А. М. Совершенствование механизма управления природно-ресурсным потенциалом пространственной экономической системы (на примере национальных экономик)// Экономические аспекты пищевых производств: сборник материалов научно-практической конференции. 2012. С.144–149.

6.                  Юссуф А. М., Рокотянская В. В. Природно-ресурсный потенциал как фактор обеспечения продовольственной безопасности пространственной экономической системы// Живые системы и биологическая безопасность населения. Материалы Х Международной научной конференции студентов и молодых ученых. 2012. С.361–364.

7.                  Еделев Д. А., Кантере В. М., Матисон В. А. Регулирование торговых отношений в странах-членах ВТО на основе многосторонних соглашений// Пищевая промышленность. 2013. № 9. С.54–58.

8.                  Глазьев С. Проблемы евразийской интеграции//Европейский клуб, № 11, 14

9.                  Внешнеэкономические связи постсоветских стран в контексте евразийской интеграции/ Л. Б. Варданский, А. Г. Пылин. — М.: ИЭ РАН. 2014.

10.              Кошель А. Политические детерминанты евразийской интеграции// Международная жизнь. 2014. № 11.

11.              Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня. // Известия, 2011, 10 октября.

12.              Степаненко А. Процесс евразийской интеграции стран СНГ. // Международная жизнь. 2014. № 9.

13.              Евразийский интеграционный проект: эффекты и проблемы реализации. Научные доклады ИЭ РАН. Отв.ред. С. П. Глинкина. — М.: ИЭ РАН, 2013.

14.              Зиядуллаев Н. Евразийский Экономический Союз: проблемы и перспективы. // Экономист. 2014. № 10.

15.              О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве: Закон Респ. Беларусь от 9 нояб. 1999 г. № 303-З:

16.              Единое экономическое пространство: история создания, институциональная основа и объем согласованных сфер деятельности. Revera Consulting Group.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle